ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Федорова Л.Л.
ГОУ ВПО «Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина»,
методист-организатор по информатизации образования, первая кв. категория,
преподаватель информатики и ИКТ, первая кв. категория
Колобнёва А.Н.
ГОУ ВПО «Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина»,
старший методист, преподаватель дисциплин профессионального цикла,
первая кв. категория
В работе раскрывается актуальность применения мультимедийных технологий в современном образовательном процессе. Выделяются основные принципы, присущие медиа-продуктам, преимущества и проблемы их использования в обучении. Рассматриваются особенности электронных презентаций как средства интерактивного обучения.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, визуализация, интерактивность, образовательный процесс.
Реализация требований современных государственных образовательных стандартов к уровню подготовки выпускника среднего профессионального образования основывается на переходе от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, повышении качества образовательного процесса через развитие творческих способностей обучающихся, повышение уровня личностного и профессионального потенциала и информационной культуры современного специалиста.
В организации учебного процесса актуальным является использование новых подходов, опирающихся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Это становится возможным благодаря активной глобальной информатизации общества и широкому распространению компьютерной сети Интернет. В настоящее время мультимедиа-технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий.
Специалисты в области мультимедиа-технологий выделяют три основных принципа мультимедиа: представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред; наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта; художественный дизайн интерфейса и средств навигации.[3]
Мультимедийные технологии в образовательном процессе – это технологии создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов (текста, рисунков, схем, таблиц, фотографий, видео и аудио-информации) для достижения педагогических целей. Технической базой для использования мультимедиа в учебном процессе является оснащение учебных заведений специальным оборудованием: мультимедийный компьютер, проектор, мультимедийный экран, интерактивная доска.
К мультимедийным образовательным продуктам относятся: электронные презентации, обучающие и развивающие программы, справочники и энциклопедии, тренажеры, интерактивные тесты и плакаты, учебное видео, аудио-информация. Наиболее часто педагогами используются электронные презентации, видео-файлы, электронные тесты и тренажеры.
Мультимедиа-средства предоставляют педагогу возможность эффективного представления большого объема информации в разных формах и нужной логической последовательности соответственно поставленным задачам обучения. По сравнению с традиционными формами и методами обучения использование мультимедиа-технологий значительно повышает эффективность учебного процесса благодаря задействованию в процесс восприятия учебного материала слуховых и зрительных анализаторов и эмоциональных компонент.
Основными преимуществами мультимедийных технологий являются наглядность и интерактивность, благодаря которым учащиеся могут в процессе использования мультимедиа-объектов выбирать траекторию освоения материала в соответствии с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли.
К технологическим преимуществам мультимедиа-ресурсов по сравнению с традиционными источниками и средствами обучения относятся:
возможность наполнения их достаточно большим объёмом информации разных форм представления;
низкая стоимость тиражирования и длительный срок хранения;
возможность их постоянного обновления, корректировки и совершенствования.
В дидактическом плане мультимедиа-технологии позволяют преподавателю использовать инновационные методы и формы обучения. Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа повышает результативность совместной организованной деятельности с учащимися, помогает развивать самостоятельность и творческое мышление, способствует значительной активизации их познавательной деятельности, позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся.
При использовании новых технологий происходит увеличение объема практических работ и творческих проектов поискового и исследовательского характера, предоставляются значительные возможности для самостоятельной работы учащихся, в результате чего меняется роль педагога в учебном процессе. Основной задачей становится организация, поддержка и направление развития личности учащихся, их творческих способностей. Отношения с учащимися при таком способе взаимодействия строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс сталкивается с проблемами личностного и организационного характера. Это — недостаточная мотивация ряда педагогов в изучении и применении возможностей новых технологий в профессиональной деятельности; недостаточное оснащение образовательных учреждений компьютерным оборудованием и отсутствие подключения к Интернету; недостаточное количество доступных обучающих мультимедиа-программ, соответствующих тематике и содержанию учебных дисциплин.
Решению проблемы медиа-образования общества и педагогов, в частности, посвящены труды профессора А.В. Фёдорова – президента Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики. Он вводит термин «медиа-компетентность», который определяет суть имеющихся у индивида знаний и умений, позволяющих использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиа-тексты в различных видах и формах. Как профессиональное качество он рассматривает стремление преподавателей повышать уровень медийной компетентности через самообучение или курсовую профессиональную подготовку. [4]
На решение задач повышения информационной компетентности педагогов и внедрения новых технологий в учебный процесс направлена деятельность методистов-организаторов по информатизации в учебных заведениях Приднестровской Молдавской Республики. Знакомя преподавателей с новыми информационными технологиями посредством семинаров-практикумов, помогая осваивать их в ходе групповых и индивидуальных занятий, оказывая консультативную методическую помощь преподавателям, они способствуют повышению качества образовательного процесса в соответствии с требованиями стандартов.
Первым осваиваемым и наиболее используемым педагогами мультимедийным продуктом являются электронные презентации из-за их доступности, простоты в освоении и использовании.
Часто электронные презентации используются как средство демонстрации иллюстративно-наглядного материала с текстовым пояснением. Но этого недостаточно. Для того чтобы презентация имела новизну в дидактическом плане, а не только служила средством пассивного отображения, необходимо использовать такие возможности как гиперссылки, анимация, триггеры, превращающие презентацию в интерактивный объект. С помощью гиперссылок может выполняться активация приложений и документов, расположенных на локальном диске или в сети Интернет: учебники, тренажеры, тесты, интерактивные плакаты, видео и звуковые файлы, что способствует достижению дидактических целей и задач современного урока.
Для успешного внедрения в учебный процесс мультимедийной презентации педагогам необходимо помнить, что её применение в учебном процессе должно быть тщательно продумано и методически оправданно, служить реализации дидактических задач. В большой степени результативность достижения цели зависит от качества используемых графических, видео и звуковых материалов. Требуется основательная предварительная работа преподавателя по их сбору и обработке. Готовый продукт должен быть эстетичен, соответствовать требованиям и рекомендациям к созданию презентаций.
При проведении теоретических и практических занятий по информатике и информационным технологиям в колледже преподавателем
Федоровой Л.Л. используется как линейная, так и нелинейная траектория прохождения темы.
Сложилась практика применения презентаций следующей структуры:
Таблица 1
Содержание слайдов | Характеристика информации на слайде |
Титульный слайд. | Содержит название дисциплины, раздела, темы занятия и номер занятия по календарному плану. |
Слайд-план рассмотрения вопросов темы. | Представлен в виде списка или графическими объектами (например, объект Smart Art), связывающих гиперссылками отдельные пункты с учебными материалами (слайды, учебники, статьи, тренажеры и т.п.); |
Слайды с кратким изложением материала. | Содержит формулировки определений, понятий, перечисление свойств, характеристик для создания опорного конспекта студентами. При этом обязательна визуализация - применение графики и иллюстраций или ссылок на внешние источники, в том числе видео-материалы по теме. |
Слайды для поэтапного закрепления рассмотренных понятий и самоконтроля их усвоения учащимися. | Содержат вопросы по теме или ссылки перехода к локальным или он‑лайн тренажерам, тестам (хорошо зарекомендовал себя ресурс LearningApps.org). |
Слайд для обобщения изучаемого материала. | Содержит с вопросы для обсуждения темы и/или ссылки на проверочный тест по материалу всего занятия |
Слайд-домашнее задание. | Содержит пункты домашнего задания, а также ссылки на методические указания и рекомендации. |
Преподаватели колледжа используют рекомендованную структуру для создания учебных презентаций. По результатам анализа применения мультимедиа-технологий при проведении занятий в художественном колледже выявлено достижение следующих результатов:
эффективное использование времени занятия и увеличение объёма, рассматриваемого материала;
восприятие и освоение новых знаний студентами происходит быстрее, информация запоминается легче и на более длительный срок, развивается внимание, зрительная память;
легче воспринимаются схемы, логические структуры и последовательности – развивается логическое и аналитическое мышление;
ведение конспекта происходит оперативнее – студент самостоятельно определяет, какой материал фиксировать;
студент имеет возможность полностью охватить спектр рассматриваемых вопросов и контролировать траекторию их изучения - развивается самоконтроль и мотивация;
возможность индивидуального использования медиа-ресурса студентом для повторения и закрепления темы самостоятельно;
повышение уровня результатов обучения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что мультимедиа способствуют развитию у учащихся способностей целеполагания и планирования, повышению мотивации, развитию рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию общих и профессиональных компетенций. [2]
При условии систематического использования электронных мультимедиа ресурсов в учебном процессе эффективность обучения повышается, студент становится активным субъектом учебной деятельности, заинтересованным в достижении целей профессионального образования.[1]
Используемая литература
Бондаренко О.В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения.
https://science-education.ru/ru/article/view?id=26397
Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно- практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И.Н. Ульянова, 1999 г. с.170-172.
Канцырева А.К. Современные мультимедийные средства обучения. https://infourok.ru/sovremennie-multimediynie-sredstva-obucheniyakratkiy-obzor-multimidiynih-sredstv-i-vozmozhnostey-ih-ispolzovaniya-v-obrazovateln-1494517.html
Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009 234 c.
3