СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение наглядности на уроках музыкальной литературы»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для преподавателей теоретических дисциплин в системе ДМШ и ДШИ.

Просмотр содержимого документа
««Применение наглядности на уроках музыкальной литературы»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Калининграда

«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»












«Применение наглядности на уроках

музыкальной литературы»








Выполнила

преподаватель теоретических дисциплин

Корчагина Елена Анатольевна





















Калининград

2021

«Понимание красоты музыки и

красоты искусства – вот главное,

что мы должны развить в детях»

Б.Асафьев

Сегодняшние реалии настойчиво требуют от преподавателя ДМШ высокого мастерства, умения применять в своей работе разнообразные приемы и средства, помогающие эффективному осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания.

Организация восприятия музыки – одна из сложнейших задач, встающих перед преподавателем музыкальной литературы. «Понимать искусство - значит чувствовать его», - говорил К. Станиславский.

Чтобы развить у детей способность наслаждаться искусством, способность к эмоционально-эстетической оценке, необходимо по-особому, методически целенаправленно выстраивать процесс обучения.

Среди множества методов, отражающих современные подходы к музыкальному образованию, следует назвать метод «выхода за пределы музыки», а также метод «художественного контекста», которые в полной мере направлены на формирование ассоциативного мышления учащихся. Насыщение содержания уроков новыми пластами из сферы искусства - живописью, архитектурой, скульптурой, поэзией, кино и т.д. - является одним из путей интенсификации музыкального образования, активизации интереса у учащихся к занятиям музыкой. Помощниками в реализации этих целей на уроках музыкальной литературы в ДМШ являются  средства наглядности, т.е. арсенал иллюстративного материала, применяемый в образовательном процессе. Сам термин происходит от латинского слова «illustratio» - освещение, наглядное изображение, т.е. «изобразительное истолкование» какого-либо произведения. Уже со времени появления «Великой дидактики» Я.А.Коменского (1627 г.) принцип наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. 

Различают  два главных вида наглядности: образно - опосредованную (т.е. зрительную) и слуховую, которые могут взаимодополнять друг друга в учебном процессе. Третьим видом можно назвать синтетические средства наглядности - видео, кино, телевидение, которые соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве.
Образно-опосредованная наглядность основана на тесной взаимосвязи музыки с другими видами искусства. Это картины, рисунки, фото достопримечательностей, которые способны выполнить роль исторического комментария к произведению, воссоздать облик эпохи, отображенной в произведении. Сюда можно отнести эскизы декораций, костюмов, афиши концертов, спектаклей, а также статьи, письма, дневники, воспоминания композиторов, критиков, исполнителей. Словесно-графическая наглядность включает в себя хронологические таблицы, карты путешествий композиторов, схемы, таблицы по жанрам, формам, композиции произведений.  
К слуховой наглядности  относятся музыкальные произведения или их фрагменты, образцы художественного чтения, звукозаписи фрагментов оперных и драматических спектаклей, концертов и т.д. Синтетические средства наглядности. 

На уроках музыкальной литературы – это, прежде всего, фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал: портреты и памятники композиторов, выдающихся исполнителей, фрагменты писем, хроникальные кадры, а также экскурсии по памятным местам, которые создают эффект присутствия.

Интернет, операционная система Windows открывают неограниченные возможности для обогащения уроков иллюстративным материалом. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают огромную базу для разработки различного рода презентаций. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, исполнителей-виртуозов, а также мастеров сцены, архитекторов, скульпторов.

Использование электронных презентаций Microsoft Power Point помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия информации. Педагог продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока, например, «Жизнь и творчество М.И. Глинки» или «Богатырская симфония», где в слайдах устанавливаются короткие тексты и картинки высокого качества, используются различные анимационные эффекты.

Виды иллюстраций:

Музыкальная


Художествен-ная

Литературная


Синтетические средства


Схемы, таблицы, кластеры


Аудиозаписи музыкальных произведений

Репродукции картин, рисунки, фото, афиши

Фрагменты литературных текстов, летописей; стихи, статьи, письма, воспоминания

Видеозаписи; мультимедийная презентация

Хронологические таблицы, схемы строения сонатной формы, композиции оперы, симфонии и т.п.

Технология использования различных видов иллюстрации на уроках музыкальной литературы помогает глубокому осмыслению изучаемых произведений, являясь важным средством повышения интереса учащихся к предмету. Безусловно, широкое использование различных видов иллюстрации делает урок интегрированным, т.е. уроком, сочетающим различные типы межпредметных связей. При этом педагог помогает учащимся раскрыть в художественных образах музыки, литературы, живописи, театра их глубинный смысл, почувствовать гармонию содержания, формы и выразительных средств, что способствует воспитанию у детей эмоциональной чуткости, формированию широкого мировоззрения.

На практике это выглядит так: например, при изучении тем «Характеристика творчества А.П. Бородина» или «Опера «Князь Игорь» я использую фрагменты древнерусских летописей, репродукции масштабных полотен В. Васнецова, К. Васильева, И. Глазунова, репродукции и фотографии киевских, новгородских, ярославских православных соборов (им также присущ размах, монументальность, грандиозность, богатырская сила), а также творений иконописи (Спас Нерукотворный, «Деисус: Спас, Богоматерь и Иоанн Предтеча» из московского Успенского собора). Таким образом, ознакомив учащихся со стилевыми особенностями русской живописи и архитектуры того времени, мы можем переходить к более подробному изучению произведений А.П.Бородина. По теме «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский» можно почитать на уроке фрагменты из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», посмотреть схему Ледового побоища из учебника истории, а также альбом вооружения тех времен и фрагменты видеозаписи одноименного фильма. Новый учебный материал в этом случае запоминается детьми очень легко, а музыка активизирует эмоциональное восприятие.
По теме «Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова» можно поговорить о картинах И.Айвазовского, Н.Рериха, а также народной живописи мастеров Палеха. Несомненно, в союзе с другими искусствами музыка скорее найдет путь к сердцу учащегося, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства.

Роль иллюстраций на уроках музыкальной литературы в ДМШ очень важна. Часто именно иллюстрация, картинка становится «волшебным ключиком», открывающим перед детьми дверь в живой и многообразный мир музыкальной культуры.

Иллюстрация будит воображение детей, формирует представление о мире сказочном и мире реальном, приобщает к искусству линий и цвета. Вдумываясь в логику изображаемых событий, осознавая, какое участие принимают в них действующие лица, учащиеся постепенно входят в их внутренний мир, начинают эмоционально откликаться на их чувства и переживания, учатся постигать художественный смысл структурных компонентов музыкального произведения.





Использованная литература:

1. Гейлиг М. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М. 1986.
2. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М. 1985.
3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М. 1982.
4. Лернер И. Дидактическая система методов обучения. М. 1980. 5.Зверев И. Взаимная связь учебных предметов. М. 1977.

6. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1994.
7. Затямина Т.А. Современный урок музыки. М., 2007.

8. Бочкарев Л.Л.Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

9. Выготский Л.С. Психология искусства». М., 1986


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!