ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Создание мотивации
Хочется начать своё выступление словами Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Задание аудитории. Вспомните, пожалуйста, свою любимую игру из детства.
(Ответы участников мастер-класса)
Конечно же, дети любят играть, это всеми известный факт. А кто из вас до сих пор с удовольствием УМЕЕТ играть? Поднимите, пожалуйста, руки.
(Ответы участников мастер-класса)
Прекрасно. Я раздам карточки тем коллегам, кто поднял руки, любит играть.
(Раздаю карточки)
Комментарий при раздаче карточек: «Замечательное качество взрослого человека – умение играть! Это умение отвлечься от проблем, всего, что происходит вокруг, быть только здесь и сейчас. Посмотрите на то, как играют дети! Насколько они вовлечены в игру. Весь мир перестаёт существовать для них в этот момент!».
Итак, прочитаем, что написано на ваших карточках. Давайте разберём, где «плюсы», а где «минусы». Кто прочитает о «минусах» в организации игр?... А теперь назовём «плюсы»…
(Участники мастер-класса обсуждают положительные и отрицательные стороны организации игровой деятельности в урочное и внеурочное время с детьми. Получают синюю или зелёную карточку)
Всем спасибо помощь, за активное участие. Вы заметили, что многие из присутствующих стали улыбаться, почувствовали себя более комфортно? Психологи утверждают, что лучший способ сблизить, объединить любой коллектив – это правильно психологически его настроить, возможно, создать совместную игру.
Актуальность
Напомню вам, уважаемые участники мастер-класса, что задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств обучения и воспитания детей.
История возникновения игровых технологий в отечественной педагогике началась ещё в начале XX века. Так как же рассудить: игровая – это устаревшая технология или современная?
«Игра – есть потребность растущего детского организма», - писала Надежда Константиновна КрУпская. Использование игровых технологий в урочной и во внеурочной деятельности – это способ моделирования внешнего взрослого мира, его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Игровые технологии активно использовали и используют педагоги всего мира до сих пор, доказывая их эффективность в учебно-воспитательном процессе. Значение игровой технологии в урочное и во внеурочное время при решении задач ФГОС состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении социальных, развивающих, обучающих, нравственных задач.
Благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, решения задач в игровой форме. В результате учащиеся приобретают новые знания по содержанию игры. В отличие от прямой поставленной задачи, как это происходит на уроках, в познавательных играх она возникает как игровая задача самого ребёнка.
Игра во внеурочной деятельности помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, поступки, слова, правильно и объективно оценивать поступки других. Через игру можно привить ребёнку любовь и уважение к себе и к одноклассникам, ко взрослым и к родине.
В «Толковом словаре живого великорусского словаря» В.И.Даля указано, что «игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья».
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Игровые технологии, как показывает практика, помогают детям легче усваивать программный материал, расширяют кругозор, повышают познавательную активность, создают атмосферу свободного и радостного творчества у детей, а значит, повышается эффективность учебного и воспитательного процесса.
Поэтому в современной школе появляются всё новые и новые формы игровых технологий, познавательных, развивающих, воспитательных и игр как в урочное, так и во внеурочное время работы с младшими школьниками. Мы с вами обсудили положительные и отрицательные стороны применения игр и игровых ситуаций в работе с детьми. Их нужно не только знать каждому педагогу, но и умело учитывать, использовать при организации своей работы.
Обобщение и систематизация знаний
Классификация используемых игр учителем довольно объёмная.
По области деятельности:
Физические
Интеллектуальные
Трудовые
Социальные
Психологические
По характеру педагогического процесса:
Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие
Познавательные, воспитательные, творческие
Коммуникативные, диагностические, профоринтационные, психотехнические
По игровой методике:
Предметные
Сюжетные
Ролевые
Деловые
Имитационные
Драматизации
По предметной области:
Математические, химические, биологические, экологические и т. д.
Музыкальные, театральные, литературные
Трудовые, технические, производственные
Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные
Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие
По игровой среде:
Без предметов/ с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности
Компьютерные, телевизионные, ТСО
Технические, со средствами передвижения
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
Работа с использованием полученных знаний
Давайте разберёмся!
На экране вы видите классификацию видов игр. Отнесите предложенную мной игру к одному из этих видов. Я познакомлю вас с наиболее новыми современными играми, используемыми педагогами во внеурочной деятельности.
Игра «Пинг-понг»
К доске выходят два ученика и поочередно ставят друг другу вопросы. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мячик. Ученик называет вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель или одноклассники оценивает их ответы.
Как вы считаете, какова цель такой игры? (Проверка знаний)
В урочном или внеурочном процессе можно использовать данную игру? Конечно, на уроке, причём, не только при проверке домашнего задания, но и при первичной проверке усвоения нового материала, а также при обобщении изученного. Эту игру можно применить абсолютно на всех учебных предметах.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Если цель игры – отдых, разрядка, то условия могут быть такими. Учитель первым хлопает в ладоши очень сильно, задача остальных по очереди хлопать всё тише и тише. Можно по рядам, можно первые парты, потом вторые и т. д. А можно выбирать следующего.
Коллеги, пожалуйста, назовите, к какому виду относится эта игра по игровой методике? (Имитационная)
А по области деятельности? (Психологическая)
В какой ситуации применима такая игра? (На уроке во время физ.минутки. Или в начале занятия по внеурочной деятельности как организационный момент…)
Контроль усвоения знаний
К любой поставленной педагогом на уроке или во внеурочной деятельности задаче можно придумать игру. Но о чём же нельзя забывать:
нельзя перегружать учебный или воспитательный процесс одними играми;
нужно неукоснительно соблюдать правила игры всеми участниками;
цель и задачи проводимой игры должны соответствовать теме и задачам урока/ занятия.
Рефлексия мастер-класса
Любая технология, в том числе и игровая — это инструмент, который может значительно повысить качество учебного процесса, но не самоцель. Современный учитель должен уметь грамотно его использовать, держать под контролем и знать преимущества.
Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Напомню, что в начале мастер-класса мы обсудили «плюсы» в применении игровых технологий и «минусы». Давайте общими усилиями превратим «минусы» в положительные моменты применения игровых технологий в образовательном процессе. Нужно только найти способ «КАК?» Назовёте путь решения проблемы для педагога.
И в конце нашего мастер-класса в качестве рефлексии давайте используем современный приём, называемый кластер. Напомню, что кластер – это графическая форма организации информации. Пусть в качестве изображения, фигуры станет пятиконечная звезда. Ответим на вопрос: что для всех нас значит слово «игра»?
Приём «Кластер»