Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Большой вклад в ее разработку внесли известные русские ученые-лингвисты разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов и другие. Один из известных русских педагогов-словесников В.В. Острогорский считал, что нужно уделять больше внимание общению с учащимися, беседе как одной из форм общения. Он писал: «Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова». Образцы великолепных ораторских речей оставили нам древнерусская литература. М.В. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» он считал, что именно язык помог собраться людям в сообщества, работал за глубокую, содержательную, простую и ясную речь. В.Г. Белинский рекомендовал обогащать речь пословицами, поговорками, прибегать к пересказам как средству обогащения речи.
О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.
В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.
На рубеже XX – XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. В методике преподавания русского языка входит в обиход понятие «компетенция».
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
В современной филологии под компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение языком.
В федеральном стандарте для начальной школы говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.
Лингвистическая компетенция включает в себя знания основ науки о языке, сведений о фонеме, морфеме, словосочетании, предложении и т.д., представлений о том, что в языке изменяется, какие аспекты в нем наиболее актуальны.
Языковая компетенция дает освоение системы языка (звуковых, предложно-падежных, видовременных, определительных, обстоятельственных и других отношений).
Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения.
Современный период развития методики характеризуется обостренным интересам к языку, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях народа, нравственно-этических ценностей, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию.
Все перечисленные виды компетенций тесно взаимосвязаны. В основе их лежит неразрывная триада «язык – культура – общество, новый взгляд на роль социума (и микросоциума) в становлении языковой личности».
Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.
Речевой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); за урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.)
Среди прочно вошедших в методику данных предметов наиболее интересными представляются проблемный метод, технология С.Н. Лысенковой (использование опорных схем при комментируемом управлении), игровые технологии, деятельностный подход, групповая работа, здоровье сберегающие технологии.
Проблемный метод.
Основа проблемного обучения – создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Существуют различные способы создания проблемной ситуации, наиболее применимы и оптимальны, на наш взгляд следующие:
выдвижение проблемного вопроса
создание проблемной ситуации.
Игровые технологии.
Большой интерес представляют игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры. Приложение 3.
Использование опорных схем при комментируемом управлении.
Особый интерес представляет использование опорных схем. Данная технология предполагает поэтапное введение материала:
«перспективная подготовка (тема раскрывается последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами);
уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий»
Во время проведения такой перспективной подготовки (то есть начала прохождения темы, изучения материала) осуществляется комментированное управление. А затем составляется опорная схема, которая рождается на глазах учеников в процессе объяснения материала (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы).
Данная технология способствует развитию речи учащихся и умения учащихся строить связный рассказ по опорной схеме.
Применение деятельностного подхода при обучении развитию речия использую концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
В основе деятельностного подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников. Я создаю проблемные ситуации, составляю и обсуждаю план урока вместе с учениками, используя разнообразные формы и методы в учебной деятельности, позволяющие формировать универсальные учебные действия.
При деятельностном подходе «изменяется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а самостоятельное нахождение учащимися способа решения поставленной проблемы учителем. Учитель выполняет роль консультанта, создавая ситуацию успеха. Оценивается данная работа по желанию учащихся, что снимает эмоциональное напряжение.
При деятельностном подходе формы работы могут быть различными – это размышления, исследования, дискуссии, ролевые игры.
Речетворчество.
Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений».
Учителю необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.
Основными формами организации речетворческой деятельности являются урок и мастерская.
На уроке учитель решает следующие речетворческие задачи:
учить видеть, слышать и чувствовать текст;
пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
Речетворческую деятельность в мастерской организуем с учетом трехступенчатости данного процесса:
погружение в (художественный) текст на уроках речевого мастерства;
рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;
создание текста и его совершенствование.
Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:
а) «Прием свободных ассоциаций»;
б) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);
в) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации). Приложение 6.
Используя данные приемы, строим работу, учитывая следующие этапы:
Учащимся дано домашнее задание, написать сочинение на определенную или свободную тему. Делаем пояснение для успешного выполнения работы. Учащиеся выполняют задание дома, создают записи, оформляют содержание.
Проверка работ с целью выявления тех сочинений, которые вызовут интерес у других учеников.
Работа в классе по группам по инструкции (найти в сочинении положительное, интересное, высказать свои мысли в группе, не обращать внимания на неудачные моменты работы). Приложение 7.
Воспринимая позитивные оценки, дети запоминают свои удачные находки, убеждаются в своих способностях. Развивается интерес к выполнению данных работ и в конечном итоге, я добиваюсь своей цели - развития речи учащихся.
Метод проектов.
Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся.
Во время групповой работы на уроках развития речи развиваются все виды универсальных учебных действий.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.
Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.
Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.
1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
2. Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание;
3. Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;
4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.
Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.
Содержание работы по развитию речи складывается из основных элементов представляемого педагогического опыта работы:
1.работы по обогащению словаря.
2.грамматического строя речи учащихся:
- словосочетание, предложение;
- части речи.
3.Работа с текстом (сочинения, изложения).
4.Творческие работы.
1.Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.
Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
-Самостоятельное чтение слова ребенком.
-Прочтение слова учителем «орфографически».
-Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
Орфографическая работа над словом:
-постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
-звукобуквенный анализ слова,
-деление слова на слоги и на слоги для переноса.
Заучивание правописания данного слова:
-подбор однокоренных слов,
-составление словосочетания, предложения с этим словом,
-подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.
-Составление рассказа из блока словарных слов
-Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
-Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения и обязательно приучать учащихся к работе со словарями различных видов (орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический словарь и т. д.). Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года.
2.Для работы над словосочетанием и предложением применяю специальные психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться;
специальные речевые упражнения: рифмовка, скороговорка, доскажи словечко.
3. Творческие работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики строю с учетом рецептивных видов деятельности (слушание, чтение) и оперативных действий (говорение, письмо).
Ученые выделяют несколько уровней владения речью (классификация предложена В.Я. Коровиной). Суть классификации в поступательном продвижении школьника от простого к сложному, от репродуктивных упражнений к творческим.
4.Работа с текстом (сочинения, изложения).
Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.
Я в своей педагогической практике учитываю трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.
Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.
Здесь использую такие виды работ:
составление плана.
выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
создание коллективного (группового) образца, правила;
определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;
- формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.
Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.
Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.
Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют.
К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
В объяснительной записке к программе начальной школы отмечается ведущая роль развития речи в обучении русскому языку и чтению: « Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением, пониманием связной (контекстной) речи… - вот основное содержание уроков в начальных классах.
Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе.
На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
4. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.
5. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.
6. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.
При таком подходе к коммуникативной стороне обучения речь учащихся должна стать выразительной, выделяться разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
Таким образом, я считаю, что мой педагогический опыт систематизировал мою работу на уроках русского языка, методы и приемы развития речи в привязке к уровням речи, упражнения по развитию речи, заданиям учебника.
Список использованной литературы.
1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.
2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.
3.Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29 – 31.
4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.
7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.
8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010.