СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение производной при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение производной при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем»

Факультативное занятие: «Применение производной

при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем»


(Щукина Ирина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категории, г.Мончегорск Мурманской области, МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова)


Цель факультативного занятия: научить применять производную при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем.


  1. При решении уравнений.

Прежде чем приступить к решению уравнений, надо повторить следующую теорему.

Если функция y=f(x) монотонна на своей области определения Е, то уравнение f(x)=C имеет не более одного корня на множестве Е.

Если функции y=f(x) и y=g(x) разной монотонности на промежутке Е, то уравнение f(x)=g(x) имеет не более одного корня на промежутке Е..


1√х+3 + √х+8 =5


Схема:

  1. Угадывается 1 или более корней.

  2. С помощью производной доказать, что других корней нет или находятся остальные корни.

х = 1 корень

Докажем, что других корней нет.


1 1

y = ( √ х+3 + √ х+8 ) = +  0

2 √ х+3 2 √ х+8

при всех х y  0, значит, функция y возрастает на всей области определения, следовательно, уравнение не может иметь более одного корня.


№2. а) Сколько корней имеет уравнение:

х3-3х2+6х-4=0

Решение:

х=1 – корень

Рассмотрим функцию y= х3-3х2+6х-4

y =3х2-6х+6=3(х2-2х+1)+3=3(х-1)2+30

при всех значениях х функция возрастает на всей области определения, значит корень единственный.


б ) √ х-1 + √ х+4 + √ 3х+1 =9

х=5 - корень

1 1 3

y = + +  0

2 √ х-1 2 √х+4 2√3х+1

функция возрастает при всех значениях х, значит, 5 – единственный корень.


в ) √ 4х+1 + √ х-2 =1

2 1

y = +  0

√ 4х+1 2 √ х-2

функция возрастает на ОДЗ:  2; + )

y(2)=3 уравнение корней не имеет, т.к. 13, а 3 – наименьшее значение функции в силу ее возрастания.


  1. Доказательство неравенств.


№1. Какое из 2-х чисел больше:

1 1

2 006 - или 2007 -

√ 2007 √ 2006



Решение:

Попытаемся ввести вспомогательную функцию

1 1

2 006 - 2007 -

√ 2007 √ 2006

1 1

2 006 + 2007 +

√ 2006 √ 2007


Рассмотрим функцию

1

y = х + при х  1

х

Исследуем ее на монотонность

1

y = 1 -

2 √ х3

При х  1 y  0, значит, функция возрастает при х  1


у (2006)  y (2007)


1 1

2 006 +  2007 + , значит,

√ 2006 √ 2007

1 1

2 006 -  2007 -

√ 2007 √ 2006

№2. Сравнить:

а) еπ и πе

Рассмотрим функцию

ln х

y = , исследуем ее на монотонность и экстремумы, D(y) = (0; + )

х

(ln х) х - ln х х 1 - ln х

y = = ;

х2 х2

1 - ln х

= 0, х = l

х2


+ -


0 l х

х =еl единственная точка экстремума на промежутке (е; + )

это точка максимума, функция достигает в ней наибольшее значение,

т. к. π∈ (е; + ), l  πи функция убывает на этом промежутке, значит,

ln е ln π

 , следовательно π lnе  е ln π

е π


ln еπ  ln πе

еπ  πе


  1. Решение систем.


х + sin х = y + sin y

х2 + х y + y2 = 12


Рассмотрим функцию: y = t + sin t

y = 1 + cos t; y  0, значит, функция возрастающая, тогда

х + sin х = y + sin y х = y, следовательно, 3х2 = 12, х =  2

Ответ: ( 2;  2)



Литература:


МШ – 2 -84

МШ – 3,6-77 (Балка М.Б., Писарева)

МШ – 5,6-80

МШ 2-95

Зильберберг Н.И. «Алгебра и начала анализа в 10 классе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!