Факультативное занятие: «Применение производной
при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем»
(Щукина Ирина Павловна, учитель математики высшей квалификационной категории, г.Мончегорск Мурманской области, МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова)
Цель факультативного занятия: научить применять производную при решении уравнений, доказательстве неравенств, решении систем.
При решении уравнений.
Прежде чем приступить к решению уравнений, надо повторить следующую теорему.
Если функция y=f(x) монотонна на своей области определения Е, то уравнение f(x)=C имеет не более одного корня на множестве Е.
Если функции y=f(x) и y=g(x) разной монотонности на промежутке Е, то уравнение f(x)=g(x) имеет не более одного корня на промежутке Е..
№ 1√х+3 + √х+8 =5
Схема:
Угадывается 1 или более корней.
С помощью производной доказать, что других корней нет или находятся остальные корни.
х = 1 корень
Докажем, что других корней нет.
1 1
y = ( √ х+3 + √ х+8 ) = + 0
2 √ х+3 2 √ х+8
при всех х y 0, значит, функция y возрастает на всей области определения, следовательно, уравнение не может иметь более одного корня.
№2. а) Сколько корней имеет уравнение:
х3-3х2+6х-4=0
Решение:
х=1 – корень
Рассмотрим функцию y= х3-3х2+6х-4
y =3х2-6х+6=3(х2-2х+1)+3=3(х-1)2+30
при всех значениях х функция возрастает на всей области определения, значит корень единственный.
б ) √ х-1 + √ х+4 + √ 3х+1 =9
х=5 - корень
1 1 3
y = + + 0
2 √ х-1 2 √х+4 2√3х+1
функция возрастает при всех значениях х, значит, 5 – единственный корень.
в ) √ 4х+1 + √ х-2 =1
2 1
y = + 0
√ 4х+1 2 √ х-2
функция возрастает на ОДЗ: 2; + )
y(2)=3 уравнение корней не имеет, т.к. 13, а 3 – наименьшее значение функции в силу ее возрастания.
Доказательство неравенств.
№1. Какое из 2-х чисел больше:
1 1
2 006 - или 2007 -
√ 2007 √ 2006
Решение:
Попытаемся ввести вспомогательную функцию
1 1
2 006 - 2007 -
√ 2007 √ 2006
1 1
2 006 + 2007 +
√ 2006 √ 2007
Рассмотрим функцию
1
y = х + при х 1
х
Исследуем ее на монотонность
1
y = 1 -
2 √ х3
При х 1 y 0, значит, функция возрастает при х 1
у (2006) y (2007)
1 1
2 006 + 2007 + , значит,
√ 2006 √ 2007
1 1
2 006 - 2007 -
√ 2007 √ 2006
№2. Сравнить:
а) еπ и πе
Рассмотрим функцию
ln х
y = , исследуем ее на монотонность и экстремумы, D(y) = (0; + )
х
(ln х) х - ln х х 1 - ln х
y = = ;
х2 х2
1 - ln х
= 0, х = l
х2
+ -
0 l х
х =еl единственная точка экстремума на промежутке (е; + )
это точка максимума, функция достигает в ней наибольшее значение,
т. к. π∈ (е; + ), l πи функция убывает на этом промежутке, значит,
ln е ln π
, следовательно π lnе е ln π
е π
ln еπ ln πе
еπ πе
Решение систем.
х + sin х = y + sin y
х2 + х y + y2 = 12
Рассмотрим функцию: y = t + sin t
y = 1 + cos t; y 0, значит, функция возрастающая, тогда
х + sin х = y + sin y х = y, следовательно, 3х2 = 12, х = 2
Ответ: ( 2; 2)
Литература:
МШ – 2 -84
МШ – 3,6-77 (Балка М.Б., Писарева)
МШ – 5,6-80
МШ 2-95
Зильберберг Н.И. «Алгебра и начала анализа в 10 классе».