СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение робототехнического конструктора HUNA-MRT в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста при реализации задач познавательного и социально - коммуникативного развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на окружном семинаре «Использование современных видов конструктора в ДОУ» (21.02.2025 г.).

Просмотр содержимого документа
«Применение робототехнического конструктора HUNA-MRT в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста при реализации задач познавательного и социально - коммуникативного развития»

Применение робототехнического конструктора HUNA-MRT
в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
при реализации задач
познавательного и социально - коммуникативного развития

СЛАЙД 1.

Мы живем в мире, совсем не похожем на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. В современном обществе требуются специалисты способные внедрять новые технологические решения, управлять крупными проектами, что влечёт за собой необходимость изменения привычных образовательных технологий.

СЛАЙД 2.

Новое время порождает принципиально новый облик ребёнка дошкольного возраста, предполагающий готовность к жизни в высокотехнологичном мире. И педагога, способного создать в условиях дошкольной организации, развивающую предметно-пространственную среду способствующую, формированию у детей устойчивых познавательных интересов, развитию умений и навыков работы в команде и способностей к мыслительной и творческой деятельности.

СЛАЙД 3.

В мире современных технологий нас всё больше и больше окружает робототехника. Причины всё более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с её дидактическими возможностями (представлены на слайде).

Робототехника – новый вид занятий, позволяющий мотивировать ребёнка к проявлению познавательной и социально-коммуникативной активности.

Прежде всего, к проявлению любознательности, самостоятельности, а затем и личностной инициативы в поисках способов решения задач при создании моделей-игрушек, моделей-роботов, и проектов с использованием новой технологии. Ведущих, к приобретению ребёнком собственного опыта экспериментирования с представляемым нами, робототехническим конструктором HUNA-MRT, в том числе в ходе совместной конструктивной деятельности с другими детьми и педагогом.

А значит, позволяющими:

– развивать у ребёнка дошкольного возраста не только технические умения и навыки, но и сформировать у него предпосылки инженерного мышления;

– качественно преобразовывать количественно приложенные индивидуальные и коллективные мыслительные усилия в практический результат.

СЛАЙД 4.

Занятия с робототехническим конструктором HUNA-MRT являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике. В ходе них происходит знакомство воспитанников с механикой и программным управлением.

Наборы конструктора HUNA-MRT – многофункциональное оборудование, позволяющие научить детей с разным уровнем психоэмоционального развития (как нормотипичных, так и с особыми образовательными потребностями) основам конструирования и моделирования простых механизмов и игрушек-роботов. Детали конструктора пластмассовые, яркие, с минимумом доступной для детей электроникой: датчики, моторы, пульт управления.

СЛАЙД 5.

В игре с робототехническим конструктором, при выполнении задания, ребёнок решает задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Не просто выполняя заученные действия, но и видоизменяя их, получая новые результаты. Таким образом, его развивающееся мышление даёт возможность предусматривать результаты своих действий, планировать их заранее и в других видах деятельности.

СЛАЙД 6.

Ну, а если сборка моделей из конструктора HUNA-MRT проводится сразу совместно несколькими детьми, то его использование даёт возможность для дополнительного обучения умению договариваться нашего юного инженера игрушечной роботопромышленности со своими сверстниками.

СЛАЙД 7.

Использование конструктора HUNA-MRT во время игровых занятий коррекционно-развивающей направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи или задержкой психического развития, способствует активной стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук, что усиливает афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Другими словами, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на развитие двигательного и речевого центров головного мозга, тем самым способствуя запуску речи и улучшению её качества.

СЛАЙД 8.

Занятия робототехникой также помогают таким детям достичь более высокого уровня развития восприятия, внимания, памяти и пространственного мышления, расширить кругозор.

СЛАЙД 9.

Освоение навыков роботоконструирования происходит поэтапно (этапы представлены на слайде).

При планировании совместной деятельности отдаётся предпочтение различным игровым формам и приёмам, «шаг за шагом» дети учатся конструировать модели различной сложности. Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

СЛАЙД 10.

Далее вашему вниманию представлены задачи коррекционных и развивающих занятий педагога-психолога и педагогов, а также их примерное планирование по тематическим блокам. Каждая тема предусматривает предварительную работу с детьми, сопровождается подбором соответствующего наглядного и речевого материала. Сами будущие модели, если это не конструирование или моделирование по замыслу, и не проектная деятельность детей, взяты из набора карт-схем, прилагаемых к конструктору «от простого к сложному».

СЛАЙД 11.

Методические рекомендации. Первый год обучения. Блоки занятий (представлены на слайде).

СЛАЙД 12.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребёнок расширял кругозор: предметы быта, животные, птицы, транспорт, архитектура и др.. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, в подгруппе.

СЛАЙД 13.

Первоначально детям предлагается собрать предметы и объекты окружающего мира (мебель, игрушки, транспорт, постройки для детских площадок). Затем животных, птиц, человека, выделяя особенности их строения. Сделать игрушку, с которой можно играть, изменяя сюжет игры. А использование деталей сразу нескольких наборов, позволяет предоставить ребёнку возможность неограниченного числа вариантов конечного результата.

СЛАЙД 14.

Далее детям предлагается воссоздать конструкцию по предложенному образцу с подробным описанием методов его создания. Такая форма обучения подразумевает передачу ребёнку готовой информации и не связана напрямую с развитием творчества.

СЛАЙД 15.

Однако, в ней развиваются навыки подражания, которые для ребёнка важны в ходе самостоятельного воссоздания реальной модели из её графического представления – руководствуясь достаточно сложной схемой. Что развивает и познавательные, и интеллектуальные способности ребёнка, положительно сказывается на его способностях к абстрактному мышлению.

СЛАЙД 16.

Методические рекомендации. Второй год обучения. Блоки занятий (представлены на слайде).

СЛАЙД 17.

Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение в её конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают возможности. Придумывают сюжеты игр, сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. Такие занятия могут служить подготовкой детей к полноценному самостоятельному техническому творчеству.

СЛАЙД 18.

В создании коллективных построек («Зоопарк», «Безопасный город», «Парк аттракционов» и др.) воспитанники учатся договариваться и взаимодействовать друг с другом, представлять результаты проектов. При этом, создавая новые поделки и новые сюжеты, они сами выбирают для себя темп и условия игры.

СЛАЙДЫ 19–20.

И конечно же, ситуация успеха формирует у детей знакомых с робототехникой уверенность в собственных силах, что способствует развитию желания развивать свои технические и инженерные способности не только в выбранном направлении деятельности. Но и проявлять познавательную и социально - коммуникативную активность, гармонично развиваться.

СЛАЙД 21.

По результатам практической деятельности с воспитанниками старших и подготовительных групп, было составлено методическое пособие «Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT при подготовке детей к школе» (2019 год).

СЛАЙДЫ 22–23.

В том числе, для использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с проблемами в эмоциональном и коммуникативном развитии, с ограниченными возможностями здоровья, с одаренными детьми).

СЛАЙД 24.

В ноябре 2019 года команда МА ДОУ № 29, в числе которой было двое воспитанников, обучающиеся по АОП для детей с ТНР приняли участие, в соревнованиях по техническому творчеству среди дошкольников «НеоКидз» (ЦДТ) и заняли почетное 2 место среди ДОУ городского округа Краснотурьинск.

СЛАЙД 25.

Опыт использования в работе педагога-психолога робототехнического конструктора HUNA-MRT как современной технологии был представлен на различных уровнях.

СЛАЙДЫ 26–30.

Разработана дополнительная образовательная программа «Робототехника» (2021 год).

По ней, начиная с 4-х летнего возраста, занимаются наши воспитанники, желающие реализовать свою творческую активность в конструирование настоящих роботов – игрушек.