Применение соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод.
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности и выступающую в качестве способа повышения эффективности физического процесса. Соревновательный метод используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма - соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма - относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию обучающегося, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными.
1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
1)формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
2)воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества - любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
3)формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения - уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;
4)воспитание волевых черт и качеств личности - воля к победе, непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
1)обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения - наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
2)развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта - анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами - лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и другие. Также необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания, а именно, развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой.
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Основные задачи эстетического воспитания при использовании соревновательного метода:
1)воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
2)формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Существенно, что эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений, а определяются более всего тем, что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с этим способствует достижению идеала всестороннего гармонического развития личности. Хорошее здоровье - одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетическое восприятие.
Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в соревновательных условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:
1)формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям соревновательной деятельности;
2)разносторонне развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности - целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости; формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизирующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым занимающегося перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
1.2 Особенности соревновательного метода. Соревновательная нагрузка упражнения в лёгкой атлетике.
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Особенности соревновательного метода:
1)установка на победу;
2)максимальное проявление физических и психических сил;
3)частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
4)унификация содержания состязательной деятельности .
Соревновательный метод позволяет:
1)стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
2)выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
3)обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
4)содействовать воспитанию физических качеств .
Достоинства соревновательного метода:
Занимающийся может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода
Использование соревновательного метода оказывает значительное влияние на развитие определенных двигательных умений и навыков, тактическую и техническую подготовленность. Данный метод на занятиях может использоваться как в тренировочной игре, так и в отдельных упражнениях, характерных и нехарактерных для лёгкой атлетики.
Дозирование нагрузки при использовании соревновательного метода в учебно-тренировочном занятии по лёгкой атлетике будет рассмотрено на примере некоторых упражнений.
Использование соревновательного метода в тренировке низкому старту. Учащиеся под руководством преподавателя занимают стартовые места и по команде делают стартовый разгон на дистанции от 10 до 40 метров.
Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как общеразвивающими, так и специально развивающимися, характерные для лёгкой атлетики. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря - баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое. Например:
1.Эстафета с эстафетной палочкой
2.Ведение баскетбольного мяча змейкой
3.С теннисным мячом пролезть в 3 обруча, у отметки попасть в цель, обратно оббежать обручи змейкой
4.Проползти по мату на животе, добежать до обруча, перепрыгнуть из одного обруча в другой, дойти до скамейки, пройти по ней, оббежать стойку, вернуться.
5.Эстафета в кругу. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу.
6.Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу, ведение мяча до отметки и обратно, передать мяч следующему игроку.
7.С наружной стороны оббежать игроков и по часовой стрелке переместиться на одного игрока.
8.Перепрыгнуть через всех игроков, которые находятся в И.п. - сед на коленях, принять И.п.
9.Встречные эстафеты. Оббежать стойку, проползти по мату в седе, передать эстафету следующему игроку.
10.Два игрока держат мяч спинами. Оббежать (боком, приставными шагами) отметку и вернуться.
11.Эстафеты с индивидуальными упражнениями для каждого игрока (отжимание, приседание, прыжки и т.д.)
12.Коллективные. Пролезть в обруч, пройти по скамейке, пролезть в обруч, оббежать отметку за руку (по очереди по парам)
13.Один бежит со скакалкой в руках, оббегает отметку, даёт один конец скакалки второму, проводят под ногами, вся группа прыгает.
14.Первый оббегает стойку, возвращается за вторым, за руку оббегают стойку, возвращаются за третьим и т.д.
Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для лёгкой атлетики характерны такие игры как «салки», «гонки» и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
Таким образом, можно сказать, что соревновательный метод играет большое значение как в собственно соревновательной форме, так и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности.
9