3 | Сообщение темы урока. Целеполагание. | Мы вспомнили, что изучали на уроках ОБЖ в 5-6 классах о пожарах и причинах их возникновения. В 7 классе мы продолжаем изучение темы пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном природном явлении. Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». Давайте определим цели нашего урока. По наводящим вопросам обучающиеся определяют цель урока: узнать, что такое пожар и уметь различать виды пожаров. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он так и не научился с ним обращаться. Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. Кто помнит, как зовут мифологического персонажа, который подарил огонь людям? Веками длились страдания Прометея. Но столь, же долгой была людская благодарность. Люди веками почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. |
Записывают тему урока в тетрадь.
Определяют цель урока.
Отвечают - Прометей
| 4 мин. |
54
6 | Изучение нового материала. | С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним. Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары. Что же такое пожар? Учитель. По типу пожары бывают: Индустриальные. (Знакомство состоится в 8 классе) Бытовые. (Эту тему изучали в 5-6 классах.) Природные. (Тема нашего урока). Занесем схему в тетрадь. Учитель. Что же такое лесной пожар? И как называется наука, их изучающая? (Работа учащихся с учебником). На доске учитель выписывает задания, поставленные перед учащимися: Найти определение лесного пожара в учебнике. Как называется наука изучающая пожары? Какую пользу приносит лес человеку? Учитель выборочно опрашивает учащихся по поставленным вопросам. Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу: смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот; защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы; служат домом для большинства видов живых организмов; служат одним из основных мест отдыха людей. поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах); защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы; служат домом для большинства видов живых организмов; служат одним из основных мест отдыха людей. Верховой пожар распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах. Низовые пожары – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Горят: лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев Почвенный пожар (торфяной) развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. По интенсивности возгорания лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Учитель задает вопросы учащимся: Можно ли это записать схематично? Как? Предлагает занести эту схему в тетради. На доске показывает, как это сделать. Фиксирует основные характеристики интенсивности всех видов лесных пожаров: скорость распространения (м/с) и высоту (глубину в м, см.) пламени. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра. Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет большее развитие. |
Учащиеся сравнивают определения из различных источников. Находят их очень похожими друг с другом. Записывают определение пожара в тетрадь (Федеральный закон «О пожарной безопасности»).
Учащиеся зарисовывают в тетради схему типов пожаров. Типы пожаров Индустриальные Бытовые Природные Читают учебник на стр. 109. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся с помощью учебника отвечают на вопросы. Записывают в тетради определения: лесной пожар, пирология. Учащиеся зарисовывают схему в тетради.
Учащиеся заполняют во время объяснения учителем материала таблицу «Классификация пожаров» Можно от заголовка «Интенсивность возгорания лесных пожаров» нарисовать стрелки и выписать виды пожаров в зависимость их интенсивности. Учащиеся зарисовывают в тетрадь схему «Интенсивность возгорания лесных пожаров». (слабые, средние, сильные) | 17 мин |