Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кугейская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Подготовила:
Денисенко Екатерина Викторовна
Учитель начальных классов
2019 год
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне
Здоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу и у родителей, и у педагогов. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей – хронически больные. К сожалению, подобная картина складывается и при оценке здоровья детей школьного возраста. Сохранение, поддержание и укрепление здоровья субъект педагогического процесса – детей, педагогов и родителей – становится приоритетной задачей современного образования. На её решение направлено использование в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий.
Значительно усложняет применение здоровьесберегающих технологий существующая путаница в терминологии. Одним из первых педагогов, занимавшихся проблемой здоровьесберегающих технологий, был В.Д. Сонькин. По его мнению, здоровьесберегающая технология включает в себя:
Условия обучения ребенка в школе;
Рациональную организацию учебного процесса;
Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Эти требования определяются гигиеной обучения, они знакомы педагогам с институтских времен и обязательны для всех. Чуть позже появился термин здоровьесберегающие образовательные технологии. Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов).
По словам профессора Н. К. Смирнова, «…здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Такой подход предусматривает:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными;
учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;
создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение работоспособности.
Опираясь на исследования М. М. Безруких, Н. К. Смирнова, О. В. Петрова, можно разделить здоровьесберегающие образовательные технологии на группы по основным направлениям здоровьесберегающей работы:
здоровьеохранительные – медицинские, защитно-профилактические, технологии организации здорового и безопасного образа жизни, здорового питания;
организационно-педагогические – технологии рациональной организации образовательного процесса;
физкультурно-оздоровительные – физическое воспитание, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия;
здоровьеформирующие – учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Все здоровьесберегающие технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении обозначенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Остановлюсь на технологиях, которые использую на своих уроках.
-Медико — профилактические — они обеспечивают сохранение здоровье детей под руководством медработников;
- Физкультурно — оздоровительные — они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности
- Здоровьесберегающие образовательные — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников. Цель данной технологии становление осознанного отношения ребенка к здоровью, накопления знаний о здоровье, развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье. Ведущий принцип этих технология — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
- Технология обеспечения социально — психологического благополучия ребенка. Данная технология обеспечивает психическое и социальное здоровья ребенка. Основные задачи этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия, психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками, взрослыми, в школе, семье.
- Технология валеологического просвещения родителей и учащихся — задача данной технологии — обеспечение валеологической образованности родителей учащихся.
- Игровые технологии - применение в образовательном процессе игровых технологий.
- Личностно – ориентированное обучение.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.
Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепление здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
УМК «Школа России» помогает внедрять здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Здоровьесбережение на уроке.
Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровье ориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 35-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. (Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, пересказ, игры, викторины, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач. Норма 4-7 видов за урок.).
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. На уроке прошу ребенка прочитать задание стоя, на одной ноге, стоя наклонившись над партой. Ребят вызываю чаще к доске для двигательной активности.
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избегания таких последствий каждую четверть пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Из сказанного следует, что образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Творчество и здоровье как «норма жизни» находятся в неразрывном единстве.
Театрализация – одна из форм организации взаимодействия педагога и детей. В своей работе активно использую эту форму работы.
Сказкотерапия – методика психокоррекции, позволяющая в доступной для понимания детей сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Анималотерапия предполагает раскрытие дополнительных возможностей в проведении и личности детей через мимические и пантомимические упражнения, осуществление поведенческой регуляции.
Психогигиена ориентирована на коррекцию психологических процессов детей через использование игр и двигательную деятельность. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При творческом подходе к обучению каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.
Это достигается использованием:
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;
- средств ИКТ;
- проектно - исследовательской деятельности;
-проведение физминуток учащимися;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
-инсценировка сказок;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, в т. ч. проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ).
Помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, что способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка. Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам, помогает развитию правильной самооценки или её коррекции в сторону улучшения.
Использую на уроках различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, высокому уровню здоровьесбережения.
Наличие и место методов, способствующих активизации: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
• «Смех – лучшее лекарство»;
• Мажорность урока;
• Эмоциональная мотивация в начале урока;
• Создание ситуации успеха.
Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Предпочитаю использовать демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, уроки окружающего мира провожу в форме экскурсий. Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить отрицательные факторы школьной жизни. Систематически провожу игровые уроки. Например, использую мяч в устном счете на математике. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что, используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например- уроков – практикумов: «Вода в природе и жизни человека», уроков здоровья: «Здоровая пища для всей семьи» (такие уроки полностью посвящены теме здоровьесохранения), уроков-исследований: «Какой бывает еда?» «Здоровые продукты», уроков – поисков: «Как зимой помочь птицам», уроков – экскурсий «Осенние дары природы».
Темы уроков окружающего мира – богатая почва для занятий проектной деятельностью с обучающимися: мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». Например, «Советы доктора Воды», «Режим дня», «Чтобы зубы были здоровы».
Для решения проблемы сохранения здоровья детей я обновляю каждый год оформление класса, привлекаю детей к оформлению уголка здоровья; организую выставки рисунков по теме «Здоровье» в классе по прочитанным произведениям; подбираю звуковое сопровождение к урокам - “Звуки природы”, классические музыкальные произведения. На своих уроках постоянно работаю с цветом, активно используя цветные мелки, цветные губки. Дети, по совету учителя, обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. В начальной школе имеются специальные тренажеры, “Ежики”. Использую подушечки из различных видов ткани ( мягкая, жесткая, гладкая, пушистая) с различными наполнителями ( песок, фасоль, горох, гречка). Эти подушечки можно помять, пощупать и носить на голове. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим средством от усталости для детей.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
Физминутки, зарядка, массажные минутки
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Но к физминутке надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения. В классе так же проводятся флешмобы.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут.
Для гимнастики глаз имеются презентации для ребят. Так же использую на уроке лазер, которым вожу по стене и потолку, а ребята следят глазами. Для расслабления частей тела тоже есть интересные анимационные презентации.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Пример:
Гимнастика.
(Руки – на столе перед грудью согнуты в локтях.) Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром! ( Пальцы рук переплести - рукопожатие.)
Потянулись! Потянулись! Потянулись! (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться.)
Стали дружно умываться. ( Ладошки трут.) Полотенцем вытираться. (Скользящие движ.)
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. ( Массаж всех.)
Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед, назад. ) ( Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)Пришли в школу ( руки на парте согнуты в локтях.) и уселись за тетрадку. (Показать готовность к уроку.)
«Игра на клавишах».
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Для массажа стопы сделали с родителями первоклассников самодельные массажные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова из подручного материала: для первых и вторых классов – из нашитых пуговиц, а далее для третьих и четвертых классов – из пробок от пластиковых бутылок. Использовать игровую стену «Ладошки» для развития кистей рук. На стене нарисованы детские ладони от пола до стены. Ребенок достает до верхних ладоней встав на цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Это корректирует осанку и искривление позвоночника, снимает утомление в мышцах кистей и способствует их развитию. На уроках технологии используем подручный материал (ластики, книги, полиэтиленовые пакеты, кусочки ваты, платки, стаканчиков из – под йогурта и т. д.) очень увлекают ребят, способствуют хорошей физической и эмоциональной разрядке и, соответственно, плодотворной работе на уроке.
Экологическое пространство в классе
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
В классе систематически проводятся мероприятия посвященные экологии. Такие как «Деревья твоего двора», «Откуда приходят свет и тепло в твой дом». Практические занятия «Маленький огород на подоконнике», «Изготовление кормушек для птиц», «Уход за одеждой и обувью». Конкурс рисунков «Мой дом», «Я живу в селе». Проведение экологических акций «Мы - жители планеты Земля». Создание модели «Экология и я» из природных материалов.
Сохранению здоровья учащихся способствует и наличие экологического пространства, которое подразумевает:
а) проветривание помещений;
в) озеленение кабинета;
г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители.
Внеклассная работа, классные часы
Ежемесячно проводились и проводятся классные часы на тему здоровья (см. приложение). Активное участие принимаем и принимали в школьных мероприятиях, посвященных здоровью (Дни здоровья, «Зарница», «День Бегуна», «Мама, папа, я – спортивная семья». Конкурсах плакатов, акциях здоровья). Результаты по каждому соревнованию заносятся в «Портфолио личных достижений», которое есть у каждого ученика. За победу в каждом конкурсе дети получают награды.
Мною проводятся внеурочные занятия «Уроки Здоровья» и «Основы здорового питания», в которых апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию.
Родители – заинтересованные помощники
Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы младших школьников, нарастание неврологических проявлений, увеличение хронических заболеваний, низкая адаптация к школе. Причина прогрессирующего ухудшения здоровья детей связана, на мой взгляд, прежде всего, с несоответствием образовательной среды возможностям детей и социальными возможностями жизни семьи. Будем рассматривать термин здоровье как, физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Врачи кафедры физических и клинических основ детства выявили две группы риска по здоровью в современных условиях. Первая группа - дети из неполных семей с низким доходом, где родители вынуждены много работать и имеют вредные привычки (алкогольные и другие пристрастия). Эти родители мало или совсем не уделяют внимания своим детям. Вторая группа - дети из так называемых «новых русских», где родители обычно много работают, уделяя минимум внимания детям.
Поэтому врачи говорят о необходимости правильного обращения внимания на значимые моменты для здоровья школьников:
- режим дня и правильного питания;
- массаж рук как метод простой эффективной коррекции некоторых психических функций: памяти, внимания, пространственного мышления;
- хороший психологический климат в семье и классе;
- достаточные режимные нагрузки.
Чтобы научить детей беречь свое здоровье, одним из лучших средств является пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями. Совместная работа с семьей начинается с обучения родителей конкретным приемам и методам оздоровления (самомассажу, видам закаливания). В этих целях широко используются:
-консультации;
-деловые игры и тренинги;
- устные журналы и дискуссии с участием медиков, психологов, родителей, имеющих опыт семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- совместные физкультурные праздники.
Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Это необычайно сложная задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у детей основ физиологической, психической и интеллектуальной культуры. Родители должны умело использовать эти основы при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами. Классный руководитель, желая помочь родителям в приобретении опыта в воспитании, должен стремиться создать атмосферу взаимопонимания и доверия в классе, между детьми и родителями. Планируя воспитательную работу, я подбираю различные формы в проведении встреч с родителями. Это беседы, лекции, диспуты и открытые уроки, «Веселые старты» с участием всей семьи, совместные походы на природу, посещение театров и музеев. В классе есть уголок для родителей «Будьте здоровы», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы. Сюда помещаются статьи по различным направлениям здоровьесберегающей работы: о пользе и вреде телепередач, компьютерной зависимости, гиподинамии и пустом время провождении в интернете, о вредных привычках, о полезных продуктах питания и витаминах, содержащихся в них; об упражнениях, направленных на формирование правильной осанки; об охране зрения и вредных привычках человека. Родителям необходимо иметь представление о тех знаниях и умениях, которые дети получают на уроках и внеклассных мероприятиях: о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для глаз, чтобы помочь своим детям освоить их дома.
Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесет желаемый результат - поможет младшим школьникам сохранить и укрепить здоровье.
Работа медработников по сохранению здоровья учащихся.
Учитываю в работе показания медработников, которые ведут разъяснительную работу с родителями и учителем по сохранению здоровья ребёнка.
Питание в школе.
Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.
Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.
Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо).
Окружающая природа за здоровьесбережение.
Проживая в селе, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью. Мы ходим на экскурсии в парк, рощу. Ходим в походы.
Вывод
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
-творческий подход к уроку с целью здоровьесохранения;
-проведение на уроке двигательных тренингов;
-проведение классных часов на тему здоровья;
-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса.
Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Приложение
Классный час на тему: «Здоровье-наше богатство"
Цель: подвести детей к определению «здоровье».
Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.
Оборудование:
Плакат-девиз: “Я здоровье сберегу Сам себе я помогу!”
Пословицы и поговорки о здоровье.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите самому себе “я люблю учиться и узнавать новое”.
– Тихо сели.
2. Вступительная беседа. Сообщение темы классного часа.
– Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Родители и – учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете.
– Беречь своё здоровье должен каждый человек.
Наш девиз:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу! (Наизусть.)
3. Основная часть.
– От чего зависит здоровье человека?
(От умения избежать контакта с больным человеком. От умения вести здоровый образ жизни. От умения помочь себе и другим.)
- А что значит здоровый человек? (зубы, осанка, не имеет вредных привычек, занимается спортом, .....)
- Как сохранить свое здоровье? Что для этого надо делать? Давайте сейчас с вами соберем дерево здоровья. (На доске ствол дерева, а на веточках надписи.)
вести здоровый образ жизни;
меньше времени проводить у телевизора и компьютера,
больше читать; соблюдать режим дня;
соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе;
закаляться; заниматься спортом, туризмом;
заниматься интересным и полезным делом;
делать Добро.
- Вы сказали, что необходимо соблюдать режим дня. И это очень даже правильно.
- Режим – порядок чего – нибудь. Распорядок – все делать вовремя, в одно и тоже время.
Ведь это не просто научить себя делать все вовремя, но надо стараться.
- Отгадайте загадку:
Когда он к нам приходит,
То в сказку всех уводит.
А солнышко взойдет –
Он сразу и уйдет. СОН
Пословицы: Сон – лучшее лекарство.
Сон лучше всякого богатства.
Выспишься – помолодеешь.
- Сон необходим и взрослым, и детям. Детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили, бегая и играя целый день. Так после активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы (сердце, легкие, печень). Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать. Когда спим, отдыхают даже кости: благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и вредно, если человек регулярно не досыпает.
Дети, когда не выспались, становятся капризными, раздражительными, в школе хуже отвечают, чем обычно, теряется аппетит.
И не нужно обижаться на родителей, когда они предлагают вам идти спать, и не воспринимать это, как наказание. Родители знают, что вам надо много спать и отдыхать, чтобы вы росли здоровыми, поэтому и следят, чтобы вы ложились в постель вовремя. А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
- Я уверена, что все ребята хотят вырасти крепкими и здоровыми. А для этого еще необходимо заниматься СПОРТОМ.
Чтоб здоровым, сильным быть
Со спортом мы должны дружить.
4. Физкультминутка.
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами.
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз.
На носочки поднялись.
То приселит, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.
- А также не забывайте о правильном питании. Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Игра “Съедобное – несъедобное”. (Игра с мячом)
Личная гигиена. (Плакат на доске)
Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы; правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку менять раз в 3 -4 месяца; не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного раза в неделю мыть волосы с шампунем; содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, ежедневно делать влажную уборку.
Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.
Полезные привычки.
-А какие полезные привычки знаете вы? (ответы детей)
Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.
- Итак, надо постоянно следить за своим здоровьем и как можно дольше оставаться здоровыми, хотя это нелегко!
5.Закрепление полученных знаний (работа с пословицами)
- Здоровье всегда волновало всех людей. Свой опыт о том, как сберечь здоровье, они передавали из поколения в поколение.
- На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.
В здоровом теле (здоровый дух)
Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Любящий чистоту (будет здоровым)
Кто курит табак (тот сам себе враг).
- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
- Так что всё – таки такое здоровье?
6. Мозговой штурм (дети высказываются на тему:
«Здоровый человек – это…).
Молодцы!
7. Итог занятия
- И в заключении я хочу подарить вам цветок, но этот цветок непростой. Это цветик-семицветик, который может выполнить одно ваше желание.
-Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках.
(счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота.)
- Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток. (Выслушиваются мнения детей. Почему они выбрали именно этот лепесток.)
-Давайте подумаем, что же для человека самое главное в жизни?
- Итак, все же самое главное в нашей жизни – это наше здоровье. Т.к. здоровый человек сможет получить хорошее образование, устроиться на хорошую работу, зарабатывать деньги, растить здоровых детей и быть красивым и счастливым.
- Таким образом, чтобы долго жить, нужно вести здоровый образ жизни.
- Я хочу поблагодарить всех за работу.
- Всем спасибо.