СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример исследовательской работы по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миллионы советских людей погибли на фронте, в концлагерях и в тылу. Вся страна встала на защиту Родины. Наш народ сплотился, выстоял и победил. Среди них был и автор этой тетради - рядовой РККА  Сбитнев К.И.

Просмотр содержимого документа
«Пример исследовательской работы по истории»

Муниципальное образовательное учреждение

Вощиковская основная общеобразовательная школа им. А.И.Королёва





Номинация: научно-исследовательская работа





«Жизнь в концлагере глазами солдата РККА Сбитнева К.И.»



Автор: Шугина Ольга,

учащаяся 9 класса;

Руководитель: Тихова Т.А.,

учитель истории и обществознания.











Вощиково 2019



Содержание



  1. Введение. Письма с фронта свидетельство мужества и

Героизма народа в годы Великой Отечественной войны. ……с. 3-5

  1. «Поклонимся великим тем годам…» …………………………..с.6-15

1.2. Военные реликвии – фронтовые письма. ……………….с.6-7

    1. О чем рассказали исследуемые письма. Фрагменты

и краткий анализ писем А.И.Королёва. ……………… с.8-12

3.2. Виды и особенности фронтовых писем. ……………… с.13-15


  1. Заключение. …………………………………………………… с.16


IV. Список использованной литературы. ……………………… с.18
























I. Введение.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

( Ю. Воронов)

Помогая маме, Шугиной Т.А., заведующей школьным музеем братьев Королёвых, я наткнулась на старую, потрепанную, в масляных пятнах общую тетрадь. Открыв её, я увидела стихи, но разобрать все слова не смогла.

«Расстреляв все снаряды,

Нас сотни погибло.

Те кто остались

Бегством спаслись.

Эс - Эса отряды

Нас долго….

Остаток людей….

В концлагерь попались»…



Стало интересно. Захотелось узнать о человеке, написавшем эти строки, его судьбе, родных, выяснить, как эта тетрадь попала в музей.

9 мая 2015 года страна отметит  70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Миллионы советских людей погибли на фронте, в концлагерях и в тылу. Вся страна встала на защиту Родины. Наш народ сплотился, выстоял и победил. Среди них был и автор этой тетради - рядовой РККА Сбитнев К.И.

Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря дневникам военной поры, письмам с фронта, у нас, нынешних, складывается представление о войне и ее буднях, основанное не на сухих официальных сводках и рапортах, а на живом человеческом слове. Написанное в перерывах между боями, оно становится ценнее от того, что у авторов нет времени обдумывать каждую букву, каждую фразу, когда любое такое письмо, строчка в дневнике могли стать последней весточкой о человеке, написавшем его в окопе, блиндаже, концлагере. Значимость рассматриваемой темы определяется также потребностью в анализе данных дневниковых записей с точки зрения правдивого исторического источника о Великой Отечественной войне. Много написано о войне писателями, полководцами, историками, военными журналистами, но очень редко встречаются дневники рядовых очевидцев войны. Тем более ценным является сам факт сохранившегося документа. Чаще всего родственники участника Великой Отечественной войны располагают письмами и открытками той поры. А сам фактический  документ в виде дневника – записной книжки, тетрадки является большой редкостью.

Теме военных дневников немногие авторы посвящали свои работы. Тимофеева О.Л. в работе «Дневник военных лет», пишет о своём отце Л.И. Тимофееве (1904—1984), который, будучи филологом, вел дневник все четыре года Великой Отечественной войны, находясь в Москве, не имея возможности (по инвалидности) быть на фронте и отказавшись уезжать в эвакуацию. В этом «Дневнике»… ярко отразились не только атмосфера и быт военного времени, но и мысли и чувства одного из представителей русской интеллигенции той поры, его рассуждения о судьбах страны и мира. Абдулин М. в работе «160 страниц из солдатского дневника» пишет о сложностях воспоминаний прошлого. «Но вот что тяжелей: ведь все, о чем я пишу, мне надо пережить заново, и у меня от этого «заново» стало побаливать сердце», - пишет фронтовик. Самойлов Д. в своей работе «Люди одного варианта. Из военных записок» отмечает: «Солдат практически и не мог вести постоянные записи. Это внушило бы подозрения, да и при очередной бесцеремонной проверке вещмешка старшина приказал бы изничтожить тетрадку или записную книжку, поскольку они не входили в список необходимого и достаточного солдатского скарба». Все авторы придерживаются мнения, что военные дневники – это особый «субъективный» исторический источник информации о Великой Отечественной войне, с данной точкой зрения нельзя не согласиться. Изученные источники не предлагают методики работы с такими документами, видимо, устоявшихся критериев не имеется, каждый предлагает свою схему изучения документов, чаще всего, это просто комментарии к оригинальному тексту. Многие отмечают высокий уровень эмоциональности дневниковых военных записей. Исследования психологов показывают, что наиболее значительные и важные для себя события человек запоминает в первую очередь, наиболее правильно и точно; то, что произвело на него наибольшее впечатление, и было связано с более или менее сильными чувствами, сохраняется в памяти в течение продолжительного времени.

Объектом нашего исследования является дневник рядового РККА Сбитнева К.И.

Предметом исследования - степень полноты и достоверности содержания дневниковых записей.

Цель исследования: исследовать содержание дневника рядового РККА Сбитнева К.И.

Гипотеза: Если исследовать и проанализировать записи из дневника, то я узнаю о том, что являлось особо важным и запоминающимся для рядового РККА Сбитнева К.И. в период 1941 – 1945 годов.

Задачи исследования:

1. Исследовать дневниковые записи, их содержание.

2. Выявить главные события периода военного пути.

3. Обобщить полученные результаты, и получить характерный портрет автора дневника.

Методы исследования:

  • интерпретация;

  • анализ содержания;

  • анализ документов (фотографии, дневниковые записи);

  • синтез – обобщение результатов анализа;

  • беседа с родственниками.

Изучение и исследование письменных реликвий военных лет - это дань памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны.



II.

1.

Дневники обычных людей, «среднестатистических» советских граждан, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, определяются как малочисленная группа источников. Если дневниковые записи видных общественно-политических деятелей, писателей, ученых известны давно, то внимание к таким дневникам – явление последнего времени. Представленные в архивах России буквально единично, а в лучшем случае – десятками, дневники уступают в количественном отношении такому ценному массовому историческому источнику как письма военных лет.

На обложке найденной мной тетради, была написана фамилия и имя её автора, но запись стёрлась с годами, и разобрать было сложно. Присмотревшись, мы с мамой определили, что эта тетрадь с записями военных лет принадлежит родственнику Надежды Николаевны Новосёловой. Сама Надежда Николаевна мало что могла рассказать о Сбитневе Константине Ивановиче. Она знала, что это дед её мужа Новосёлова Константина Валерьевича, он служил в годы войны в РККА, попал в плен, затем был освобождён американскими войсками и снова служил в армии. До войны он учительствовал в деревне Лесуниха Арефинского района, куда и вернулся после службы в армии. Учитель русского языка и литературы в Лесунихской школе, затем в Сырневской школе д. Кардинское, а впоследствии, в коррекционной школе детского дома д. Вощиково. Когда Константин Иванович попал на фронт, в сентябре 1941 года, ему было 24 года, зрелый, состоявшийся человек, с любовью относящийся к своему педагогическому делу. Сбитнев К.И. умер в 1979 году, подорванное в концлагерях здоровье, полученные болезни дали о себе знать.

Дневниковые записи чаще всего велись в общих тетрадях или записных книжках. Записи Сбитнева К.И. сделаны в общей тетради в линеечку, с синей обложкой, каллиграфическим почерком, практически без орфографических ошибок (учитель русского языка и литературы всё-таки). Дневниковые записи обычно велись в достаточной мере образованными, чуткими к собственным переживаниям и общественным настроениям людьми. Поэтому дневник, охватывающий события 1941-1945 гг., нередко является продолжением личных записей, начатых еще до войны.

Стране завещаем,

Что мы все готовые

В Красную Армию

На защиту страны!

Половина тетради исписана стихами. Сначала я подумала, что это просто стихи военных лет о тяготах фронтовой и лагерной жизни, но оказалось, что автор сам определил жанр своего творчества – фельетон «Раешник».

Среди дневников участников Великой Отечественной войны, как правило, выделяются фронтовые и те, что велись в условиях тыла. Существует также немногочисленный ряд дневников, написанных советскими военнопленными и «восточными рабочими». Дневник Сбитнева К.И. относится к той категории немногочисленных дневников, которые были написаны и на фронте и в плену.

«Тысяча девятьсот сорок первый год. Год тяжелых потерь и неудач нашей Красной Армии в борьбе с неравными, технически превосходными, силами гитлеровских полчищ…»

Так начинается фронтовой дневник солдата Красной Армии Сбитнева Константина. «Злой хищник, кровожадный гитлер неожиданно напал на нашу молодую Советскую Родину».

«Я хочу во всех своих описаниях рассказать о своих тяжёлых переживаниях, какие я перенес, оказавшись в тылу противника, вследствие отсутствия боеприпасов и будучи оглушённый снарядом, попал в плен. Я перенёс нечеловеческие мучения, голод, пытки и терзания. Моя первая попытка побега из фашистского плена не увенчалась успехом. Я попал в плен под расправу карательного отряда немцев. Перенёс нечеловеческие пытки и мучения над собою. Затем был обратно отправлен в концлагеря военнопленных. В 1943 года я был насильно вывезен в Германию вместе со всеми военнопленными».

Дневники различаются по объему, систематичности и характеру записей. Стилевые особенности и предпочтение в пользу конкретных тем, во многом, связаны с социально-демографическими и личностными характеристиками авторов. Дневник Константина Ивановича состоит из 68 страниц, исписанных ровным, красивым, каллиграфическим почерком, со знаками препинания, и исправленными в некоторых местах, ошибками. Записи систематичны. Сначала он в стихах рассказывает о начале войны, затем как его часть попала в окружение, а затем – плен. «В окружении. Третьи сутки мы роем окопы и готовим мощную оборону. Кругом царит зловещая тишина. Мы находимся в трёх километрах от города Б… Несмотря на то, что в городе большое скопление наших войск, никакого шума и движения не слышно. Всё, как будто вымерло. Люди ходили понуренные, хмурые. Надвигалось что-то опасное и тяжёлое. Эта царящая вокруг зловещая тишина, напоминала что-то страшное предстоящее впереди, как царящая тишина перед тем, как нужно разразится большой бурей. Наша часть, бывшая раньше тыловой, здесь, оказавшись в окружении, стала передовой. Город Б. оказался в тылу противника. Оказавшись в большом кольце, мы с остатками потерпевших наших армий держали большую оборону, круговую оборону. Надвигался большой и смертельный решающий бой. Но у нас нет совсем артиллерии и отсутствуют танки. У нас, пехоты, на исходе боеприпасы. Кольцо окружения нашего города всё сжималась. Последнюю линию обороны мы строили на кладбище вблизи города. 17 сентября 1941 года. Раннее утро. Наша походная кухня привезла нам на кладбище, где мы находились в обороне, завтрак. На завтрак была приготовлена вкусная рисовая каша, по 100 грамм водки, сахар, хлеб и чай. С собою у нас были котелки, из которых мы кушали по двое с товарищем». Читаешь эти строки как художественное произведение, и хочется узнать, что было дальше, допишет автор свой рассказ или оборвётся нить изложения…

Большая часть дневника посвящена жизни в плену. «Здесь мне пришлось пережить ещё большие терзания и голод. Деревянные, выдолбленные колодки на ногах. Триста граммов хлеба в сутки, и раз в сутки варят гнилую брюкву, траву.10-12 часов в сутки тяжёлая работа на железной дороге, ворочать железо, шпалы. Беспрерывные бомбардировки. Нас пленных во время бомбардировок загоняют под железнодорожный мост, как объект для бомбардировки. Великим чудом остался жив. Много товарищей погибло от голода и бомбардировок. Я видно, ещё вынослив, молодой организм выносит больше трудностей».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!