Пример контрольной работы и методических рекомендаций по проведению контрольной работы
Контрольная работа по русскому языку в 7 классе
1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) и..править, во..вратить
б)ц..пленок, с..грать
в) пред..юбилейный, бросат..ся
г) щ..лка, врач..м
2. В каком слове ударение на первом слоге
а) приняв
б)клала
в) занята
г) звонит
3. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется раздельно.
а) (не)видящий взгляд; (не)громко, а тихо; сказать (не)громко
б) (не)смотря на погоду; (не)глядя; (не)смотря по сторонам
в) (не)хорошо, а плохо; мне (не)хорошо, совсем (не) хорошо
г) ничем (не) обоснованная просьба, это (не)окно, она совсем (не)красавица
4. Укажите ошибку в образовании страдательного причастия прошедшего времени:
а)услышать- услышанный
б)застрелить- застрелянный
в)понять- понятый
г)засеять- засеянный
5. В каком варианте ответа последовательно расположены буквы, которые соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
прочита..ая кнага, корчева..ые пни, варе..ый картофель, немоще..ые улицы
а)нн, нн, н, н
б)нн ,н, н, нн
в)нн, н, н, н
г)н, н, нн ,н
6. Назовите способ образования слова ВАЖНЕЙШИЙ
7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
а)Река вышла из берегов- прервалось сообщение с городом;
б)Вокруг стало светло:ззажглись прожектора;
в)Вдруг я чувствую - кто-то берет меня за плечо и толкает;
г)Большенство сходилось на одном: старые законы не годятся.
8. Укажите слово(-а) в котором (-ых) пишется буква О
а)предл..гать
б)отр..ль
в)уд..лить зуб
г)пров..кация
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1)сгибаемые порывали разъяренного ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по каре дерева
а)1,2
б)3,4
в)1,2,3
г)1,2,3,4
10. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е
а)выносл..вый, рис..вать
б)подразум..вать, намер...ваться
в)милост..вый, юрод..вый
г)подмарг...вающий, дел..вой
1. Рбота с текстом
Дождь
1)Дождя не было уже больше недели. 2) Деревьям хотелось пить. 3) Увидев тучи, они будто очнулись от мертвого оцепенения, заволновались, зашептались между собой, нетерпеливо встряхивая кронами, протягивали ветви к тучам, раскачивались из стороны в сторону, словно ощупывая воздух.* 4) Первая вспышка молнии усмирила их. 5) В одно мгновение все вокруг замерло в немом тревожном ожидании. 6) Еще немного, и с верхушек деревьев потекли прозрачные, как детские слезы, струи дождя. 7) В дожде было что-то кроткое. 8) Не пошевелилась ни одна ветка, не колыхнулась ни одна травинка, не блеснула ни одна молния, и казалось, что вся природа затаила дыхание. 9) Такой дождь в народе зовут грибным. 10) Он падает не спеша, и от него земля и воздух будто дымятся. 11) После него из земли сыроежки выскакивают, боровики, лисички, маслята, грузди в рост идут. 12) Очень любят грибы такой дождь.
(М. Ростовцев)
Задания:
1. Озаглавить текст
2. Выписать 5 слов с разными видами орфограмм (объяснить их).
3. Найти предложение с деепричастным оборотом, составить схему.
4. Выполнить фонетический разбор слов: сыроежки, деревьям.
5. Среди списка терминов указать те, которые присутствуют в тексте:
а)Метафора.
б)Ряды однородных членов.
в)Олицетворение.
г)Фразеологизм.
д)Предложения с прямой речью.
е)Гипербола.
ж)Сравнение.
6. Морфологический разбор любого глагола
7. Синтаксический разбор предложения со значком*.
8. Графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.
9. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностическая работа по русскому языку проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 7-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.
Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 7-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.
Задания диагностической работы охватывали практически все разделы курса русского языка: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, синтаксис, орфографию и пунктуацию, функциональные разновидности языка, текст, речевую деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 7 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения Ученик научится: | Число заданий |
Владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций), осуществлять выбор нужного варианта утверждения | 2 |
Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова. | 1 |
Выполнять фонетический разбор слов | 1 |
Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды, анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности | 5 |
Соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объёме содержания курса) | 7 |
Определять прямое и переносное значение слов, слова-антонимы | 2 |
Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения | 1 |
Итого: | 19 |
К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.
Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения.
В работу для 7 класса включено 9 заданий с выбором ответа (ВО), 3 задания с кратким ответом (КО) и 7 заданий с развернутым ответом (РО).
Время для выполнения работы – 2 часа.