СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример курсовой работы по Методике Профессионального обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пример курсовой работы по Методике Профессионального обучения»

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж»












КУРСОВАЯ РАБОТА


МДК.01.01 «Методика профессионального обучения»

ПМ.01. Организация учебно-производственного процесса




Комплексная разработка урока учебной практики по теме

«Выполнение замены подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106»


(специальность - 19.06.31. «Слесарь по ремонту автомобилей»)






Выполнил:

Олейников Ростислав Викторович,

студент группы МПО-53, 4 курса

Оценка «___» (___________)

Проверил:

___________ Толкачева М.А.

«____» __________ 2019 г.







Якутск, 2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

РАЗДЕЛ 1. НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ


1.1 Цели и методы нормирования учебного процесса…………………….

5

1.2 Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени……………………………………………………………………….


9

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К УРОКУ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


2.1 Календарно-тематический план специальности рабочей квалификации «Слесарь по ремонту автомобилей»……………………….


11

2.2 Перечень учебно-производственных работ специальности рабочей квалификации «Слесарь по ремонту автомобилей»……………………….


13

2.3 План урока учебной практики специальности рабочей квалификации «Слесарь по ремонту автомобилей»……………………….


14

2.4 Конспект урока по теме «Замена подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106»………………………………………………………


20

2.5 Инструкционно-технологическая карта………………………………..

25

2.6 Карточка-задания………………………………………………………...

28

2.7 Тест………………………………………………………………………..

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….

37


ВВЕДЕНИЕ


В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на первый план выходит задача формирования у студентов профессиональной компетентности.

Все это поставило перед учебными заведениями профобразования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки образовательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки обучающихся. [1 С. 23]

В связи с этим у профессиональной образовательной организации появилась большая ответственность за подготовку профессиональных кадров, что в свою очередь требует от педагогов разносторонней педагогической эрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания и развития обучающихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства. [3 С. 45]

Целью данной работы является разработка урока учебной практики по выполнению замены подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. изучить нормирование учебно-производственных работ;

  2. разработать комплексно, учебно-методическую документацию;

  3. разработать необходимые дидактические средства обучения.

Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом деятельности. [2 С. 12]

Производственное обучение — самостоятельная особая часть общего учебного процесса со своим специфическим целеполаганием, содержанием, логикой, со своими принципами, специфическими формами, методами, педагогическими средствами осуществления. В этой связи процесс производственного обучения в теоретическом и прикладном (процессуальном) плане требует особого рассмотрения. Поскольку производственное обучение - составная часть целостного учебного процесса, то и рассматривать его следует, исходя из общих характеристик процесса обучения.

Образовательный процесс (процесс обучения) – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей и личностных качеств обучающихся, овладение элементами культуры учебного труда, формирование основ мировоззрения. [5 С. 87]

Особенностью процесса производственного обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных компетенций. Знания являются основой умений, но главной целью, определяющей специфику производственного обучения как части процесса профессионального образования, выступают профессиональные умения и навыки. Это обусловливает высокие требования к мастеру производственного обучения как к специалисту -профессионалу.

РАЗДЕЛ 1. НОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ


    1. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Основными целями нормирования учебно-производственных работ являются следующие:

1) способствовать постепенному освоению учащимися приемов и методов работы;

2) приучать ценить фактор времени и тем самым обеспечивать освоение к концу обучения норм, установленных на предприятиях для рабочих соответствующей профессии и уровня квалификации;

3) устанавливать исходные данные для правильного планирования производственного обучения и использования имеющегося оборудования;

4) содействовать наиболее объективной оценке успеваемости учащихся по производственному обучению на основе показателей выполнения учащимися установленных норм. [6 С. 1]

Мастер производственного обучения должен хорошо понимать, в какие этапы обучения и как эти цели могут быть реализованы.

Нормирование учебно-производственных работ не производится, когда учащиеся обучаются правильному выполнению отдельных движений и приемов, составляющих изучаемую трудовую операцию. Если в этот период обучения сообщить учащимся норму времени, которая установлена на данную операцию, или норму выработки, которая должна соответствовать работе умелого исполнителя, — результат может оказаться отрицательным. Подстегиваемые желанием самоутвердиться, ученики будут больше внимания уделять количеству изготавливаемой продукции, а не ее качеству. Методическое правило этого периода — отработка качественных показателей, развитие координации движений, выработка привычки выполнять каждый прием «как надо», с соблюдением строгой технологической последовательности. Понятно, что от занятия к занятию выполнение операций будет происходить успешнее и быстрее, но, повторимся, в период освоения учащимися основных приемов работы нормы им не сообщаются. Мастер производит нормирование учебно-производственных работ, выполняемых учащимися при изучении операций, но исключительно для себя, для учета в целях планирования учебного процесса. Ниже будет показано, что это время исключается из плана производственного обучения группы на конкретный период. [1 С. 152]

Совсем иначе обстоит дело при выполнении комплексных работ. При изготовлении учащимися объектов труда в этот период обучения происходит совершенствование и закрепление уже сформированных навыков. Учебно-производственные работы комплексного характера, выполняемые учащимися в учебных мастерских, а также при обучении в условиях производства и повседневной практики, обязательно нормируются с сообщением установленных норм времени учащимся.

Если учебно-производственные работы выполняются по заказам предприятия, а технологические процессы обеспечены оснащением, принятом на реальном производстве, в качестве расчетных принимают нормы времени, действующие на предприятии. Если работы выполняются по различающимся технологиям (на-I пример, на производстве — серийное, а в училище — единичное производство), то расчетные нормы устанавливает учебное заведение, используя рекомендации инструкций по нормированию. [7 С. 2]

Основанием для установления ученической нормы на изготовление одного изделия является норма техническая (расчетная), определяемая путем установления величины затрат времени на следующие составляющие:

- оперативное время;

- время обслуживания рабочего места;

- подготовительно-заключительное время;

- время перерывов на отдых и естественные надобности. [6 С. 3]

Оперативным называется время, в течение которого выполняется производственная работа, направленная на выполнение дан-гной операции или задания. Оперативное время подразделяется на 1 основное технологическое и вспомогательное.

Основным технологическим называется время, расходуемое на изменение геометрических форм и размеров обрабатываемых деталей (станочные или слесарные работы) или изменение взаимного расположения частей изделия (сборочные или сварочные работы), что и является целью данного технологического процесса. Основное технологическое время может быть:

- машинным, если обработка осуществляется без непосредственного участия рабочего (например, рабочий только наблюдает за протачиванием при механической подаче);

- машинно-ручным, если детали обрабатываются рабочим на станке (например, подрезка торца с ручной подачей, сверление отверстий или фрезерование с ручной подачей и т.п.);

- ручным, если обработка производится без применения механизмов (например, ручное опиливание, рубка и т.п.).

Вспомогательным называется время, затрачиваемое рабочим на установку и снятие деталей, их измерения, пуск и остановку станка, включение и выключение подачи и т.п.

Время обслуживания рабочего места — это время, которое в продолжение всего рабочего дня затрачивается на уход за рабочим местом. В него включается время, затрачиваемое на смену и переточку инструмента, его раскладку и уборку, регулирование и наладку станка в процессе работы, его чистку и смазку, уборку стружки и т.п.

Подготовительно-заключительным называется время, затрачиваемое рабочим на подготовку к данной работе и на выполнение действий, связанных с ее окончанием, а именно:

1) получение и сдача наряда, технической документации, металла (полуфабриката), инструментов и приспособлений;

2) ознакомление с работой, чертежом и получение инструктажа по выполняемому заданию;

3) наладка оборудования;

4) подготовка рабочего места;

5) установка и снятие инструментов и приспособлений;

6) сдача работы. [7 С. 3]

Особенности подготовительно-заключительного времени состоят в том, что оно затрачивается рабочим только в начале и конце работы над данной партией деталей и что продолжительность его не зависит от числа штук деталей в партии.

Время перерывов на отдых включается в норму времени при выполнении физически тяжелых, утомительных работ, при ускоренном темпе работы и значительном грузообороте. Во всех остальных случаях время на отдых в норму времени не включается.



1.2 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМИРОВАНИЮ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ НОРМЫ ВРЕМЕНИ

Подчеркивая важность организации работ по нормированию и учет выполнения норм времени в училищах, следует предупредить молодых педагогов об определенных трудностях, которые могут им встретиться, — чаще там, где организация такой работы не на должной высоте, где нормированию не уделяется нужное внимание. В училищах, где по штату не предусмотрен технолог, нормированием должны заниматься старший мастер и мастера производственного обучения. В крупном училище нормированием занимается технолог, который с участием мастеров и под руководством старшего мастера устанавливает технические и ученические нормы времени.

При нормировании работ следует иметь в виду следующие аспекты, связанные со спецификой учебного процесса. Так как подготовительно-заключительное время исчисляется на все производственное задание, устанавливая технические нормы времени на изготовление изделий, необходимо заранее учитывать, какими партиями они будут выполняться учащимися. Так, если группе токарей дается для обработки 100 заготовок деталей, то установление нормы времени на каждую деталь будет зависеть от количества заготовок деталей, данных каждому учащемуся, а не от количеств заготовок, данных на группу. А на основе этого принимать меры для постепенного увеличения производительности труда каждым учащимся. [6 С. 3]

Необходимо сделать оговорку следующего характера. Количество профессий, подготавливаемых в системе нормирования производственных обучение, достаточно велико, а различия в специфике многих из них — значительны. Понятно, что нормирование при производственном обучении, например, станочников, кардинально разнится с нормированием работ учащихся строительных профессий. Поэтому мы считаем крайне важным пояснить, что в каждом отдельном случае обязательно должны учитываться специфика профессии и особенности учебного заведения.

При этом мастер, планируя работу с группой, должен руководствоваться существующими по ряду массовых профессий таблицами нормативов. Такие таблицы распределения учебного времени по каждой теме учебной программы, где показано время, отводимое на инструктаж, упражнения и производственную деятельность, позволят мастеру четко определять объемы, которые должны быть выполнены группой за месяц (квартал). Время, которое при этом рассчитывается, называется приведенным временем. Именно оно является расчетным для определения плана для группы на конкретный месяц обучения. [3 С. 67]

Расчеты необходимо выполнить по формуле:

Норма уч. вр. = Раб. вр Х уч. коэфф. + (Время на инструктажи) х количество занятий)

Астрономическое время перевести в академическое время и вычислить количество занятий.

Таким образом, нормирование учебно-производственных работ — важный фактор не только для реальной проверки уровня подготовки учащихся на каждом конкретном периоде обучения, но и основание объективных данных для учета производственной деятельности за любой период обучения.





РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К УРОКУ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


2.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ» (144 ЧАСА)

МАСТЕР П/О ОЛЕЙНИКОВ Р.В.


Наименования

Раздела

темы

Количество

часов

Тип, вид урока

Учебно- производственные работы

Методы

обучения

методы учений

Межд. предметная

связи

КМО урока

Источники подготовки к занятиям

Домашняя работа


Примечание (даты)


Нам. изделий

Наим. уч. -

работ

2

Основа сварочных работ

18










3

Снятия запорного кольца и подшипника

6

Т. Урока по изучению трудовых приемов и операций В.ур. практикум

Уголок строительный

Процесс снятия запорного кольца и подшипника

М.О. Рассказ показ Демонстрация

М.У. слушания запоминания наблюдения

рефлекс

Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей, Слесарное дело

1.1, 1.2, 1.3,

2.1, 3.1,

3.1.1, 3.1.2,

3.1.3, 3.2,

3.3, 3.4, 3.5,

3.6, 3.7, 3.8,

3.9, 4.5, 4.1.1, 4.2.1, 4.3.1, 4.4.1, 4.6.1, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.3, 4.7.4.


19 – 1-2 с.

20 – 1-2 с.

Повторить следующую тему: Выполнения установку подшипника и запорного кольца

4

Установка подшипника и запорного кольца

6

Т. Урока по изучению трудовых приемов и операций В.ур. практикум

Уголок строительный

Установка подшипника

М.О. Рассказ показ Демонстрация

М.У. слушания запоминания

наблюдения

рефлекс

Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей, Слесарное дело

1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.5, 4.1.2, 4.2.2, 4.3.2, 4.4.2, 4.6.2, 4.7.5.


19 – 1-2 с.

20 – 1-2 с.

Повторить следующую тему: Выполнения снятия и установку подшипника и запорного кольца


5

Выполнение замены подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106

6

Т. Урока по изучению трудовых приемов и операций В.ур. практикум

Уголок строительный


М.О. Рассказ показ Демонстрация

М.У. слушания запоминания

наблюдения

рефлекс

Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей, Слесарное дело

1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 4.5, 4.1.3, 4.2.3, 4.3.3, 4.4.3, 4.6.3, 4.7.6, 4.8.1.

19 – 1-2 с.

20 – 1-2 с.

Повторить следующую тему: Выполнения замены подшипника полуоси





2.2 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ» 2 КУРСА МАСТЕР П/О ОЛЕЙНИКОВ Р.В.


Время, месяц на изучения раздел, темы

и Наименование раздела и темы

Время на изучение раздела, темы

Наименования

Сложность работы (разряд)

Рабочая норма времени (выработка)

Коэффициент перевода

Учения норма времени (выработки)

Количества работ на одного учащегося

Всего

В том числе

На инструктаж

На упражнения

На производственную деятельность

Изделия

Учебно- производственные работы







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Октябрь 2019 год

Снятия подшипника полуоси

540 мин

140 мин

60 мин

340 мин

Подшипник

Процесс снятия запорного кольца и подшипника

2-й разряд

3 ч

2.0

430 мин = 2 дня

1 изделие


Ноябрь

2019 год

Установка подшипника полуоси

540 мин

140 мин

60 мин

340 мин

Подшипник

Установка подшипника и запорного кольца

2-й разряд

3 ч

2.0

430 мин = 2 дня

1 изделие


Декабрь 2019 год

Замена подшипника полуоси

540 мин

140 мин

60 мин

340 мин

Подшипник

Замена подшипника полуоси

2-й разряд

3 ч

2.0

430 мин = 2 дня

1 изделие



2.3 ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЯ»


Группа: МПО-53 Мастер п/о: Олейников Ростислав Викторович

Тема программы (раздела): Техническое обслуживание 2

Тема урока: Замена подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106

Цели урока: обучение студентов практическому выполнению работ по замене подшипника полуоси на автомобиле ВАЗ 2106.

Обучающая: - сформировать умения обучающихся, применять полученные теоретические знания на практике по замене подшипника и умения определять неисправности и производить ремонт полуоси;

Развивающая: - формировать самостоятельность в работе;

- умение мыслить;

- развивать интерес к избранной профессии.

Воспитательная: - воспитывать любовь к людям рабочей специальности,

- ответственность за выполненную работу,

- бережное отношение к инструментам, материалам,

- умение работать в коллективе.

Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ

Вид урока: урок практикум

Комплексно методическое обеспечение урока: макет автомобиля ВАЗ-2101, набор гаечных ключей и головок, приспособление для замены подшипника полуоси.

ТСО: Персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Оборудование: стол слесарный.

Инструменты: инструмент и принадлежности мастера.

Дидактические материалы: металлические пластины; инструкционная карта; плакаты; карточки-задания; эталоны; карточки самоконтроля; мультимедийная установка.

Методы обучения: упражнения, рассказ, наглядно-демонстрационный, репродуктивный.

Метод учения: слушание, запоминание, рефлексия.

Межпредметная связь: устройство автомобилей, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей, Слесарное дело.


Ход урока

Этапы урока

Время

Действие мастера п/о

Действие учащихся

Методические указания

1

Организационный момент

2 мин

1. Организует внимание учащихся.

2. Проверка наличия студентов, отметка отсутствующих.

3. Осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям работы и требованиям эстетики труда.

1. Самоорганизация обучающихся.

2. Дежурный докладывает о готовности группы к уроку.

1. Настроить учащихся к практической деятельности в мастерской.

2. Вступительное слово мастера.

2

Вводный инструктаж

15 мин

1. Сообщить тему программы.

2. Сообщить тему занятия.

3. Сообщить учебную цель занятия.

4. Акцентировать внимание обучающихся на использование рейтинговой оценки знаний и умений во время урока и самооценки.

1.Обучающиеся воспринимают, осмысливают, отвечают, анализируют.

Настроить учащихся на получение новой информации.

2.1

Сообщение темы и цель урока

10 мин

1. Мастер сообщает тему урока и цель урока, а также формирует мотивацию:

Знания и навыки, полученные на этом уроке, станут нужны молодым рабочим, когда они будут самостоятельно работать на производстве. Необходимо хорошо знать устройство автомобиля, правила пользования инструментом и приспособлениями и уметь ставить диагноз неисправности.



2.2

Актуализация знаний по изучению материала предыдущих знаний

5 мин

1. Повторение пройдённого материала (активизация знаний и умений)

1. Повторить знания обучающихся по материалу, пройденному на предыдущих уроках.

1. Воспринимают, осмысливают, отвечают.

2. Анализируют свои знания и комментарии педагога.


1. Актуализация опорных знаний. Устный опрос учащихся.

2. Анализ знаний учащихся на данном этапе обучения.

3. Выявление пробелов в знаниях.

2.3

Показ приемов

2 мин

1. Мастер показывает плакаты, металлические пластины; инструкционную карту; карточки самоконтроля


Согласно структуре урока.

2.4

Объяснения нового материала

10 мин

1.Организация рабочего места.

2. Техника безопасности при выполнении наплавочных работ.

3. Ознакомить обучающихся с технологической последовательностью выполнения


Студенты помогают организовать рабочего места

Для выполнения работ нужно подготовить следующие инструменты

2.5.1

Рассказ о значение выполнения

15 мин

Мастер рассказывает о значение выполнение замены подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2106

1. Слушают, воспринимают, осмысливают, анализируют, сравнивают.

2. Самостоятельно ищут в изложении нового материала ответ на проблемный вопрос.

3. Смотрят презентацию, видео: закрепляют знания, понятия, приёмы работы, технологию выполнения операций.

Формирование профессиональных и общих компетенций по теме урока.

2.5.3

Показ готовых изделий

7 мин

Демонстрирует образец готового изделия – замены подшипника полуоси, с поэтапным его выполнением и рабочий чертёж изделия.


1. Изучают содержание производственного задания (образец, рабочий чертёж).


Формирование практических знаний и умений

2.5.4

Сообщение технических условий требований


Мастер сообщает технических условий требований

1. Слушают, воспринимают, осмысливают.

Формирование знаний.

2.5.5

Краткий опрос по теме замена подшипника полуоси


1. Повторяет с обучающимися способы и приёмы.

2. Контролирует и оценивает уровень овладения новым материалом.

3. Мотивирует обучающихся в практической значимости изучения данной слесарной операции при овладении профессией.

1. Обучающиеся с помощью мастера повторяют первоначальные упражнения в работе.

2. Усваивают и применяют новый материал, опираясь на демонстрируемые презентации, плакаты, видео.

Закрепление знаний.

2.5.6

Разбор последовательности обработки по ИТК


Раздает ИТК рассказывает про замены подшипника полуоси

Наблюдение, запоминание


2.5.7

Рассказ о инструментах и приспособлениях


Мастер рассказывает и показывает инструменты.



2.5.8

Демонстрация и объяснение приемов работы


Предлагает вносить коррективы в технологический процесс выполнения задания (проявить творческий подход).

1. Совместно с мастером выстраивают технологический процесс выполнения задания.


2.5.9

Рассказ о самоконтроле


1Проверить правильность ведения самоконтроля; обратить особое внимание на выполнение приемов контроля обучающимися



2.5.10

Повторные техники безопасности


1. Проверить правильность соблюдения технических условий в работе, принять и оценить работу; оценить состояние рабочих мест, величину оставшихся огарков.

Запоминают проговаривают правила


2.5.11

Предупреждения от брака в работе


Рассказывает о видах браком и типичных ошибках показывает изделия с браком

Наблюдение, слушание, диалог


2.5.12

Проверка изучения материала


Предлагает обучающимся повторить и продемонстрировать отдельные этапы и элементы выполнения производственного задания.

1. Осмысливают поставленную задачу, обсуждают, рассуждают.


2.5.13

Показ приемов


Совместно с обучающимися выстраивает технологический процесс (алгоритм) его выполнения, с определением временных рамок по этапам.

1. Выполняют отдельные трудовые приёмы.

2. Проявляют индивидуальные творческие способности по изменению алгоритма выполнения задания.


2.5.14

Сообщения нормы времени


Сообщает за сколько времени выполнить замены подшипника полуоси

Слушание, запоминание


2.6

ФООД (формирования ориентировочного основы действий)


Резюме (краткий рассказ алгоритма действий и соблюдения ТБ. Т.У. самоконтроля за определенное время)

Слушание, запоминание и прием пластины


2.7

Сообщения критерий


Рассматривает и анализирует совместно с обучающимися критерии оценивания производственного задания.



2.8

Подвести итоги водного инструктажа


Слушает, корректирует ответы, оценивает результат осмысления выполнения производственного задания.

1. Анализируют ход выполнения работы.


3

Текущий инструктаж

15 мин



Упражнения

Самостоятельная деятельность

3.1

Целевые обходы


Осуществляет целевые обходы рабочих мест обучающихся, дополнительное инструктирование при необходимости оказание помощи и показ практических навыков по отработке отдельных операций.


Выполнение практической работы.

3.1.1

1 Целевой обход


Организует самостоятельную работу учащихся.

1. Самостоятельно выполняют производственное задание, отрабатывают практические навыки по новой теме.


3.1.2

2 Целевой обход


Контролирует работу учащихся

1. Самостоятельно или совместно с мастером п/о контролируют свою работу.


3.1.3

3 Целевой обход


Предлагает обучающимся при изготовлении изделия руководствоваться образцом-эталоном, а также образцами с поэтапным выполнение задания.

1. Воспитывают ответственность, дисциплинированность, культуру выполнения работы.

2. Формируют практические навыки в

работе по данной теме.

3. Развивают творческое отношение к выполнению работы.


3.1.4

4 Целевой обход





3.1.5

5 Целевой обход


Анализирует, наблюдает, совместно с обучающимися корректирует их деятельность, направляет на исправление ошибок в работе.

1. Анализируют и исправляют ошибки во время выполнения задания.


4

Заключительный инструктаж

10 мин

Анализ работы каждого обучающегося.

1. Анализ работы


4.1

Подведения итогов на день


Подвести итоги за день

1. Подвести итог своей работе и достижения целей урока.


4.2

Разбор незачетов в работе


1Обсудить наиболее характерные типичные ошибки, сделанные обучаемыми

1. Воспринимают, оценивают работу свою и своих сокурсников.



4.3

Демонстрация лучших работ


Отметить, кто из обучаемых добился хорошего качества работы




4.4

Сообщения и выставления оценок


Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.


1. Анализируют ошибки в своей работе, находят причины брака.


4.5

Задания на дом


Называет тему для повторения: Снятия запорного кольца и подшипника. Установка подшипника и запорного кольца

1. Записывают задание


5

Уборка рабочего места


Организует уборку рабочего места

1. Уборка рабочего места





2.4 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«ЗАМЕНА ПОДШИПНИКА ПОЛУОСИ, МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2106»


Организационная часть:

Организует внимание учащихся.

Проверка наличия студентов, отметка отсутствующих.

Осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие одежды безопасным условиям работы и требованиям эстетики труда.

Актуализация знаний:

Сообщить тему программы.

Сообщить тему занятия.

Сообщить учебную цель занятия.

Вступительный инструктаж:

Мастер сообщает тему урока и цель урока, а также формирует мотивацию:

Знания и навыки, полученные на этом уроке, станут нужны молодым рабочим, когда они будут самостоятельно работать на производстве. Необходимо хорошо знать устройство автомобиля, правила пользования инструментом и приспособлениями и уметь ставить диагноз неисправности.

Мастер ПО сообщает последовательность проведения урока:

- Актуализация теоретических знаний методом ответа на тестовые задания по данной теме.

- Практическая часть.

- Заключительная часть.

После сообщения последовательности урока мастер проводит повторение пройдённого материала (активизация знаний и умений).

Практическая часть.

Перед выполнением работы мастер ПО рассказывает об охране труда:

- одежда должна быть чистой, хорошо подогнанной по размеру, заправленной.

- инструмент и приспособления должны быть исправными, чистыми и сухими.

В случае получения травмы сообщить мастеру для оказания доврачебной помощи.

После инструктажа по охране труда мастер переходит к практическому показу.

Проверка инструмента:

Список необходимого инструмента:

1. Зубило и молоток, если есть болгарка это прекрасно.

2. Труба, внутренний диаметр которой 32 мм и длина короче 80 см.

3. Пригодится торцевая головка на «32».

4. 50-100 гр трансмиссионного или моторного масла, можно воспользоваться и отработками. Еще пригодиться Литол-24.

5. Газовая или керосиновая горелка, позаботьтесь об источнике огня, на нем, Вы будите нагреть запорное кольцо. Без горелки у Вас ничто не получится, потому что, запорное кольцо на полуось должно напрессовываться только после нагрева.

6. Монтировка

П рактический показ:

1. Первое что нужно сделать, это снять колеса, далее отпускается трос ручника (это облегчит процесс съема тормозного барабана).


2. При долгой эксплуатации тормозной барабан к полуоси может «прикипеть» и Вам придется сбить его, пользуясь деревянной наставкой. Обратите внимание, «только деревянной», в том случае, если будет использована металлическая наставка, то барабан, скорее всего, будет поврежден.







Процесс снятия запорного кольца и подшипника:

1. Пользуясь зубилом, разрубается запорное кольцо, в том случае если у Вас есть болгарка, то просто срезается часть кольца. Надрезать кольцо лучше всего, так, чтобы диск болгарки был параллелен самой оси, после этого ослабленное кольцо легко сбивается с оси.






2 . Как только запорное кольцо будет снято, можно попытаться снять подшипник.

В случае если подшипник сидит мертво и даже не сдвигается с места, то опять берем болгарку в руки и срезаем его.

3. После того, как был снят подшипник, с полуоси удаляются старая смазки и грязь.


Установка подшипника и запорного кольца:

1 . Перед тем, как установить подшипник, с него нужно аккуратно снять пыльник и проверить смазку (есть недобросовестные производители, которые могут оставить подшипник без смазки).


2 . Пользуясь заранее подготовленной металлической трубой, подшипник запрессовывается на полуось.





3 . Начинаем нагревать запорное кольцо, (я пользовался бензиновым примусом).




4 . Кольцо нужно нагреть до ровного пепельного цвета (не перегрейте), после берем пассатижами и надеваем на полуось (увеличенная часть должна смотреть вверх). Пользуясь трубой, кольцо сажается вплотную к подшипнику, потом быстро охлаждается маслом, если не охладить его, то может деформироваться пыльник.

5 . В то время, пока полуось «остывает», можно провести замену сальника. Пользуясь монтировкой, сальник выталкивается из посадочного гнезда.


6 . А устанавливается при помощи головки на «32» и молотка, когда полуось остынет, можете начинать сборку!

Мастер организует самостоятельную работу учащихся. Контролирует работу учащихся. Анализирует, наблюдает, совместно с обучающимися корректирует их деятельность, направляет на исправление ошибок в работе. [19]

Заключительная часть:

Анализ работы каждого обучающегося.

Подвести итоги за день.

Обсудить наиболее характерные типичные ошибки, сделанные обучаемыми.

Отметить, кто из обучаемых добился хорошего качества работы. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.

Задание на дом: называет тему для повторения «Замена подшипника полуоси».

Мастер организует уборку рабочего места.













2.5 ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

По теме: «Замена подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2016»



Наименование операция действий

Изображение

Оборудование и инструменты

Методические указания

1

Снять колеса, далее отпускается трос ручника


Ключ для снятия колес

Деревянная наставка


Самоконтроль

2


Выбиваем полуось




Деревянная наставка





Далее, собираем необходимый инструмент и инвентарь для замены подшипника.

Самоконтроль



3

Разрубаем запорное кольцо


Зубило

Самоконтроль


4

Срезание часть кольца


Болгарка

Самоконтроль


5

Снятие подшипника


Зубило

Самоконтроль


6

Перед установкой подшипника необходимо аккуратно снять с него пыльник и проверить наличие смазки. При необходимости смазать подшипник литолом.


Литол-24

Самоконтроль


7

Запрессовываем подшипник на полуось


Металлическая труба с внутренним диаметром 32 мм и длиной не менее 80 см

Самоконтроль


8

Приступаем к нагреву запорного кольца


Газовая или бензиновая горелка

Самоконтроль


9

Нагреваем кольцо до ровного пепельного цвета, пассатижами берем и надеваем на полуось. С помощью трубы сажаем кольцо вплотную к подшипнику и быстро охлаждаем маслом


Металлическая труба с внутренним диаметром 32 мм и длиной не менее 80 см

50-100 грамм моторного или трансмиссионного масла

Самоконтроль


10

С помощью монтировки выталкиваем сальник из посадочного гнезда


Монтировка

Самоконтроль


11

Установить сальник можно при помощи молотка и торцевой головки на «32»


Молоток и торцевая головка на «32»

Самоконтроль





2.6 КАРТОЧКА-ЗАДАНИЯ 4.7.

4.7.1. По теме: «Рубка металла»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 5 мин

Вопросы

Ответы

Какой инструмент необходим для рубки металла?

Металл разрубают зубилом и молотком.

Из каких частей состоит зубило?

Зубило состоит:

1. Из ударной части

2. Средней части

3. Рабочей части

4. Режущей кромки


4.7.2. «Рубка металла»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 5 мин

Вопросы

Ответы

Как правильно нужно держать молоток?

Молоток держать правой рукой, отступив от края ручки не более 30 мм.

Как правильно нужно держать зубило?

Зубило держать левой рукой за среднюю часть. Нельзя сильно сжимать зубило в руке.





4.7.3. «Инструмент и принадлежности мастера»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 10 мин

Вопросы

Ответы

Напишите список необходимого инструмента для замены подшипника полуоси?

1. Зубило и молоток, болгарка.

2. Труба, внутренний диаметр которой 32 мм и длина короче 80 см.

3. Торцевая головка на «32».

4. 50-100 гр. трансмиссионного или моторного масла

5. Литол-24

6. Газовая или керосиновая горелка

7. Монтировка



4.7.4. «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 10 мин

Вопросы

Ответы

Напишите последовательность снятия запорного кольца и подшипника?

1. Снять колеса, далее отпускается трос ручника

2. Выбиваем полуось

3. Разрубаем запорное кольцо

4. Срезание часть кольца

5. Снятие подшипника





4.7.5. «Установка запорного кольца и подшипника»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 10 мин

Вопросы

Ответы

Напишите последовательность установку запорного кольца и подшипника?

1. Перед установкой подшипника необходимо аккуратно снять с него пыльник и проверить наличие смазки. Смазать подшипник литолом.

2. Запрессовываем подшипник на полуось

3. Приступаем к нагреву запорного кольца

4. С помощью монтировки выталкиваем сальник из посадочного гнезда

5. Установить сальник можно при помощи молотка и торцевой головки на «32»



4.7.6. «Замена подшипника полуоси»


Внимательно прочитайте вопросы.

Ответьте на них письменно.

Время выполнение: 10 мин

Вопросы

Ответы

Где находятся полуоси у автомобиля?

З адний мост – выражение понятное большинству автолюбителей, для уточнения скажем: это единое целое, включающее в себя редуктор, полуоси и их корпус (см. фото). Стрелкой на фото указана полуось, которая идёт от редуктора заднего моста и на которую надевается заднее колёсо автомобиля.



2.7 ТЕСТ 4.8.1.

«По замене заднего ступичного подшипника»


1. Можно ли заменить задний подшипник ступицы, не снимая самой ступицы?

A. Можно

B. Нельзя

C. Зависит от конструкции узла

Ответ: A

2. Какие размеры подшипника следует знать при покупке?

A. Внутреннего диаметра достаточно.

B. Наружного диаметра достаточно.

C. Ширины подшипника и внутреннего диаметра достаточно.

D. Все габаритные размеры.

Ответ: C

3. На какую поверхность подшипника следует прилагать усилие при запрессовке его в тормозной барабан?

A. На внутреннюю обойму.

B. На обе обоймы.

C. На внешнюю обойму.

D. На отверстие подшипника.

E. Ни один вариант не является правильным.

Ответ: C

4. Как правильно и безопасно демонтировать заднее колесо у авто?

A. Открутить болты крепления колеса, поднять авто домкратом, открутить ступичную гайку, снять колесо.

B. Открутить ступичную гайку, поднять авто домкратом, открутить болты крепления колеса, снять колесо.

C. Ослабить ступичную гайку, ослабить болты крепления колеса, поднять авто домкратом, открутить ступичную гайку и болты, снять колесо.

D. Ни один вариант не является правильным.

Ответ: A

5. Каких ступичных подшипников не существует?

A. Радиально-упорных шариковых.

B. Радиально-упорных роликовых.

C. Ни каких из перечисленных не существует.

D. Радиальных шариковых.

Ответ: B

6. Что означает черная полоса на защитной шайбе подшипника с одной стороны?

A. Ничего не означает.

B. Предназначено для датчика скорости.

C. Предназначено для Датчика АБС.

D. Ни один вариант не является правильным.

Ответ: C

7. Какой способ выпрессовки подшипника самый предпочтительный?

A. Съемником или прессом.

B. Молотком или в тисках.

C. Любым вышеперечисленным способом

Ответ: B

8. Чем можно затянуть гайку ступичного подшипника на определенный момент затяжки?

A. Обычным ключом можно.

B. Только головкой с воротком.

C. Динамометрическим ключом.

D. Ни один вариант не является правильным.

Ответ: C

9. Какие два параметра важны при регулировке ступичного подшипника?

A. Радиальный зазор подшипника и осевой зазор.

B. Количество смазки и осевое биение.

C. Осевой зазор подшипника и момент затяжки.

D. Радиальный зазор и диаметр отверстия.

Ответ: B

10. На какую поверхность подшипника следует прилагать усилие при запрессовке его в ступицу?

A. На внутреннюю обойму.

B. На обе обоймы.

C. На внешнюю обойму.

D. На отверстие подшипника.

E. Ни один вариант не является правильным.

Ответ: D



Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

C

C

A

B

C

B

C

B

D



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Курсовая работа состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованной литературы и приложением.

В введении представлено краткое содержание профессионального обучения.

В первом разделе рассмотрены нормирование учебно-производственных работ, цели и методы нормирования учебного процесса требования к нормированию. А также определение ученической нормы времени.

Во втором разделе самостоятельно разработано:

- Календарно-тематический план; Перечень учебно-производственных работ; План урока учебной практики специальности «Слесарь по ремонту автомобилей»; Конспект урока; Инструкционная технологическая карта «Замена подшипника полуоси, модули автомобиля ВАЗ 2016»; Карточка-задание; Тест; Приложение 1. Комплексно–методическое обеспечение урока.

Список источников литературы представлен в виде 8–источников.

В ходе выполнения курсовой работы встретил затруднения в написании, составление плана урока учебной практики, конспекта урока, инструкционной технологической карты, тест.

Данное комплексная разработка урока посвящено организации и проведению занятий практического (производственного) обучения, которое поможет педагогическим работникам качественно и с наименьшими затратами времени и сил составить планирующую документацию для проведения учебного занятия производственного обучения (учебная и производственная практика).

Для педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения, характерны следующие результаты работы:

- глубина и прочность знаний, умений и навыков обучающихся;

- стремление обучающихся самостоятельно приобретать знания и практически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнению учебных заданий;

- умение обучающихся строить свои взаимоотношения в коллективе;

- культура труда обучающихся.

Педагогическая деятельность мастера производственного обучения является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Уроки производственного обучения являются незаменимыми при развитии производственных способностей обучающихся. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной личности, что на наш взгляд является особо востребовано в современном обществе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 288 с.

2. Методика профессионального обучения: учеб. программа дисциплины / сост.: Т. Г. Дулинец, С. И. Почекутов, Т. В. Сильченко, А. С. Степанова-Быкова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – 48 с.

3. Методика профессионального обучения: практикум / А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. – 99 с.

4. Методика профессионального обучения: метод. указания по самостоятельной работе / сост.: А. С. Степанова-Быкова, Е. Е. Савченко, А. С. Карманова, О. В. Константинова. – Красноярск: ИПК СФУ, 2009. –

5. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 160 с.

6. Цели и методы нормирования учебного процесса. Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени. [Электронный ресурс] URL: https://helpiks.org/6-30698.html

7. Методика профессионального обучения. Справочное пособие. [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/27665368-Metodika-professionalnogo-obucheniya-spravochnoe-posobie.html

8. Замена подшипника полуоси заднего моста автомобиля ВАЗ 2101 / 2107, «Класика» [Электронный ресурс] URL: https://etlib.ru/blog/21-zamena-podshipnika-poluosi-zadnego-mosta-avtomobilya-vaz-2101vaz-2107-klasika




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплексно–методическое обеспечение урока


1. Технические средства обучения:

1.1. Персональный компьютер

1.2. Проектор

1.3. Мультимедийная доска

2. Оборудование:

2.1. Стол слесарный

3. Инструменты и приспособления:

3.1. Молоток:

3.1.1. Молоток круглым бойком

3.1.2. Молоток с квадратным бойком

3.2. Зубило

3.3. Болгарка

3.4. Металлическая труба с внутренним диаметром 32 мм и длиной не менее 80 см.

3.5. Торцевая головка на «32»

3.6. 50-100 грамм моторного или трансмиссионного масла

3.7. Литол-24

3.8. Газовая или бензиновая горелка

3.9. Монтировка

4. Наглядно- дидактический материал:

4.1. Презентации:

4.1.1. Презентация «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.1.2. Презентация «Установка подшипника и запорного кольца»

4.1.3. Презентация «Замена подшипника полуоси. Модели автомобиля ВАЗ 2110»

4.2. Видеоролик:

4.2.1. Видеоролик «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.2.2. Видеоролик «Установка подшипника и запорного кольца»

4.2.3. Видеоролик «Замена подшипника полуоси. Модели автомобиля ВАЗ 2016»

4.3. Стенд:

4.3.1. Стенд «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.3.2. Стенд «Установка подшипника и запорного кольца»

4.3.3. Стенд «Замена подшипника полуоси. Модели автомобиля ВАЗ 2016»

4.4. Схема:

4.4.1. Схема «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.4.2. Схема «Установка подшипника и запорного кольца»

4.4.3. Схема «Замена подшипника полуоси. Модели автомобиля ВАЗ 2016»

4.5. Инструктивно-техническая карта (ИТК) «Замена подшипника полуоси, модели автомобиля ВАЗ 2016»

4.6. Плакаты:

4.6.1. Плакаты «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.6.2. Плакаты «Установка подшипника и запорного кольца»

4.6.3. Плакаты «Замена подшипника полуоси. Модели автомобиля ВАЗ 2016»

4.7. Карточки:

4.7.1. Карточка «Рубка металла»

4.7.2. Карточка «Рубка металла»

4.7.3. Карточка «Инструмент и принадлежности мастера»

4.7.4. Карточка «Процесс снятия запорного кольца и подшипника»

4.7.5. Карточка «Установка запорного кольца и подшипника»

4.7.6. Карточка «Замена подшипника полуоси»

4.8. Тест:

4.8.1. «По замене заднего ступичного подшипника»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!