Воспитательная работа
Воспитательная работа в 20 - 20 учебном году проводилась согласно годового плана работы школы, в рамках реализации концепции приоритетных направлений в воспитательной работы в учреждении, разработанные Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования.
Воспитательная работа школы – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс путем интеграции двух основных подсистем школы: обучающей и воспитывающей. Она объединяет все педагогические воздействия на ребенка, создавая единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ученика. Обучающая подсистема даёт учащимся уровень образованности, соответствующий их потенциалу и обеспечивающий дальнейшее развитие личности; воспитывающая подсистема должна создать у детей систему ценностей, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех аспектах человеческой деятельности.
Поэтому педагоги в течение учебного года делали все от них зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Вся воспитательная работа в МОУ «Школа № » проводилась в соответствии с Законом ДНР «Об образовании», Программы «Патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики», «Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики», «Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».
Тема воспитательной работы: формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к сознательному выбору жизненной позиции через приобщение к историческому и культурному наследию Республики.
Целью воспитательной работы образовательного учреждения является: создание необходимых условий для воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся как высоконравственных, ответственных, инициативных и творческих граждан Донецкой Народной Республики.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды внеурочной деятельности через выполнение следующих задач:
-
Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающих в себе стремление к самореализации, высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества.
-
Формировать у каждого обучающегося активную жизненную позицию, включающую в себя способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться к условиям современного мира, обладать чувством патриотизма.
-
Повысить эффективность взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды.
Направления воспитательной работы МОУ «Школа № г. »:
-
Гражданское и патриотическое воспитание
-
Духовно-нравственное воспитание
-
Эстетическое воспитание
-
Воспитание психологической культуры
-
Воспитание культуры здорового образа жизни
-
Экологическое воспитание
-
Семейное воспитание
-
Традиции школы
-
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности
Основную нагрузку по выполнению воспитательной работы в школе несут классные руководители, от эффективности деятельности которых во многом зависит реализация воспитательных задач в целом. С целью совершенствования форм и методов воспитательной работы классные руководители активно принимали участие в работе школьного МО классных руководителей (руководитель ШМО классных руководителей . На 20 учебный год перед МО классных руководителей были поставлены следующие задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность классных руководителей по вопросам психологии, педагогики воспитательной работы;
2. Обобщить, систематизировать передовой педагогический опыт классных руководителей школы;
3. Формировать и совершенствовать систему работы классных руководителей;
4. Оказывать действенную помощь классным руководителям в организации воспитания, обучения и формирования социальных компетенций школьников;
5. Развивать информационную культуру педагогов и использовать информационные технологии в воспитательной работе.
Реализация поставленных задач происходила посредством работы в классном коллективе, совместной деятельности семьи и школы в формировании личности ребенка. Многие аспекты работы классных руководителей были раскрыты на заседаниях МО. В 20 году было проведено 6 заседаний МО классных руководителей, на которых рассмотрели следующие вопросы:
-
Обсуждение вопроса горячего питания учащихся 1-11 классов.
-
Работа классного руководителя по предупреждению пропусков по неуважительной причине, соблюдение акции «Всеобуч – 20».
-
Сохранение библиотечного фонда учебников. Обзор новинок методической литературы для классного руководителя.
-
Особенности планирования воспитательной работы в классе в рамках реализации Государственного образовательного стандарта. Выбор тем самообразования классных руководителей.
-
Обсуждение и планирование мероприятий на время каникул.
-
Конфликт поколений: родители и дети в современном мире.
-
Вместе развиваем суперспособности ребенка.
-
Я-патриот: становление юного гражданина Донецкой Народной Республики
-
Принципы и особенности разработки социальных проектов.
-
Причины и методы преодоления буллинга в современной школе.
-
Проблема моббинга у подростков.
-
Индивидуальная работа с семьями учащихся, попавших в сложные жизненные ситуации: особенности и направления.
-
1.Организация дистанционного обучения, обсуждение особенностей организации дистанционного обучения, формы размещения учебного материала, осуществление обратной связи.
-
Организация коллективной творческой деятельности учащихся: из личного опыта
-
Работа с одаренными детьми.
-
Как эффективно принимать участие в конкурсах различных уровней.
-
Повышение профессионализма и педагогического мастерства классного руководителя - одно из условий успеха в организации воспитательной работы и развития. образовательного пространства школы (Отчет классных руководителей по темам самообразования).
На каждом заседании МО классные руководители делились своим опытом, знакомились с новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса, с новой методической литературой по технологии, психологии и педагогике общения, вырабатывали единую педагогическую стратегию.
Помимо выступлений по теме на заседаниях МО проводится обзор новейшей методической литературы, знакомство с образовательными интернет-сайтами, с сайтами педагогов, решались текущие вопросы.
На консультациях в рамках работы ШМО классных руководителей обсуждались следующие вопросы:
-
Содержание деятельности классного руководителя.
-
Документация классных руководителей.
-
Организация учебно-воспитательной деятельности в классных коллективах.
-
Методики определения уровня воспитанности школьников.
-
Организация работы с детьми группы риска.
-
Организация работы с родителями.
-
Анализ воспитательной работы.
В начале учебного года в соответствии с выбранным направлением воспитательной работы школы всеми классными руководителями были разработаны программы воспитания, развития и социализации обучающихся на 20 – 20 учебный год.
Анализ деятельности МО классных руководителей за текущий учебный год показывает, что профессиональное мастерство классных руководителей имеет хороший уровень. Практически все педагоги имеют многолетний опыт работы в роли классного руководителя.
Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку. Именно методическое объединение играет большую роль в повышении общетеоретического, методического уровня классных руководителей и их квалификации.
Наряду с положительными моментами в работе МО классных руководителей есть и недоработки.
В следующем году следует:
1. Систематизировать взаимопосещение классных часов.
2. Внедрить новые информационные технологии в работу каждого классного руководителя
3. Контролировать качественное выполнение воспитательных программ классных руководителей.
4. Использовать новые формы взаимной педагогической деятельности.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов.
С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Школа видит свою цель, прежде всего в том, чтобы, вооружив их психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Поэтому совместно с социальным педагогом школы, педагогом – психологом были организованы родительские собрания, на которых рассматривались различные вопросы родительского всеобуча, но особенно пристальное внимание уделялось совместной работе школы и родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, профилактике интернет зависимости, суицида, об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.
В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями. Работает общешкольный родительский комитет (Председатель родительского комитета). Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей учителями-предметниками. Родители помогают классным руководителям в организации мероприятий в классах, участвуют вместе с детьми в подготовке работ для школьных, городских и республиканских конкурсов. В течение 20-20 учебного года было проведено 4 родительских собрания.
Темами для родительских собраний в 1-11 классах были:
- «Организация учебно-воспитательной работы 20 уч. году»;
- «профилактика травматизма в быту и в семье»
- «Особенности адаптации детей в школе»;
- «Влияние ЗОЖ на развитие и воспитание учеников»
- «Правила поведения в школе учащихся»
- «Основы нравственного воспитания в семье»
- «Особенности воспитания детей юношеского возраста»
- «Значение домашнего задания в учебной деятельности и самообразовании школьника»»;
- «Воспитание начинается в семье»;
- «Культура организации свободного времени школьника»
- «Поощрение и наказание»
- «Агрессия: причины возникновения и решение конфликтов»
- « Проблема курения, алкоголизма, наркомании среди подростков»
Однако существует и ряд проблем, которые усложняют работу педагогического коллектива с родителями:
-
убеждение части родителей в том, что только школа должна учить и воспитывать их детей;
-
непринятие частью родителей педагогических советов по воспитанию детей.
Таким образом, работа с родителями и привлечение родителей к совместной работе в школе является одной из главных задач воспитательной работы школы.
Значительное воспитательное воздействие оказывает на детей организованное в школе дополнительное образование. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Организация школьных кружков, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Всего в общеобразовательном учреждении на конец 2 учебного года обучалось ----- учащихся. Из них -------обучающихся занимаются активной внеурочной деятельностью.
Всего в учреждении функционирует 11 кружков из школьного компонента:
Таким образом, существующая в школе система дополнительного образования функционирует на должном уровне и позволяет удовлетворить разнообразные потребности личности ученика и оказывает влияние на формирование художественно- эстетической культуры личности школьника, его социальной компетентности.
Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.
Поэтому в течение учебного года педагоги школы работали над следующими задачами по профориентации школьников:
• исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
• ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
• знакомство с особенностями современного рынка труда;
• помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
• помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
• осознание своих желаний и возможностей;
• формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
В школе оформлен стенд «Профориентация», на котором размещена информация об учебных заведениях Донецкой Народной Республики и условиях приема в них, на официальном сайте школы также размещается информация о том, где могут продолжить свое обучение выпускники 9, 11 классов нашей школы.
Главной в борьбе с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. С этой целью в школе разработан План мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму на 20 учебный год (приказ от №). С планом мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму были ознакомлены все сотрудники школы. Дополнительно проведены инструктажи по вопросам обеспечения комплексной безопасности, порядка действий в случае возникновения угрозы или совершения террористических актов. Педагогами школы были изучены методические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде, разработанные Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования.
За пребыванием посторонних лиц на территории школы и в здании школы постоянно осуществляется контроль. Администрацией школы организован пропускной режим: все граждане, посещающие школу, регистрируются в специальных журналах. Осуществляется контроль по недопущению несанкционированного проезда транспорта на территорию школы.
Ежедневно комиссией осуществляется осмотр прилегающей территории школы на предмет обнаружения посторонних (взрывоопасных) предметов. По результатам осмотра производится соответствующая запись в «Журнале осмотра территории школы на предмет обнаружения посторонних предметов». Классными руководителями 1-11 классов проведены инструктажи с учащимися «Как не стать жертвой теракта».
Большую роль в профилактике терроризма и экстремизма играет школьный сайт в сети Интернет.
Совместные усилия классных руководителей, членов Совета профилактики, социального педагога, педагога – психолога способствуют положительной динамике в плане включения трудных детей в жизнь класса, школы. Установления доверительных отношений между ребенком и педагогом. Работе с трудными подростками в школе уделяется достойное внимание. Улучшилось выявление детей «группы риска» и своевременное оказание им помощи.
Недостатки:
1.Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
2.Низкий уровень образования родителей, материальные трудности в семьях.
3. Нарушение правил поведения на уроке, перемене.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Обеспечение социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
2. Полное выполнение совместного плана работы всех служб — школы, администрации поселка, участкового и его реализация.
В соответствии с программой воспитательной работы педагогами школы были проведены классные часы:
- «5 лет ДНР - растем вместе с Республикой»
- «Организация работы класса на 2019-2020 учебный год»
- «Международный день мира»; «Урок мира и добра»
- «О дружбе и товариществе»
- «Урок памяти, посвященный Дню Освобождения Донбасса»
- «Огонь - друг, огонь - враг. Причины возникновения пожаров и их последствия»
- «О пользе горячего питания»
- «День пожилых людей. Уважай старших»
- Мои безопасные каникулы»
- «День флага ДНР»
- «День прав человека»
- «Интернет друг или враг?»
- «День народного единства»
- «Я - личность. Каким быть?»
- «Алкоголь разрушитель здоровья»
- «Научись говорить НЕТ вредным привычкам»
- «Международный День мира»
- «Всемирный день борьбы со СПИДом»
- «Люби и береги книги!»
- «Безопасные и опасные ситуации. Недопустимость игр на стройплощадках»
- «Вторая жизнь бумаги»
- «Знать, чтобы жить. Творить добро. Международный день инвалида»
- «Мои права и обязанности. Устав учреждения»
- «Сохранность школьного имущества»
- «Мы за мир! Молодежь Республики за ЗОЖ»
- «День толерантности. Ответственность несовершеннолетних»
- «Традиции Нового года»
- Безопасная жизнедеятельность»
- «Республиканский урок безопасности школьников в сети Интернета»
- «Семейные ценности»
- «Афганистан – незаживающая рана»
В течении учебного процесса по всем направлениям проводились разнообразные школьные, районные и республиканские мероприятия по различным направлениям.
На республиканском и районном уровне проводились следующие конкурсы:
- «Транспорт: прошлое, настоящее, будущее» (2 место);
- «Золотая пчелка» (3 место);
- «Мои первые шаги в науку» (1 место);
- «Безопасность республики – забота общая» (1 место);
- Районный этап фестиваля народного творчества, посвященного Году русского языка (2 место).
На школьном уровне проводились следующие конкурсы:
- «Здоровая еда»
- «День здоровья»
- «Мы за ЗОЖ»
- «Математический квест»
- «Неделя пятерок»
- «Конкурс социальной рекламы «Будущее за нами»
- «Конкурс – выставка «Новогодняя игрушка».
- Неделя Всемирной акции «Очистим планету от мусора» (сбор макулатуры)
- Конкурс плакатов «Экозеркало»
С целью формирования правильной жизненной позиции современной молодежи и чувства ответственности за судьбу своей Родины силами ученической общественности были изготовлены поздравительные открытки ко Дню Победы для поздравления ветеранов.
Учащиеся и педагоги МОУ «Школа № г.Донецка» приняли самое активное участие в патриотической акции «Вахта памяти».
В течение года регулярно проводились заседания совета лидеров ученического самоуправления, где рассматривался план работы, велась подготовка различных мероприятий, заслушивались отчеты о проделанной работе.
В ШУС сформированы творческие сектора или комитеты для выполнения целей и задач:
Сектор «Учебный» (учебный сектор)
- помогает педагогам организовывать учебный процесс в школе;
- следит за выполнением правил для учащихся;
- организует рейды по внешнему виду школьников, опозданиям, ведению дневников и т.д.
-проводит рейды, смотры, конкурсы;
Сектор «Досуга и информации» (сектор культмассовый)
- организует культурно-массовую жизнь в школе, все творческие идеи и предложения берут начало в этом секторе;
- информирует о жизни школы, организует выпуск стенных газет, проводит конкурсы плакатов, выставки рисунков;
Сектор «Спорта и здоровья» (сектор спорта и здоровья)
- руководит спортивной жизнью школы,
- организует и проводит дни здоровья, спортивные праздники, пропагандирует здоровый образ жизни среди взрослых и детей.
Сектор «Благоустройство» (организационный сектор)
- организует и проводит субботники по уборке пришкольных территорий;
- следит за соблюдением графика дежурств по школе и в классах;
Сектор «Милосердие» (гражданско-патриотический сектор)
- организует и проводит встречи с подшефными ветеранами войны и труда, поздравления жителей микрорайона;
- организует и проводит благотворительные акции и концерты.
На год было запланировано – 25 мероприятий, проведено – 14
• КТД – День здоровья
• Выборы в классах
• Конференция и выборы школьного актива
• Конкурс социальной рекламы «Будущее за нами»
• Общешкольный проект «Мир моих увлечений»
• КТД – День учителя
• Патриотический квест для 1-4 классов
• День дублёра
• Акция ко Всемирному дню молодежи
• Акция «Стоп – наркотик! Нет - СПИД»
• Проект «Энергия молодых в здоровое русло»
• Акция «Неделя пятерок» - 2
• Международный день кино
• КТД - Новый год - 3
• Акция «Здоровое питание»
• Интеллектуальный марафон
• КТД – День Защитника Отечества
• Акция «Посылка солдату»
• КТД – Масленица
• КТД – 8 Марта
• Конкурс видеороликов
• Конкурс социальной рекламы «Моя школа самая лучшая»
• Спектакль (Всемирный день театра)
• Экологический флэшмоб «Мы в ответе»
• День дублёра
Надо понимать, что самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации.
Условиями сближения коллектива учителей и учеников является совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства.
За последний год выросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев.
Наиболее удачными, охватывающими большое количество учащихся, можно назвать: КТД – День здоровья, конкурс социальной рекламы «Будущее за нами», День дублёра, акция «Неделя пятерок», КТД – Новый год, акция «Здоровое питание», КТД – Масленица, КТД – 8 Марта.
Конкурс социальной рекламы «Будущее за нами». Для участия в Конкурсе необходимо было подготовить рекламный материал социального характера по одной из установленных номинаций и тем, отвечающим целям и задачам Конкурса.
5-6 классы – плакат и буклет;
7-8 классы – плакат и агитационное выступление;
9-11 классы – плакат и видеоролик.
Были предложены следующие Темы творческих работ: «Молодёжь за ЗОЖ!» , «Спорт – стиль жизни» , «Антитеррор: голос юных, выбор молодых» , «Строю своё будущее» , «Молодёжь за безопасность дорожного движения» «Против насилия!» , «Мир равных возможностей» , «Народ – победитель!» ,«Моя семья – моё богатство» .
Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педколлективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач.
Такая система самоуправления в школе повышает уровень воспитательной работы.
Анализ воспитательной работы позволил сделать вывод, что:
-
увеличилось число активных форм работы, успешно реализующихся через традиционные мероприятия, способствующие формированию общешкольного коллектива;
-
повысилась эффективность педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
Однако:
-
классные руководители не всегда имеют строгую воспитательную систему класса;
-
не в полной мере используется потенциал классных часов;
-
уровень воспитанности некоторых учащихся школы невысок;
-
не в полной мере осуществляется воспитание гражданского самосознания.
Подводя итоги воспитательной работы за текущий учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился максимально реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи.
Пути решения:
1. Классным руководителям:
1.1. Продолжить работу по формированию у обучающихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина Донецкой Народной Республики; 1.2. Продолжить создание условий для формирования нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
2. Социальному педагогу, практическому психологу продолжать работу по выявлению неблагополучных семей, постановку на внутришкольный учет семей, находящихся в социально-опасном положении, развивать коммуникативные навыки, формировать методы безконфликтного общения, оказывать помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
3. Педагогу-организатору поддерживать творческую активность обучающихся во всех сферах деятельности; активизировать ученическое самоуправление.