СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника с особыми образовательными потребностями.»

Психолого-педагогическая характеристика

на Ф.И.О.

(дата рождения)

(Ф.И.О. ребёнка) поступил в МА ДОУ № с (указанием даты) в возрастную группу для детей 2-го года жизни; степень ясельной адаптации средняя. Посещает детский сад регулярно, по настоящее время (сейчас, после выпуска детей из детского сада в школу, разновозрастную группу), за исключением пропусков по болезни (до 6-7 раз в год, респираторные заболевания).


Внешний вид и поведение в ситуации обследования: внешний вид опрятный; на общение настроен позитивно. Интерес к выполнению заданий избирательный, не достаточно стойкий, но то, что знает и умеет, выполняет. Ребёнок достаточно хорошо понимает и принимает простые инструкции, которые используются при обучении как стимул к самостоятельной деятельности. Использование педагогом наглядности и оказание ребёнку дополнительной обучающей помощи, позволяет соотносить с ней и новый, предлагаемый к усвоению материал, достаточно быстро, но с отсрочкой самостоятельно в его вербализации. Требуется дополнительная помощь в организации и мотивации к деятельности.

2. Темп работы и работоспособность: включаемость в работу зависит от вида деятельности. Иногда, ребёнку нужно чуть больше времени для самоорганизации (настроя и планирования). Иногда, напротив, при попытке быстрее справится с заданием, (Имя) может, не дослушав до конца инструкцию, начать действовать импульсивно, что, несомненно, влияет на качество выполнения. Темп работы – от умеренного до медленного; лучшие результаты показывает при организации индивидуальной работы, нежели на занятиях в группе. Утомление наблюдается при выполнении речевых заданий и заданий, требующих активной мыслительной деятельности. Переключаемость ниже среднего.

3. Общая осведомленность ребёнка (социально-бытовая ориентировка): знает свою фамилию, имя, возраст, состав семьи, называет членов семьи по именам; объём знаний об окружающем мире ограничен собственными интересами. Навыки самообслуживания развиты по возрасту.

4. Особенности латерализации: ведущая рука правая.

5. Характеристика моторики, в том числе графической деятельности: уровень развития мелкой моторики отмечается как достаточный, уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации – ниже среднего.

6. Особенности памяти: объём зрительной памяти в рамках возрастных показателей; запоминает наглядный материал в среднем темпе, при отсроченном воспроизведении допускает незначительные ошибки (лучше справляется с заданием, в невербальном отображении); уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с нормой.

7. Особенности восприятия: представления о цвете, форме, величине предмета сформированы в пределах возрастной нормы; зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано достаточно, но, при детализации его образа могут возникнуть трудности. Уровень пространственного восприятия – ниже среднего.

8. Особенности внимания: общий уровень произвольного внимания снижен по сравнению с возрастной нормой (обнаруживается отвлекаемость, в большей степени на внешние, ранее, и на внутренние раздражители тоже). Задания, требующие от ребёнка повышенной концентрации внимания, иногда ещё вызывают у него утомление, что снижают темп этой деятельности или следующей за ней, но, (Имя) доводит работу до конца. Ранее, мог вовсе отказаться от продолжения работы, так, у ребёнка были проблемы и с распределением и удержанием внимания, особенно при выполнении графических заданий. мальчик не мог сконцентрироваться на устном объяснении, ему было необходимо повторение с разъяснением, использованием дополнительной наглядности или индивидуальны показом способов выполнения задания педагогом или же проделыванием части работы с ним вместе.

9. Особенности мышления: уровень развития у ребёнка аналитико-синтетической деятельности ниже среднего. При сравнении и обобщении ребёнок не всегда самостоятельно способен выделить существенный признак и установить причинно-следственные связи, помощь взрослого воспринимает адекватно. Прослеживается зависимость от невербальной и вербальной ситуации – показывает, но не всегда верно называет; иногда, делает обобщения не потому признаку, при этом не всегда может словами объяснить свой интуитивный выбор. Мальчик не всегда показывает достаточное понимание смысла сложной инструкции; необходимо повторение, иногда, разделение сложного задания (инструктивно или деятельно) на более простые. Обработка информации несколько замедленна, часто испытывает трудности с самостоятельным составлением полной характеристики предмета или явления. Необходимы дополнительная организация и стимулирование к деятельности: совместное планирование этапов выполнения задания, с контролем результата, с поддержкой и одобрением – всё это предопределяет её темп и повышает результативность.

10. Особенности речевого развития: активный словарный запас сформирован в рамках возрастных показателей для детей с ТНР (не все характеристики предметов и явлений имеют речевое обозначение, недостаточное использование глаголов). Отмечаются нарушения: звукопроизношения отдельных звуков, лексико-грамматического строя речи. Сейчас, в игровой деятельности и в быту мальчик стал более активно использовать фразовую речь, нежели ранее. Но, при устном опросе на занятиях, (Имя) ещё испытывает затруднения с самостоятельным: отражением в речи некоторых характеристик событий и явлений, составлением рассказа. Нуждается в помощи взрослого в использовании речевых утверждений, обобщений.

11. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоциональный фон достаточно стабилен. Проявления тревожного поведения крайне редки. Ранее, в силу особенностей восприятия его окружающими (смазанная речь), и недостаточных: владения навыками распознавания собственного эмоционального состояния и настроений других людей, понимания причин их возникновения, репертуара коммуникативных действий, – ребёнок не всегда мог договориться с окружающими, и испытывал неуверенность, был крайне возбудим, а потому часто легко вовлекаем в конфликтную ситуацию. Сейчас, проявления импульсивности в эмоциональных и поведенческих реакциях мальчика почти не наблюдаются. (Имя) – в меру активный и подвижный мальчик. Правила поведения знает, старается выполнять; проявляет отзывчивость, способность к сопереживанию, охотно предлагает помощь.

12. Особенности мотивационно-волевой сферы:  познавательная мотивация относительно улучшилась, развитие произвольного внимания и саморегуляции поведения корректируются, организующая и стимулирующая помощь взрослого эффективна. Ситуативно, на стадии перехода от понимания инструкции к выполнению речевого задания – заранее переживая о результате, ребёнок иногда, упускает из виду детали, и выполняет задание хуже, чем мог бы это сделать не волнуясь. Либо хорошо выполняет задание, но в замедленном темпе. Всё чаще мальчик при помощи взрослых, и даже самостоятельно, регулирует собственные эмоции и исправляет поведение, возвращаясь к организованной деятельности, с мотивацией на достижение результата.

13. Характер межличностных отношений: активность проявляется в меру, стремится поддерживать контакт со всеми детьми и взрослыми. Играет с постоянной группой детей (два-три сверстника, объедены одними и теми же интересами). Ребёнок значительно чаще, чем ранее проявляет собственную игровую инициативу; сюжеты игр стали более разнообразными. Активность речевого общения в процессе личностного взаимодействия относительно возрастной нормы – снижена. Но эмоциональный спектр реакций и коммуникативных действий в ходе совместного взаимодействия со сверстниками расширился; конфликты редки.

Заключение

В целом, актуальное развитие ребёнка, с учётом психоэмоционального развития и особенностей развития когнитивных процессов, в том числе речи, приближено к возрастной норме. Логопедический диагноз – ОНР III уровня, дизартрия.



В (предшествующем, переводу в следующую возрастную группу) учебном году у ребёнка наблюдались следующие проблемы: повышенная отвлекаемость на внешние и внутренние раздражители, тревожность в поведение, проблемы коммуникативного характера. Что наряду со сниженной познавательной мотивацией, недостаточным объёмом внимания и памяти, ограниченным собственными интересами кругозором и проблемами с формированием звукопроизношения и развитием лексико-грамматической стороны речи могло существенно повлиять на освоение ребёнком ООП ДО для детей 6-го года жизни. Воспитанник нуждался в стимулирующей, организующей и обучающей помощи педагогов и специалистов. Для определения условий дальнейшего обучения родителям было предложено пройти с ребёнком ПМПК – отказались, как и от перевода ребёнка в группу младше по возрасту.



Организованные в ДОУ индивидуальные занятия с учителем-логопедом и подгрупповые занятия с педагогом-психологом, с целью развития у ребёнка речевой деятельности и социально-коммуникативных компетенций, эмоциональной сферы и произвольной регуляции деятельности, когнитивных процессов показали переменно положительную динамику коррекционного процесса.

Удалось усилить мотивацию ребёнка к познавательной деятельности, скорректировать учебное поведение ребёнка. К концу (даты) учебного года выпускник из «не готовых», к школьному обучению перешёл на следующий уровень: «условно готовых».

К моменту выпуска ребёнок приобрёл опыт бесконфликтного общения с другими детьми, стал более собранным и уверенным. Улучшилась эмоционально-волевая регуляция поведения и наблюдается улучшение процесса запоминания. Достаточно активно проявляя себя в двигательной активности, ребёнок научился выполнять установленные правила в играх соревновательного характера, в том числе, некоторых музыкально-ритмических и дидактических играх. Стали более разнообразными сюжеты ролевых игр. Относительно начала учебного года, увеличился уровень знаний об окружающем мире и улучшились графические умения и навыки.

Отчасти, сохраняются: затруднения с усвоением и воспроизведением речевого материала. Есть необходимость в расширение словаря и в развитии словесно-логического мышления, произвольного внимания и долговременной памяти, графической деятельности.



Родителям рекомендовано продолжить занятия ребёнка с учителем-логопедом и психологом. А также, оказывать помощь в адаптации к школьному обучению и непосредственно, в учёбе.

(Имя) нуждается в комфортной среде общения, эмоциональной поддержке, одобрение и действенной помощи со стороны родителей и педагогов.

Уровень ближайшего психосоциального развития ребёнка при максимальных условиях, благоприятен.



Педагог-психолог Ф.И.О. ____________


Заведующий МА ДОУ № 29 Ф.И.О.. ____________





Ознакомлены родители (законные представители) ______________/______________