СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная адаптированная рабочая программа воспитательной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь опытом воспитательной работы с обучающимися  с умственной отсталостью класса интернальной интеграции. Акценты и приоритеты в воспитательной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Примерная адаптированная рабочая программа воспитательной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.»

















Адаптированная рабочая программа воспитательной работы

с учащимися

с интеллектуальными нарушениями

2022-2023








Разработана учителем начальной школы ГБПОУ МИК ЦКР Давыдково

Рыбаковой Т.С.



Пояснительная записка

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

При составлении программы учтено: воспитание призвано способствовать развитию и становлению личности ребенка, его интеллектуальных, духовных и физических сил и способностей, полноценному включению ребёнка с ОВЗ в социум.

Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.


Цель: создание единого воспитательного пространства, направленного на реализацию образовательных прав учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование человека - гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни, коррекция отклонений в развитии для последующей интеграции в общество.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с новой информацией по темам основных направлений воспитательной программы.

  • Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности.

  • Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся.

  • Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций.

  • Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.

Основные направления реализации программы:

  • Гражданско-патриотическое

  • Духовно-нравственное

  • Художественно-эстетическое

  • Профилактическое

  • Социальное

  • Профессионально-трудовое

  • Учебно-познавательное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Работа с родителями

Особо важным разделом программы служит профилактическое направление воспитательной работы: Школа безопасности. Работа педагога и учащихся в этом направлении призвана сформировать у ребёнка модели поведения в различных опасных жизненных ситуациях, а так же подготовить ребёнка к жизни без вредных привычек.

Программа основана на следующих принципах и подходах:

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающемся в частности.

Принцип природосообразности и здоровьесбережения

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, взращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Положительный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и прежде всего на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

При проведении занятий используются следующие методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация

  • Практические – упражнения, приучение

  • Методы изложения новых знаний

  • Методы повторения, закрепления знаний

  • Методы применения знаний

  • Методы контроля

Эффективность программы

В результате проведения воспитательной работы планируется:

  • Получение учащимися базовых знаний об обществе, правилах и традициях общения в нём, об истории родной страны и её лучших представителях (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).

  • Овладение учащимися морально-этическими нормами жизни (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).

  • Приобщение учащихся к доступному труду (самообслуживание, общественно-полезный труд) (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).

  • Формирование у учащихся привычек здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности; (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).

  • Формирование личного поведения учащихся на основе приятия природоохранительной позиции.

  • Формирование у учащихся эстетического восприятия окружающего мира

  • Укрепление физического здоровья учащихся.

Формы реализации программы

Основная форма организации воспитательной работы – работа в коллективе. Это не исключает, а с учетом выраженной индивидуализации личности ребёнка с ОВЗ, наоборот предполагает включение индивидуальных форм работы и воспитательной работы в малой группе.

Главными средствами воспитательного воздействия являются: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения.

В соответствии с этим можно говорить о пяти группах форм воспитательной работы:

  • Словесно-логические

  • Образно-художественные

  • Трудовые

  • Игровые

  • Психологические

Сроки реализации программы.

Говоря о сроках реализации Адаптированной воспитательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, следует сделать акцент на необходимости концентрического ее построения: из года в год темы остаются прежними, меняется их содержание в соответствии с изменением зоны актуального развития обучающихся на каждом этапе обучения. Данная программа рассчитана на один учебный год. Воспитательная работа реализуется на классных часах, во время проведения ВД «Разговоры о важном» (по федеральной программе), на занятиях внеурочной деятельности (в рамках Учебного плана), на общешкольных воспитательных мероприятиях по графику ГБПОУ МИК. Воспитательная работа по направлениям художественно-эстетической, экологической, нравственно-этической и патриотической направленности тесно переплетается с содержанием программ образовательных предметов учебного плана. Большую часть работы в этих направлениях классный руководитель, являясь педагогом класса по большинству предметов, имеет возможность осуществлять на уроке.

К окончанию учебного года в ходе проделанной работы предполагается, что учащиеся должны /с учётом степени интеллектуальных нарушений и текущего психического статуса, а так же с учетом возраста/ :

  • Знать / иметь представление/ символику, важнейшие эпизоды истории, традиции и обычаи Родины

  • Любить и уважать свою Родину

  • Уважать традиции и обычаи своих предков

  • Понимать роль трудовой деятельности в жизни человека

  • Уважать и ценить труд людей

  • Уметь бережно относиться к материальным ценностям (школьное, личное и общественное имущество)

  • Знать свои основные права и обязанности, как юных граждан Российской Федерации

  • Усвоить правовые нормы поведения

  • Уважать права другого человека

  • Знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав

  • Любить и хранить национальную культуру

  • Стремиться к красоте вокруг себя, уметь беречь эту красоту

  • Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения)

  • Справедливо оценивать поступки, свои и чужие

  • Уметь выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности

  • Правильно вести себя во время разговора

  • Самостоятельно /или с минимальной помощью/ регулировать отношения с другими детьми и взрослыми

  • Знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье

  • Знать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания. Уметь использовать полученные знания на практике

  • Соблюдать правила личной гигиены

  • Критически относиться к употреблению табака и алкоголя

  • Уметь осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой

  • Уважительно относиться к старшим. Уметь сравнивать, анализировать, осмысливать внутрисемейные роли

  • Знать правила поведения на природе

  • Правильно вести себя на природе, бережно относиться к растениям и животным

  • Выполнять правила безопасной жизнедеятельности в различных ситуациях.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2Д КЛАССА ГБПОУ МИК ЦКР ДАВЫДКО

2022-2023 учебный год

Дата

(кол-во занятий)

Мероприятие

Форма проведения

Гражданско-патриотическое направление

1

“Я и моя школа”




2 р./год


Мой класс. Одноклассники. Выбор актива класса. / Подведение итогов года.

классный час



1 р./год

Ориентируюсь в школе.

экскурсия по школе


ежедневно

Поведение на уроке и во внеурочное время.

формирование моделей поведения

2

“Я- москвич!”




1р/четв.


Знакомство с родным городом. Достопримечательности Москвы.

Экскурсии

презентации

просмотр документальных фильмов

3

“ Россия - родина моя”


соответственно знаменательным датам


Знаменательные даты в жизни моей страны.

Беседы, просмотр презентаций, документальных фильмов, конкурсы плакатов, рисунков


не менее 1р/полугодие.

2-ая половина мая: посещение

музея ВОВ в парке Победы

Они защищали Родину.

Посещение школьного музея

Музей ВОВ в Парке Победы.

Просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов

Знакомство с картинами художников.



по плану колледжа

Подготовка и участие в праздничных мероприятиях (концерты, конкурсы рисунка и пр.) посвященных знаменательным датам

Концерты

конкурсы

Профилактическое направление

4

“Школа безопасности”

а)

не менее 2 р. /мес.

2 и 4 четверг месяца в рамках ВД «Проектная деятельность»

ПДД

беседа

презентация

дидактический фильм

практическое занятие

б)

1 р./полугодие.

1 четверг месяца в рамках ВД «Проектная деятельность»



Пожарная безопасность.

беседа

презентация

дидактический фильм

практическое занятие

в)

1 р. /полугод.

16.11

12.04

Один дома.

беседа

презентация

дидактический фильм

моделирование ситуаций

г)

1 р. /полугодие.

( в рамках ВД «Наше здоровье»)+

28.12



Я за порогом дома

беседа

презентация

дидактический фильм

моделирование ситуаций

д)

2 р. /год

( в рамках ВД «Наше здоровье»)

В лесу.

беседа

презентация

дидактический фильм

моделирование ситуаций

е)

1 р

( в рамках ВД «Наше здоровье»)

Домашние лекарства. Безопасное хранение и использование.

дидактический мультфильм

беседа

моделирование ситуаций

Духовно – нравственное направление

Этот раздел фактически объединяет все остальные, т.к. предполагает :

а) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни;

б) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

в) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

г) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

д) формирование ценностного отношения к здоровью, и здоровому образу жизни;

е) воспитание нравственных чувств и этического сознания.



Художественно – эстетическое направление

Приобщение к изобразительной деятельности, музыкальное развитие, приобщение к театру, художественной литературе, развитие эстетического отношения к окружающему миру осуществляется классным руководителем начальной школы на уроках музыки, ИЗО, ритмики, чтения, ручного труда.


органическое включение в состав

мероприятий всех направлений

Знакомство с картинами русских художников и народными промыслами.

Посещение музея изобразительных искусств, выставок (можно виртуально)

Знакомство с музыкальными произведениями разных жанров

прослушивание аудиоматериалов

Знакомство с русской поэзией и прозой.

чтение, слушание, разбор

Изобразительная деятельность самих учащихся. Участие в конкурсах рисунка и поделки, посвященных конкретному событию, теме.

практическая работа

Учебно - познавательное направление


Включает: дополнительные предметные занятия, экскурсии в дополнение учебных программ, участие в общешкольных, городских, Всероссийских и международных мероприятиях, олимпиадах.


в соответствии с графиком проведения ГБПОУ МИК

Участие в мероприятиях различного территориального подчинения (с учетом психофизических возможностей учащихся класса).

конкурсы

олимпиады

Спортивно – оздоровительное направление

5

“Если хочешь быть здоров - закаляйся!”


2 занятия:

сентябрь

май


Режим дня ученика начальной школы.

Чередование труда и отдыха.

беседа

дидактический рассказ

презентация


1 р. /нед.

( в рамках ВД «Наше здоровье»)

Гигиена. Закаливание. Здоровое питание.

беседа

дидактический рассказ

презентация


4 занятия:

октябрь

декабрь

март

май

( в рамках ВД «Сильные, смелые, ловкие»)

Чем заполнить прогулку. Подвижные и спортивные игры на свежем воздухе.

(продолжительность, одежда, место проведения, спортивные принадлежности)

беседа

дидактический рассказ

презентация


1 раз в месяц

( в рамках ВД «Сильные, смелые, ловкие»)

Разучивание новых игр для улицы

практическое занятие


по плану колледжа

Участие в эстафетах, соревнованиях.

эстафета

соревнование

Экологическое направление

6

“Я и природа”.





Береги животных! 4 октября День защиты животных.

Презентация. Беседа.


Не менее 2 р. /год.


Бережное отношение к зелёным насаждениям. Поведение в лесу, на поляне, в поле.

Воспитание природоохранительной позиции.

Презентация. Беседа. Моделирование поведенческих ситуаций


1 р. /год


знакомство с садово-парковым хозяйством на пришкольном участке, экскурсия в ПОБГ «Рабочие зелёного хозяйства».

Экскурсия


декабрь

январь

февраль

март

Изготовление кормушки для птиц, установка её на пришкольном участке. Подкормка зимующих птиц.


практическое занятие

Социальное направление

Включает воспитание правовой культуры в детской среде, воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, особенностей здоровья, имущественного положения. Воспитание чувства неприятия к насилию, терроризму и экстремизму. Умение не доводить до конфликта.

Воспитание сочувствия, сопереживания, умения прийти на помощь.

Укрепление ценностных ориентиров учащихся. Воспитание межнационального и межконфессионального согласия


ежедневно

В начальной школе пронизывает весь образовательный процесс.

беседы групповые и индивидуальные

выработка моделей поведения в различных ситуациях

дидактические (психологические) игры

Трудовое и профориентационное направление

7

Все работы хороши: выбирай на вкус!”


3р. / год


Знакомство с трудовыми мастерскими подразделения “Давыдково”

экскурсии в школьные мастерские (столярная, слесарная, швейная, садово-парковое хозяйство)


ежедневно

Воспитание уважения к человеку труда и благодарного отношения к продукту человеческого труда.

формирование поведенческих моделей в повседневных ситуациях


ежедневно

Участие в общественно полезном труде, дежурство по классу, наведение порядка на своём рабочем месте, поддержание чистоты в классе, школе, портфеле.

практическая работа


1р. /год


Ты и твои обязанности.

+ родительское собрание

Работа с семьёй

8

5 р. / год

Родительские собрания по запланированной теме

собрания (в том числе

онлайн)

9

по мере обращения (родители) или необходимости (педагог)

Индивидуальное консультирование

беседа, посещение на дому.

10

по мере необходимости

Диспетчерская работа

подготовка запрашиваемой документации

приглашение/направление на ППк, ПМПК. и пр.

11

по ситуации

Привлечение родителей к участию в жизни школы

участие в мероприятиях

посещение открытых уроков




Тематика классных часов 2Д класса

(2022-2023 учебный год).

Тема

дата

Количество учащихся /Отсутствующие

1

День Знаний. Здравствуй, школа! Вспомним правила юного пешехода.

Инструктаж.



2

Я и моя школа. Мой класс. Выбор актива класса.

Воспитание бережного отношения к школьному имуществу.

Правила безопасного поведения в школе.

+Школа юного пешехода.

Твоя безопасность на улице. Пешеход, пассажир, водитель.




3

Режим дня второклассника.



4

Ты и твои права и обязанности.

В школе и дома.



5

Они сражались за Родину. Посещение школьного музея.



6

Мы и природа. Всемирный день защиты животных.



7

«Я – москвич!». Виртуальная прогулка по Западному округу Москвы. Достопримечательности нашей малой родины.



8

Все работы хороши: выбирай на вкус. Экскурсия в школьные мастерские.



9

Школа безопасности. Противопожарная безопасность. Твои действия при пожаре.



10

Знаменательные даты. 4 ноября – День народного единства. История и современность.



11

Школа безопасности. Один дома. Осторожно: газ, электричество!



12

Мои великие соотечественники. Русские художники и композиторы.



13

О невежах и вежливости.

+Школа безопасности.

Будь внимателен на осенне-зимней дороге: гололёд, плохая видимость из-за короткого светового дня и снегопада.



14

Великая история. Битва за Москву.



15

«Я – москвич!». Виртуальные прогулки по Москве.

+Школа безопасности. Если ты потерялся.



16

Бережное отношение к природе. Воспитание природоохранительной позиции.

+ «Школа безопасности»: правила безопасного поведения в лесу.



17

Празднование Нового года. Классный « Голубой огонёк».

+

Профилактическая беседа. Тема: Знание и соблюдение привил дорожной безопасности – гарантия здоровой и счастливой жизни. Поведение на улицах города во время массовых гуляний. Безопасность во время Новогодних праздников.

Инструктаж.



18

Вредные и полезные привычки.



19

Мальчики и девочки. Что делает мальчика мужественным, а девочку женственной.



20

Я – москвич. Третьяковская галерея. (Виртуальная экскурсия).



21

Полезные привычки. Джентльменское поведение.

+«Школа безопасности».

Пожар! Практическое занятие по выработке правильного поведения при возникновении опасности.



22

Полезные привычки. Мои права. Мои обязанности.

+«Россия – Родина моя!». Военные профессии.



23

Славные защитники земли русской.



24

День воинской славы России.



25

Красный день календаря.

8 марта – международный женский день



26

Полезные привычки. Когда на меня оказывают давление.

+ Школа безопасности. Правила поведения на берегу весеннего водоёма.



27

Полезные привычки. Умей сказать «Нет»!



28

Полезные привычки. Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства.



29

День Космонавтики.



30

«Я и природа». Ты в лесу – гость.

+ Школа безопасности. Правила поведения в лесу, лесопарке.




31

Праздник весны и труда.

+Школа безопасности. Правила поведения на улицах города.



32

День Победы. Никто не забыт, ничто не забыто.



33

«Я – москвич!». Виртуальная экскурсия по Москве. Правила поведения на улицах и в общественном транспорте города.



34

Все работы хороши – выбирай на вкус! Экскурсия в школьные мастерские.

+ Правила безопасности в школьной мастерской.



35

Подведение итогов учебного года.

Вспомним правила «Школы безопасности».

«Я и природа». Береги лес!

+ Правила безопасного отдыха на берегу водоёма.



36

Что я узнал в «Школе юного пешехода» во 2 классе.

Плановый инструктаж твои безопасные летние каникулы.







Классный руководитель 2д класса:

Рыбакова Т.С._________________________









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!