ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
10 «А» КЛАССА
на 2020-2021 учебный год
Классный руководитель:
Роякина Светлана Александровна
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования успешной, творческой личности. Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Нормативно-правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются:
1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года# N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
12. Основная образовательная программа МБОУ ОСОШ №3 начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год.
13. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях".
15. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, 2020г.
Сроки реализации программы воспитания: 2020-2021 учебный год
ЦЕЛЬ: создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
ЗАДАЧИ:
- вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс, в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- предоставление личности ребенка широких возможностей выбора индивидуальной траектории для развития своих способностей и наклонностей.
- развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- создание ситуации «успеха» для каждого ученика.
- приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности органов государственно-общественного управления; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении школой;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- создание условий для принятия учащимися ценностей общества и способов самоопределения в них, для формирования нравственного и толерантного поведения учащихся;
- создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития ключевых компетенций в эмоциональной, коммуникативной, культурной сферах, вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, ученического самоуправления с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для выстраивания системы воспитания в классе на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
Основные направления воспитательной работы в 10 классе:
Национальная доктрина образования в РФ призывает обеспечить в общеобразовательном учреждении воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре своего народа.
Концепция воспитательной системы в классном коллективе выстраивается в полном соответствии с общей целью воспитания, которую ставит перед собой школа, и направлена на создание системы гражданского, информационно-правового воспитания учащихся.
Ключевыми понятиями концепции воспитательной деятельности класса являются:
-Воспитание личности – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации;
-Воспитание патриотизма и культуры, социального и межэтнического общения – формирование уважения и любви к Родине, чувство национальной гордости и национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и интегральной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп;
-Воспитание физической культуры личности – совокупность педагогических действий, направленных на содействие правильному физическому развитию школьников, охраны их здоровья, а так же формирование жизненно важных, психофизиологических свойств и умений, воспитание культуры гигиены, развитие потребности в двигательной активности как одной из основ здорового образа жизни современного человека.
-Гражданин: Лицо, принадлежащее к постоянному населению конкретного государства, пользующееся всеми правами, обеспечивающимися законом данного государства, и исполняющие установленными законом обязанности. Человек, способный согласовывать собственные интересы с интересами общества и государства; служащие Родине, народу, осознающие себя членом данного государства.
-Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического общения;
-Интериоризация – переход социального (в нашем случае социально нравственного, аксеологического) содержания в индивидуальное превращение социальных идей во внутренние движущие силы поведения человека, побуждающие его к позитивным поступкам;
-Информационно-правовое воспитание и формирование правовой культуры – целенаправленное педагогическое воздействие с целью довершения до сознания учащихся требований правовых норм, осознанию ими социального и личностного смысла данных норм предупреждения правонарушений среди учащихся; право воспитательное воздействие на учащихся, совершивших правонарушение;
--Национальная идентификация – приобщение человека к народной культуре, отождествление себя с определенным этносом, его культурой, традициями;
-Патриот – человек, любящие свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек способный отстаивать и защищать интересы своего народы на основе терпимости и уважения культур других национальностей;
-Правовая и физическая безопасность гражданина - система мер, эффективное использование регулируемых законом, правил и норм, форм и методов с целью поддержания правопорядка, профилактики и борьбы с правонарушениями в отношении прав и свобод гражданина; поддержания чувства правовой и физической защищенности гражданина.
-Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к ее культурным, психологическим и социологическим факторам;
-Социально-педагогическая адаптация – процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, частью которой является школа, приводящая к оптимальному согласованию целей и ценностей личности и социума;
-Толерантность – терпимость к кому-либо и чему-либо: веротерпимость, расовая, национальная, социальная, осознание права любого человека на свободу, права на непохожесть и различии.
Данная программа воспитания является гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Основные направления программы воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- художественно-эстетическое;
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- экологическое;
- работа с родителями;
- профилактика правонарушений;
- профориентация.
Гражданско-патриотическое направление
Цель: создание условий для воспитания учащихся достойными гражданами своей Родины.
Задачи:
- развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
-воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории города, республики.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как патриотизм, гордость за свою родину, доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Художественно-эстетическое направление
Цель: воспитание личности, способной воспринимать красоту окружающей жизни, прекрасное в действительности, развитие творческих способностей, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
-создание благоприятных условий для развития личности учащихся, раскрытия их способностей.
-организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
-гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают об основных направлениях эстетической культуры.
2. Получат развитие художественных способностей.
3. Формирование любви к прекрасному.
Духовно-нравственное направление
Цель: создание благоприятных условий для развития у учащихся способности мыслить рационально, для свободного и полного раскрытия способностей учащихся, эффективного проявления своих интеллектуальных умений в жизни.
Задачи:
-развивать интеллектуальные умения, сохранять любопытство и информационный интерес учащихся;
-формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
2. Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: сохранение, укрепление и развитие нравственного, психического и физического здоровья детей.
Задачи:
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, повышение уровня физического развития и физической подготовленности;
-знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровой нации.
Ожидаемые результаты:
У детей формируются культура сохранения и укрепления собственного здоровья.
Экологическое направление.
Цели: создание условий для формирования у учащихся сознательного отношения к труду, воспитания бережного, трепетного отношения к природе.
Задачи:
-обучение учащихся бережному отношению к природе;
-научить видеть и замечать удивительное вокруг себя;
Ожидаемые результаты:
1. Бережное отношение к природе, милосердие ко всему живому
2. Воспитание сознательного отношения к окружающему миру.
Работа с родителями
Цели: создание единой воспитывающей среды, в которой бы целенаправленно формировались правовые, нравственные, эстетические качества личности школьника.
Просветительская- способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
Консультативная- совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Задачи:
1.Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника.
2.Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса школы.
3. Психолого- педагогическое просвещение.
4. Корректировка в воспитании отдельных учащихся.
Ожидаемые результаты:
1.Сформировать единое воспитательное пространство через организацию совместной продуктивной деятельности родителей, детей и педагогов.
2.Включение родителей в образовательный процесс.
3.Расширение родительского опыта.
4.Новое видение своего ребенка.
5.Приобретение родительского опыта в воспитании детей и адекватного восприятия его возможностей и способностей.
6.Получение дальнейших перспектив в воспитании и адаптации ребенка в социуме.
Дата проведения | Тема собрания |
Сентябрь | Профессиональная направленность и профессиональные интересы. |
Ноябрь | Компания в жизни старшеклассника. |
Февраль | Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием? |
Апрель | Учебные итоги 10 класса - ступенька в будущее. |
Ежемесячно | Индивидуальные беседы и консультации. |
Профилактика правонарушений.
Цель: предупреждение правонарушений среди детей школьного возраста.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую, личностно и общественно значимую деятельность;
2. Формирование правовой культуры, уважение к правам человека и свободе личности, развитие навыков безопасного поведения;
3. Систематически вести работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы, класса, дополнительным занятиям по интересам;
4.Формирование позитивной самооценки, жизненного оптимизма, умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
5.Создание условия для развития личности школьника, формировать элементарные нормы и правила поведения в социуме, приобщение обучающихся к миру общечеловеческих ценностей.
6.Формирование культуры поведения, положительного отношения к социальным нормам и правилам.
7. Воспитание сознательной дисциплины, обеспечение овладения социально приемлемых форм поведения.
Ожидаемые результаты:
Предупреждение правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании, максимальное привлечение детей «группы риска» к участию в жизни школы, класса, дополнительным занятиям по интересам.
Содержание и формы работы | Месяц |
Классные часы | Беседы по ТБ |
Преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков. | «Правила поведения в ОУ». «Правила поведения на водоемах в осенний период». | Сентябрь |
Мы в ответе за свои слова и поступки. | «Беседы по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице». | Октябрь |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. | «Правила поведения на игровой и спортивной площадке». | Ноябрь |
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков. | «Беседа по электробезопасности». «Правила поведения на водоемах в зимний период». | Декабрь |
Явления экстремизма в молодёжной среде. | «Правила безопасности при обнаружении неизвестных пакетов». | Январь |
Профилактика употребления ПАВ в подростковой среде. | «Правила поведения на льду» | Февраль |
О дружбе и любви. | Инструктаж по противопожарной безопасности. | Март |
«Не спеши становиться водителем». | Правила поведения на водоемах в весенний период. | Апрель |
Конфликты- все за и против. | Инструктаж по безопасному поведению в общественных местах. | Май |
Профориентация
Цель: формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда.
Задачи:
- содействие развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- осознание нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами и способностями каждого учащегося;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Формирование у выпускников школы мотивов саморазвития личностного роста, профессионального самоопределения.
Дата проведения | Мероприятие |
октябрь | Урок занятости |
ноябрь | Профориентационная декада |
декабрь | Акция «Всероссийская профдиагностика – Zасобой» |
март | Ярмарка образовательных организаций «Сделай свой выбор» |
В течение года | 1.Дистанционное информирование образовательными организациями о возможностях поступления в высшие и средние профессиональные образования. 2. Участие в онлайн-уроках Всероссийского форума «Проектория». 3. Участие в проекте «Онлайн-уроки по финансовой грамотности» профориентационной направленности. |
План мероприятий программы воспитания 10 «А» класса
на 2020-2021 учебный год.
Направление работы | Мероприятия | Форма проведения | Дата проведения |
Гражданско-патриотическое | Торжественная линейка, посвященная 1 сентября. | Общешкольная линейка. | сентябрь |
Уроки Победы! | Классный час |
День солидарности в борьбе с терроризмом. | беседа |
Неделя безопасности дорожного движения. | Беседы, классный час по ПДД |
День Народного Единства | Классный час | ноябрь |
День Неизвестного солдата в России | декабрь |
День Героев Отечества |
День Конституции РФ |
День освобождения поселка Орловского от немецко-фашистских захватчиков. | январь |
День вывода войск из Афганистана |
Смотр патриотической песни. | Фестиваль | февраль |
День Защитников Отечества «Герои нашего времени» | Классный час |
Конкурс презентаций «Юбилейные даты истории России» | Конкурс |
День Космонавтики | Классный час | апрель |
«День Победы» «Нам не помнить об этом нельзя» | Классный час Конкурс чтецов | май |
Акция «Георгиевская ленточка» | Акция |
«Бессмертный полк 2021» | Акция-шествие |
Духовно- нравственное | Выбор актива класса Права и обязанности учащихся. | Классный час | Сентябрь |
Культура речи | Классный час |
Люблю тебя, моё Отечество. | Виртуальные экскурсии в музеи России | |
Выставка букетов к Дню Учителя | Изготовление букетов. | Октябрь |
День пожилого человека | Поздравления |
День бабушек и дедушек | Поздравления |
Куда можно обратиться, если у тебя беда? | Классный час | Ноябрь |
Золотое правило нравственности. | Игра |
День правовой помощи детям. | Круглый стол |
Мероприятия ко Дню Матери | Поздравления |
Подготовка и проведение Нового года. | Праздник | декабрь |
Мы такие разные, но мы вместе. | Классный час. | январь |
Светлый праздник Рождества. | Классный час |
Поздравление юношей с Днём Защитника Отечества | Классный час | Февраль |
«Масленица» | Праздник |
Классный час «А, ну-ка, девушки!» | Классный час | март |
Посещение музыкального театра г. Ростов-на-Дону | Поездка | Апрель |
Семья сильна, когда над ней крыша одна | Праздник | Май |
Итоги 10 класса | Классный час |
Спортивно-оздоровительное | Урок здоровья | Онлайн урок | Сентябрь |
От норм ГТО к олимпийским медалям | Классный час | Октябрь |
Беседа «Здоровье спортом укрепляй» | Беседа о здоровом образе жизни |
Из истории Олимпиады | Классный час | Ноябрь |
Здоровье-плюс | Проект | Декабрь |
«Мы и компьютер»-охрана зрения, осанки. Правила поведения при работе с компьютером | Беседа | Январь |
День Защитника Отечества | Спортивное мероприятие | Февраль |
Сдача норм ГТО |
День Здоровья | Апрель |
День Защиты детей | Спортивное соревнование | Май |
Экологическое | Журавль- 2020 | Акция по подсчёту журавлей | Сентябрь |
Акция «Осторожно, мусор!» | Акция | Октябрь |
Разделяй с нами! | Классный час по раздельному сбору мусора |
Виртуальная экскурсия в заповедник «Ростовский» | экскурсия | Ноябрь |
Экологические проблемы современного общества | Классный час | Декабрь |
Конкурс проектов «Покормите птиц» | конкурс | Январь |
Экологическая безопасность. | Классный час | Февраль |
Тюльпан- символ Орловского района | Классный час | Март |
Сбор макулатуры | Акция | Апрель |
День древонасаждения | Акция |
Художественно эстетическое | Оформление классного уголка. | | Сентябрь |
Участие в конкурсе поделок из бросового материала. | конкурс | Октябрь |
Участие в создании видеоролика к Дню Учителя. | Поздравление |
Участие в конкурсе поделок из природного материала «Зеркало природы» | конкурс | Ноябрь |
Конкурс поделок «Мастерская Деда Мороза» | конкурс | Декабрь |
Подготовка к Фестивалю Патриотической песни. | | Февраль |
| Участие в общешкольном мероприятии «Женский день – 8 марта» | поздравление | март |
Организация самоуправления 10 «А» класса.
Лидер класса:
Культмассовый сектор:
Трудовой сектор
Спортивный сектор:
Учебный сектор:
Состав родительского комитета.
Характеристика 10 «А» класса.
Социальный паспорт класса.
Анализ воспитательной работы за 2019-2020 учебный год.