|
«Утверждаю» Зам. директора по учебной работе ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им. А. Алиева » ___________ ПорсуковаН.Н. «____»_________________20___г. |
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии___________________ дисциплин
Протокол № ______
от «____»______________20___г.
Председатель ЦК Ханбагандова М.Х.
____________
Вариант1
Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и выполните задания А1 - А9, В1-В14.
(1) Ж..знь Гайдара была продолжением, а иногда и нач..лом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар заш..л как (то) ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы (з,с) бились с ног в поисках одного ре..кого лекарства. (4)Его (ни) где (не) было. (5)Гайдар подош..л к телефону и п..звонил к себе д..мой.
(6)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мал..чиков нашего дв..ра. (7)Я жду. (8)Он повес..л трубку. (9)Через десять минут ра(с,з) дался отча..нный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площа..ке за дверью стояло человек десять мал..чиков, очень взволнов..нных и запыхавш..хся.
(12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Т..жело болен мал..чик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бума..ке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг.. на восток.. на север.. на запад. (17)Из аптек зв..нить мне сюда. (18)Всё понятно?
(19)Понятно, Аркадий Петрович! — закр..чали мал..чики и понеслись вниз по лес..нице. (20)(В)скоренач..лись звонки.
(21)Аркадий Петрович! — кр..чал в трубку взволнов..нный де..ский гол..с. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.
(23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.
(25)Гайдар с..дел у телефона, как к..питан на мостике к..рабля. (26)Через сорок минут восторж..нный де..ский гол..с прокр..чал в трубку:
(27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!
(29)Где?
(30)В Марьиной роще!
(31 )Вези сюда. (32)Немедленно.
Лекарство было привезено, и сыну (в)скоре стало ле..че.
(34)Благ..дарить его было нельзя. (35)Он очень с..рдился, когда его благ..дарили за помощ.. . (36)Он сч..тал помощ.. человеку таким же ... делом, как, скажем, приве..ствие. (37)(Ни)кого же (не) благ..дарят за то, что он с вами позд..ровался.
(38)Однажды мы с Гайдаром шли по ул..це и услышали встр..воженные гол..са. (39)Ок..залось, что в саду вырвало кран из вод..проводной трубы. (40)Сильная струя в..ды била прямо в кусты роз и с..рени, в клумбы с цветами, вымывала (из)под них землю и вот-вот могла уничтожить вес.. сад. (41)Люди бросил..сь вверх по ул..це, чтобы закрыть какой(то) кран. (42)Гайдар подб..жал к трубе, пр..мерился и зажал трубу л..донью. (43)Поток в..ды ост..новился. (44)По л..цу Гайдара я вид..л, что он сдерж..вает давление в..ды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он поч..рнел и стиснул зубы, но трубу (не) отпуст..л, пока (не) перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго т..жело дышал. (47)Л..донь у н..го была окр..вавлена. (48)Но он был очень радос..но настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти мал..нький чудный сад.
(49)Мне очень (не) хвата..т Гайдара — большого, доброго, талантл..вого человека.
(По К. Паустовскому)
Задания А1 - А9. Даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1- А9 обведите кружком.
А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?
незначительным
бессмысленным
неблагодарным
естественным
А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?
1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.
2.Гайдар написал много талантливых произведений.
3.Гайдар был очень высокого роста.
4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.
A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?
1.Это говорит о недостатке физических сил героя.
2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.
3.В данной ситуации он растерялся.
4.Таким образом он проверил свою силу.
А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 - 24, 31 - 32)
1.Он не был многословным.
2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.
3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.
4.Это речь взрослого с детьми.
А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью?
1) 1 2)
3) 3 4) 4
А6. В каком предложении текста автор говорит о причине радостного настроения героя?
А7. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий позицию рассказчика, что Гайдар всегда действовал бескорыстно?
1) 1 2) 48 3) 36 4)34
А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 - 32?
1.гипербола, диалектизмы
2.анафора, противопоставление
3.литота, эпитеты
4.сравнение, неполное предложение
А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43?
описание и рассуждение
повествование
описание
повествование и рассуждение
Задания В1 - В14. Ответы записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский
В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1)1; 2)6; 3)3; 4)9;
ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие.
В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный»
В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.
В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?
В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.
Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.
В12. Укажите верную характеристику предложения 44.
По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением
Бессоюзное сложное предложение.
В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.