Примеры решения задач на расположение прямых и плоскостей в пространстве
Инструкция:
- Внимательно прочитайте условие задачи.
- Переход к каждому следующему шагу в решении задач выполняется с помощью щелчка левой кнопки мыши .
- Обратите внимание на последовательность выполнения рисунка.
- Разберите и запишите решение в тетрадь (название шагов писать не надо)
- Переход между слайдами выполняется с помощью управляющей кнопки.
Совина М.В.
ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
Задача №1.
Прямые АВ, АС и AD попарно перпендикулярны. Найдите отрезок CD, если: АВ = 15 м, ВС = 35 м, AD= 7,5м.
Шаг 2. Запишем условие задачи
Шаг 1. Делаем рисунок в соответствии
с условием задачи
Дано: АВ АС AD
АВ = 15 м,
ВС =35 м,
AD=7,5м
Найти:
CD
B
35
15
А
C
7,5
Шаг 3. Выполняем решение задачи
D
Решение: Рассмотрим Δ ABC – прямоугольный, т.к. АВ AC
По т.Пифагора BC 2 =AB 2 +AC 2 , отсюда AC =
Рассмотрим Δ ADC – прямоугольный, т.к . А С AD
По т. Пифагора CD 2 =AC 2 +AD 2 , следовательно CD 2 =10 2 +7,5 2 =100+56,25=156,25
Значит CD = 12,5
Ответ: CD = 12,5 м
Перенесите рисунок , дано и решение в рабочую тетрадь
Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
Задача №2 .
Верхние концы двух вертикально стоящих столбов, удаленных на расстояние 3,4 м, соединены перекладиной. Высота одного столба 5,8 м, а другого — 3,9 м. Найдите длину перекладины.
Шаг 1. Делаем рисунок в соответствии
с условием задачи
Шаг 2. Запишем условие задачи на языке геометрии
В
Дано: пл-ть α, AD α, BC α
DC = 3,4 м,
BC = 5,8 м,
AD = 3,9 м
Найти: AB
А
Н
3,9
5,8
С
D
3,4
Шаг 3. Выполняем решение задачи
Решение: Так как две прямые AD и BC перпендикулярны одной плоскости α , то они параллельны. Следовательно, ABCD – прямоугольная трапеция с основаниями AD и BC . Проведём высоту трапеции АН.
Перенесите рисунок , дано и решение в рабочую тетрадь
Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
АНСD – прямоугольник, у которого АН = СD =3,4м, СН= АD =3,9м.
Рассмотрим Δ АВН – прямоугольный, т.к. АН высота трапеции .
ВН = ВС-СН= 5,8-3,9= 1,9
По т. Пифагора AB 2 =АН 2 +ВН 2 , следовательно
АВ 2 = 3,4 2 +1,9 2 = 11,56+3,61=15,17
Значит АВ ≈ 3,9 м
Перенесите решение в рабочую тетрадь
Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
Задача № 3
Из точки к плоскости проведены две наклонные. Найдите длины наклонных, если одна из них на 26 см больше другой, а проекции наклонных равны 12 см и 40 см.
Замечание: большей наклонной соответствует и большая проекция
Шаг 1. Делаем рисунок в соответствии
с условием задачи
Шаг 2. Запишем условие задачи
А
Дано: пл-ть α,
АВ – перпендикуляр,
АС и АD – наклонные
АС = АD + 26 см
ВС и ВD – проекции наклонных
ВС = 40 см, ВD=12 см
Найти: АС , АD
В
12
D
40
С
Перенесите рисунок и дано в рабочую тетрадь
Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
AB 2 = AD 2 - ВD 2 Для Δ АВС AC 2 = AB 2 + BC 2 = AB 2 = AC 2 - BC 2 Значит AD 2 - ВD 2 = AC 2 - BC 2 подставим данные и получим уравнение х 2 – 12 2 = (х + 26) 2 – 40 2 х 2 – 144= х 2 + 52х+676 - 1600 – 52х =676 - 1600+144 х= -780:(-52) х= 15 Следовательно, АD = 15 м, тогда АС = 15 + 26 = 41(м) Ответ: АD = 15 м, АС =41 м Перенесите решение в рабочую тетрадь Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж" " width="640"
Шаг 3. Выполняем решение задачи
Пусть АD = х, тогда АС = х + 26.
Рассмотрим Δ АВD и Δ АВС – прямоугольные, т.к. АВ – перпендикуляр.
По т. Пифагора
Для Δ АВD
AD 2 = AB 2 +ВD 2 = AB 2 = AD 2 - ВD 2
Для Δ АВС
AC 2 = AB 2 + BC 2 = AB 2 = AC 2 - BC 2
Значит AD 2 - ВD 2 = AC 2 - BC 2 подставим данные и получим уравнение
х 2 – 12 2 = (х + 26) 2 – 40 2
х 2 – 144= х 2 + 52х+676 - 1600
– 52х =676 - 1600+144
х= -780:(-52)
х= 15
Следовательно, АD = 15 м, тогда АС = 15 + 26 = 41(м)
Ответ: АD = 15 м, АС =41 м
Перенесите решение в рабочую тетрадь
Совина М.В. ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"
Спасибо за внимание
Совина М.В.
ОГБПОУ "Кинешемский педколледж"