Примеры заданий геометрического содержания
по формированию регулятивных универсальных учебных действий
для 1-4 классов
Рябова Елена Дмитриевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 91 с углубленным
изучением отдельных предметов»
города Нижнего Новгорода
1 класс.
-
«Машина» изменяет только размеры фигур. Выложи справа фигуры, которые выйдут из «машины». Назови фигуры парами. Всё ли верно на рисунке?
-
Составь фигуры из всех частей «Танграма». Придумай свои фигуры.
-
Сколько на чертеже треугольников? Проверь себя.
-
Верно ли, что в этой фигуре можно найти 5 треугольников?
-
Какие части вырезали из картинок? Докажи, что ты выполнил задание правильно.
-
Составь план построения отрезка, длина которого равна длине зелёного отрезка. С чего ты начнёшь, как будешь действовать дальше?
-
-
Как начертить отрезок, который длиннее синего отрезка на 3 см? Обсудите и расскажите порядок работы.
2 класс.
-
Начерти какой-нибудь луч, обозначь его буквами и запиши обозначения.
Действуй по плану:
1) Отмечаю точку.Это начало луча.
2) С помощью линейки от начала луча провожу прямую линию.Луч построен.
3) Обозначаю луч буквами и делаю запись.
Проверь, все ли пункты плана у тебя выполнены.
-
Построй луч СD. Отметь точки О и М на луче и точки К и В вне луча. Сверь свою работу с образцом.
-
Оля начертила два отрезка и отметила на них 3 точки так, что на каждом отрезке получилось по 2 точки. Попробуй и ты выполнить такой же чертёж.
-
Построй луч CD и отметь на нём точки А и В так, чтобы точка В находилась между точками С и А.
Запиши название получившихся отрезков.
Проверь свою работу: у тебя должно получиться 3 луча и 3 отрезка.
-
Длина комнаты 5 м, а ширина 3 м50 см. Подойдёт ли для этой комнаты ковёр, длина каждой стороны которого 4 м?
-
7.
-
Начерти квадрат с длиной стороны 5 см.Раскажи, как ты будешь выполнять чертёж, с чего начнёшь, что будешь делать потом. Раскрась пятую часть квадрата.
-
!) Изобрази отрезок и окружность так, чтобы у них была только одна общая точка.
2) Изобрази луч и круг так, чтобы их общей частью был отрезок.
10. Выложи из счётных палочек такие фигурки.
-
Петя говорит, что на первом рисунке закрашена одна четвёртая круга, на втором -одна девятая часть круга, на третьем- одна третья часть круга, на четвёртом – одна седьмая часть круга. Прав ли Петя?
-
Начерти луч ОХ и отметь на нём точку А, соответствующую числу 3, и точку В, соответствующую числу 9, если длина единичного отрезка равна 1 см.На каком расстоянии находятся эти точки одна от другой? Какая из этих точек находится дальше от начала луча и во сколько раз?
Реши задачу, заменив число 3 числом 2, а число9-числом 12.
-
Отметь точки А и В на расстоянии 5 см одна от другой.Построй жёлтым карандашом луч АВ, синим-луч ВА.
Какая фигура является пересечением этих лучей? Опиши эту фигуру.
-
Как называется каждый из многоугольников? Сколько в нём сторон, углов, вершин?
Определи на глаз длины сторон многоугольников. Проверь себя измерением. Вычисли периметр каждого многоугольника двумя способами.
-
Начерти на клетчатом листе бумаги квадрат с длиной стороны 6 см. Проведи какую-нибудь ось симметрии квадрата. Вырежи квадрат и разрежь его по оси симметрии. Составь из частей новый многоугольник.
Дай характеристику этому многоугольнику.
-
Начерти прямой угол. Действуй по плану:
-
Отмечаю точку. Это вершина угла.
-
По линейке провожу любой луч с началом в отмеченной точке. Это одна из сторон угла.
-
Прикладываю угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпала сначалом луча, а одна из сторон совпала с направлением луча.
-
Провожу луч сначалом в отмеченной точке по направлению второй стороны прямого угла угольника.Это вторая сторона угольника.
Построение завершено.
-
Найди в многоугольниках прямые углы и назови их вершины.
3 класс
-
Изобрази на клетчатом листе бумаги два прямоугольника с длинами сторон 2 см и 4 см. Вырежи с сложи из них квадрат. Какова длина каждой стороны квадрата?
-
Вырежи из бумаги квадрат с длиной стороны 4 см и прямоугольник с длинами сторон 6 см и 4 см. Перегибая эти фигуры по осям симметрии, попробуй вырезать в каждом из них квадратное отверстие.
-
Начерти окружность радиусом 3 см и 2 мм. Раздели её на 3 равные части, используя циркуль. Построй треугольник, вершинами которого являются точки деления окружности. Измерь длины сторон треугольника. Сделай вывод.
-
Маша начертила отрезок и отметила на нём три точки между концами отрезка. Катя начертила окружность и отметила на ней тоже три точки. На сколько частей разделили отрезок и на сколько- окружность?
Выскажи своё предположение, а затем проверь его, выполнив рисунок.
-
Расскажи план выполнения работы. Сделай чертёж.
-
Начерти окружность радиусом 2 см 5 мм.
-
Начерти пятиугольник так, чтобы все его вершины лежали на окружности.
-
Начерти квадрат со стороной 4 см. Построй окружность так, чтобы все вершины квадрата оказались на окружности. Объясни план построения окружности.
Проведи все оси симметрии квадрата. Являются ли они осями симметрии окружности? Поясни свой ответ.
-
Начерти отрезок длиной 1 дм 2см 6мм. Отметь на глаз как можно точнее точку, которая была бы серединой отрезка. Проверь себя с помощью циркуля или линейки.
-
Начерти прямоугольник, имеющий 7 вершин. Расскажи план выполнения работы.
-
Петя приложил линейку к отрезку АВ и продлил его в обе стороны. Он утверждает, что на рисунке получились только два луча. Так ли это? Выполни рисунок и проверь утверждение Пети.
-
Построй две прямые, которые при пересечении образуют прямой угол: 1) на листе в клетку; 2) на альбомном листе. Для каждого случая составь план выполнения построения: с чего начнёшь, что будешь делать потом. Какими инструментами воспользуешься в каждом случае?
-
Любой квадрат является прямоугольником. У квадрата 4 оси симметрии. Значит, у любого прямоугольника тоже 4 оси симметрии.
Верен ли ход рассуждения и вывод? Поясни свой ответ.
-
Начерти три луча так, чтобы они попарно пересекались. Миша решил эту задачу так. Оцени (верно, неверно) такое решение.
-
Построй три луча с общим началом. Начерти отрезок, который пересекает все эти лучи. Всегда ли можно построить такой отрезок?
-
Сколько кубиков понадобилось, чтобы построить башню?
-
Начерти окружность радиусом 2 см 5мм. Отметь зелёным цветом три точки, лежащие на этой окружности, а красным- три точки вне окружности.
-
Нужно построить окружность радиусом 3 см и начертить семиугольник так, чтобы все его вершины лежали на этой окружности. Составь план работы и выполни чертёж.
-
Отметь точки А и В, расстояние между которыми равно 3 см. Отметь ещё 15 точек, находящихся от точки А на таком же расстоянии. Каким способом это можно сделать очень быстро?
-
Начерти прямую и отметь на ней точку С. Отложи на прямой в одну сторону от точки С последовательно три отрезка, длина каждого из которых равна 3 см 2 мм. Какими двумя способами можно выполнить задание? Какой способ удобнее?
-
По международным стандартам футбольное поле имеет форму прямоугольника длиной 100-110 м, а шириной 69-75 м. Вычислите площадь футбольного поля, указав её наибольшее и наименьшее значение.
-
Как сосчитать, сколько кубиков потребовалось для каждой из фигур?
-
Перечертите квадрат на клетчатый лист бумаги. Вырежьте квадрат и разрежьте его на 5 частей так, как показано на рисунке. Уберите рисунок. Перемешайте эти части, а затем снова сложите из них квадрат.
-
Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6 см. Затем разогнули проволоку и согнули из неё равносторонний треугольник. Какова длина сторон этого треугольника.
-
Обведите по шаблону правильный пятиугольник и разделите его на отрезками на квадрат и три треугольника.
-
класс
-
Вова решает задачу: «В прямоугольнике с длинами сторон 3см и 4см проведена диагональ длиной 5 см. Вычислите периметр каждого из получившихся треугольников»
Вова сначала сделал рисунок. Затем он составил план решения: «Прямоугольник разделился на два одинаковых треугольника. Поэтому я сначала найду периметр прямоугольника, а затем разделю его на 2»
В чём ошибка в рассуждении Вовы?
-
Постройте прямоугольный треугольник, в котором длины сторон, образующих прямой угол, равны 4см и 3см.
Как вычислить периметр этого треугольника? Составьте план решения задачи.
-
Длины стороны квадрата ABCD равна 16 см. Середины его сторон соединены отрезками так, что они образовали квадрат. Выполни чертёж. Предложи способ вычисления площади этого квадрата.
-
Диагонали четырёхугольника АВСD, пересекаясь под прямым углом, делятся пополам .Длины диагоналей равны 6 см и 8 см. Как вычислить площадь четырёхугольника АВСD?
-
Прямоугольник с длинами сторон 10 см и 5 см разрезали на два одинаковых квадрата. Найдите периметр каждого квадрата.
Петя записал такое решение:
-
(10 + 5) х 2 = 30 (см);
-
2) 30 : 2 = 15 (см).
- Согласны ли вы с Петей? Ответ обоснуйте.
-
Начертите квадрат. Объясните, как можно начертить окружность, проходящую через все вершины квадрата.
-
Начертите круг любого радиуса и разделите его:
-
на четыре одинаковые части;
-
на шесть одинаковых частей.
Подумайте, как это можно сделать?
-
Длина стороны квадрата выражается целым числом сантиметров. Дима вычислил площадь этого квадрата и получил число, запись которого оканчивается цифрой 3. Можно ли утверждать, даже не зная длину стороны квадрата, что Дима ошибся при вычислении?
-
Как достроить полукруг до целого круга? Составьте план и выполните построение.
-
Вырежьте из бумаги квадрат площадью 81 кв.см. Объясните, как вы будете действовать.
-
Начертите отрезок любой длины и попробуйте разделить его на две равные части с помощью циркуля, используя метод проб.
-
Вырежьте прямоугольник с длинами сторон 8 см и 4 см. Отрежьте от прямоугольника полоску шириной 1 см. Вычислите площадь оставшейся части.
Сколько решений имеет задача?
Обсудите с соседом по парте варианты выполнения задания. Пуст каждый из вас выберет свой вариант и выполнит работу. Затем проверьте работу друг друга.
-
Лена приложила два равных квадрата с длиной стороны 3 см один к другому так, что получился прямоугольник. Чтобы найти периметр прямоугольника, она вычислила периметр одного квадрата и умножила его на 2. Получилось 24 см. Не ошиблась ли Лена в нахождении периметра прямоугольника?
-
Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его так, чтобы получилось два треугольника, четыре треугольника, восемь треугольников. Начертите квадраты, разделённые на два, четыре и восемь треугольников.
-
Вода смыла часть квадрата. Восстанови его размер, зная, что половина его стороны равна 3 см.
-
Обведите по шаблону правильный восьмиугольник. Постройте внутри него прямоугольник так, чтобы некоторые вершины восьмиугольника стали вершинами прямоугольника.
-
Нарисуйте по шаблону шестиугольник, разделите его на треугольники. Используя линейку, найдите периметр каждого из них.
-
Чему равен периметр квадрата, если он разделён осью симметрии на два прямоугольника, длина меньшей стороны которых 7 см?
-
Из листа стекла шириной 65 см и длиной 76 см нужно вырезать прямоугольный кусок размером 52 см на 37 см. Найдите площадь оставшейся части стекла. Составь план решения задачи, реши её.
-
Улицу длиной 672 м и шириной 13 м покрыли асфальтом, расходуя на каждый квадратный метр 39 кг асфальта. Сколько асфальта потребовалось? Выразите результат в тоннах и килограммах.
-
Изобразите такие фигуры в тетради, используя циркуль.
-
Начертите круг радиусом 5 см. Отметьте его центр. Надрежьте круг по его радиусу до центра круга. Наложите края один на другой так, чтобы получилась фигура конической формы. Склейте края.
Литература.
-
В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 1 класс в 2 ч. -М.: Вентана-Граф, 2014
-
В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 2 класс в 2 ч. -М.: Вентана-Граф, 2016
-
В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 3 класс в 2 ч. -М.: Вентана-Граф, 2016
-
В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика: 4 класс в 2 ч. -М.: Вентана-Граф, 2014
-
В.Н.Андрущенко «Развитие постранственного воображения на уроках математики. 1-4 классы»: пособие для учителя- М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003