СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1

Деятельность: Поиск информации, сопоставление фрагментов текста, реконструкция вопроса.(читательская, математическая)

Задание2

Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация.(читательская, математическая)

Задание 3

Деятельность: Понимание на уровне содержания и подтекста, интерпретация. .(читательская, математическая)

Задание 4

Деятельность: Интерпретация текста, реконструкция авторского замысла, использование результатов предшествующего задания. .(читательская, математическая)

Задание 5

Деятельность: Рефлексия на содержание и на форму текста, аргументация.

Просмотр содержимого документа
««Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы ».»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Самарский области «Чапаевский ресурсный центр»








Итоговая работа

по вариативной части повышения квалификации по именному

образовательному чеку

«Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности

обучающихся»

по теме:

«Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы ».



СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 26.11.2018 г. по 30.11.2018 г. года












Выполнил : Блинова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №4 г. о. Чапаевск.





Задание №1


Тематическая область: обществознание, словесность


9 класс

Текст задачи

Статья школьницы из Калининграда Юлии Садовской получила Гран-при Третьей телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

Хочу быть кроликом!


Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников, да еще и новенькая в школе. А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы в белый цвет, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то все – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе.

Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво, и с каким-то явно нездоровым интересом, расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигидеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за этих представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я

не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?!

Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить, и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками.

И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то, Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорит: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!». Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Через минут десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я по- прежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, ранее никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!».

Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девчонка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть, тех, у кого также выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мега-звезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки Дирол и Орбит, с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, Орбитов и Диролов была исчерпана, и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?» Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро...Ой! Юлька, извини».

На обратном пути, из столовой в кабинет, мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, и когда мы все вместе помогаем Ире с Егором помириться после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.


Юлия Садовская


Задание 1. В начале статьи обрисована ситуация, в которой оказалась героиня – автор статьи Юля Садовская. В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Как именно? Дайте ответ на вопрос, опираясь на текст статьи.

Задание 2. Как сложились отношения Юли с одноклассниками в дальнейшем?

Можно ли считать их прочными? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. В конце статьи Юля пишет: «Это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы». Как вы думаете, о какой победе идет речь?

Задание 4. Почему Юля назвала свою статью «Хочу быть кроликом!»?


Задание 5. Статья Юли Садовской получила Гран-при (высшую награду) Третьей всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Если бы вы были членом жюри, согласились бы вы с таким решением? Обоснуйте свой ответ.



•искать информацию;

•выявлять авторскую позицию;

•сравнивать разные авторские позиции;

•реконструировать авторский замысел;

•уметь дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечь для этого личный опыт.

Результатом чтения такого текста становятся выводы, значимые для читателя при решении подобных проблем.

• поиск информации;

• выявление авторской позиции;

• сравнение разных авторских позиций;

• реконструкция авторского замысла;

• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта.

Задание 1. 4 уровень


Задание 2. 6 уровень


Задание 3. 4 уровень


Задание 4. 5 уровень


Задание 5. 6 уровень

Задание 1

Деятельность: Поиск информации, сопоставление фрагментов текста, реконструкция вопроса.(читательская, математическая)

Задание2

Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация.(читательская, математическая)

Задание 3

Деятельность: Понимание на уровне содержания и подтекста, интерпретация. .(читательская, математическая)

Задание 4

Деятельность: Интерпретация текста, реконструкция авторского замысла, использование результатов предшествующего задания. .(читательская, математическая)

Задание 5

Деятельность: Рефлексия на содержание и на форму текста, аргументация.





Задание №2


Тематическая область: литература, история, обществознание


8 класс

СЕРЖАНТ ГВАРДИИ


— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

Княжнин.


Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.

Вдруг батюшка обратился к ней: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка.

— Добро, пора его в службу.

Трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

— Не забудь, Андрей Петрович,— сказала матушка,— поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

— Что за вздор! — отвечал батюшка, нахмурясь.— С какой стати стану я писать к князю Б.?

— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

— Ну, а там что?

— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу P., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»


Словарь к тексту


Благослови́ть – перекрестить кого-л., произнося слова молитвы, напутствия, пожелания. Суть благословения в том, что оно создает вокруг ребенка своеобразный защитный кокон, который не позволяет попадать в неприятности и направляет все действия в правильное русло. Благословение действует даже на больших расстояниях, является самым сильным оберегом, считается, что человек, которого благословили родители, становится неуязвимым, их любовь защищает от негативных влияний.

Восторг – подъём радостных чувств, ликование, всезаполняющее счастье.

Гвардия (итал. Guardia - стража, охрана) или Лейб-гвардия – отборная привилегированная часть войск, отдельная структура вооружённых сил России имперского периода. Гвардейские формирования отличались привилегированным положением и близостью к императору.

Кибитка – в старину: крытая дорожная повозка.

Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, честность, чистая совесть

Шаматон (устар.) – а, м. chômer – ветреник, легкомысленный человек



Задание 1. Прочтите заглавие текста. Что означает слово «гвардия» (см. словарь)? Чем гвардия отличается от армии?

Задание2. 2. Прочтите эпиграф. Как эпиграф отражает тему и идею текста? Какая фраза эпиграфа повторяется в тексте и может быть определением его основной мысли?

Задание3. Какова роль эпиграфа в художественном произведении? Задание 4. О ком идёт речь в тексте? (информацию о персонажах представьте в виде таблицы):

Как зовут героя, от лица которого идёт повествование (его полное имя)


Как его называют родители



Как он называет родителей



Как зовут его родителей?



Как родители обращаются друг к другу?



Задание 5. Составьте план пересказа текста и по плану перескажите его напарнику.



• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл ;

•выявлять информацию;

•интерпретировать текст;

•рефлексировать на содержание текста;

•рефлексировать на форму текста.

• ориентируется в содержании текста и понимает его целостный смысл ;

• выявляет информацию;

• интерпретирует текст;

• рефлексирует на содержание текста;

• рефлексирует на форму текста.

Задание 1. 4 уровень


Задание 2. 6 уровень


Задание 3. 6 уровень


Задание 4. 5 уровень


Задание 5. 6 уровень



Задание 1

Деятельность: Поиск информации, сопоставление фрагментов текста, реконструкция вопроса. .(читательская, математическая)

Задание2

Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация. .(читательская, математическая)

Задание 3

Деятельность: Развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. .(читательская, математическая)

Задание 4

Деятельность: Умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл .(читательская, математическая)

Задание 5

Деятельность: Рефлексия на содержание и на форму текста, аргументация. .(читательская, математическая)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!