СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ "Применение диспута для создания активной формы учебного общения во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диспут - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ "Применение диспута для создания активной формы учебного общения во внеурочной деятельности»

Применение диспута для создания активной формы учебного общения во внеурочной деятельности



Со стороны общества и государства возрастают требования к образованию. Учителю необходимо перестроится в организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и при этом повысить качество образования, обеспечить социализацию учащихся и воспитать в них потребность в постоянном саморазвитии. Основная цель образования, обозначенная в ФГОС второго поколения: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых еще неизвестных задач. В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” говорится: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Чтобы это происходило, надо знать, как правильно организовать учебное общение. Мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную деятельность, необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей. Как этого достичь?

Внеурочная деятельность своего рода, школа после уроков. Она, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. Внеурочная деятельность должна способствовать решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Это определяет и её специфику: обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Организовать этот процесс надо так, чтобы каждый ребёнок мог трудиться и имел успех в своей деятельности. В этом поможет интерактивное обучение – диалоговое, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимися и преподавателем, между самими детьми.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения: непосредственное общение, обмен мыслями на уроке. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Дети нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого и не осознавать, более того — не стремиться и не искать такой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать осуществляется подлинное взаимовлияние.



Активный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Диспут поможет организовать активную форму учебного общения и повысить учебную активность слабых. Это более высокая форма общения, в процессе которой школьники приобретают навыки, необходимые им в жизни. В ходе диспута, в процессе дискуссии, все учащиеся комфортно чувствуют себя. Становятся более общительными, начинают понимать и слушать друг друга, ведь дискуссия - это публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы. Дискуссия расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

ДИСПУТ (лат. – спорю) – форма организации учебно-воспитательного процесса по разрешению спорной проблемы путем публичного спора. Диспут организуется как широкое обсуждение, выслушивание разных точек зрения на заслушанный доклад, излагающий видение проблемы и ее решение.

ДИСПУТ (от лат. disputare — рассуждать, спорить) — коллективное публичное обсуждение актуальных научных тем или социальных проблем, так или иначе связанных с жизнедеятельностью обучаемых и их социальным опытом; один из активных методов обучения.

ДИСКУ́ССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн. ). Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения.

Диспут поможет в создании комфортных условий обучения, при которых ребёнок чувствует свою интеллектуальную состоятельность, а это сделает продуктивным сам процесс обучения. Занятия с элементом дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, формируют культуру полемики и умение выслушивать оппонента, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование диспута обеспечит высокую мотивацию, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию и свободу самовыражения.

Занятия с элементом диспута делают акцент на деятельность и снимают нервную нагрузку. В этом и проявляется их огромная роль в учебном процессе. Плюсов у этой активной формы учебного общения немало:

во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор;

во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его;

в-третьих, приучают к диалогу, т. е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы;

в-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту ребенок повторяет пройденное;

в-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Готовясь к диспуту надо учитывать следующее:


  1. Важные моменты организации урока - диспута:

  1. Диспут готовится долго и тщательно

  2. Нельзя превращать урок в «президиум» специально подготовившихся докладчиков…

  3. От спорящих нужно требовать доказательств. Побуждать к аргументации….

  4. Нельзя добиваться единодушия в оценках во время спора. Каждый имеет право на молчание…

  1. Требования к дискуссии:

  1. Проблема должна соответствовать возрасту и накопленному опыту.

  2. Учащимся необходимо владеть темой, которая опирается на знания, умения, опыт….

  3. Используется как способ закрепления и обобщения материала…

  4. Дискуссия должна развиваться по основным вопросам, нести в себе суть противоречия.

Ведущий следит за соблюдением регламента; не дает участникам дебатов отклониться от темы, осуществляет речевой переход от одного участника к другому, тематически связывает одно выступление с другим и т.д.

Дебаты. В процессе дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций.

Клише для дебатов слова: Поговорим, обсудим…



  1. Этапы подготовки и проведения: 

    1. Выбор темы, ее правильная формулировка.



Нужно, чтобы тема диспута звучала проблематично, а в ее названии содержался элемент дискуссии.



2. На диспуте необходимо рассматривать не более пяти вопросов, но таких, которые побуждали бы к разговору и не имели бы однозначного ответа.


3. Подготовка к диспуту занимает обычно не меньше месяца.

4. Диспут должен быть грамотно оформлен (плакаты с высказываниями, афоризмами). Памятки - правила ведения дискуссии.

В конце проводится рефлексия. Она может быть проведена разными способами: это может быть метод незаконченных предложений, пятиминутное эссе или же вопросы…


4. Рефлексия:

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;

  • какие я приобрел новые знания;

  • смог ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;

  • смог ли я понять точку зрения другого.


Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы и привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся.

Подготовка любой формы занятия требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Во внеурочных занятиях необходимо создать особое пространство, в котором ученик превратится в деятеля. Применение диспута для создания активной формы учебного общения во внеурочной деятельности позволит это сделать незаметно для самих учащихся и в этом огромная заслуга его как формы. Задача учителя на сегодня – создавать для каждого учащегося ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться.



Литература:

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). - Е.:2000. 

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. –М.: НМЦ, 1999.

3. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. - СПб.: СПб ГИЭУ, 2001.

4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2006.

5. Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА электронный учебно-методический комплекс

6. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998.

7. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика— М.: Издательский центр «Академия», 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!