СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение ЭОР на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Электронные образовательные ресурсы нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

         Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

         Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

Просмотр содержимого документа
«"Применение ЭОР на уроках информатики"»

Применение ЭОР на уроках информатики

Научный и технологический прогресс не стоит на месте, и он постоянно влияет на все сферы деятельности общества. Образование, разумеется, не могло стоять в стороне от развития науки и техники, поэтому в последнее время начался процесс его информатизации. Современные педагогические технологии предусматривают использование информационных и коммуникационных методов для совершенствования методологической базы и практики преподавания.

Использование новых методов не только соответствует современным тенденциям в развитии общества, но и позволяет в значительной степени расширить арсенал инструментов, которыми можем пользоваться мы, учителя, на своих уроках. Они помогают сформировать необходимые в современном мире ИКТ – компетенции у учащихся, повысить мотивацию учеников к обучению. Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций, флипчартов, электронных учебников и т.д.), позволяют сделать обучение более эффективным, повысить мотивацию обучения.

В учебном процессе используем имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, видео-уроки, а так же собственные разработки.

Применение ЭОР позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Таким образом, имеются противоречия:

  • между необходимостью формирования познавательного интереса школьников к обучению информатике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием научно обоснованных подходов к использованию ЭОР по информатике как средства формирования познавательного интереса учащихся;

  • между большим количеством существующих компьютерных средств обучения по информатике, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием единой системы проектирования электронных образовательных ресурсов, ориентированных на формирование познавательного интереса.

Исходя из вышеизложенного поставлена проблема: необходимость разработки системы работы с использованием ЭОР.

Целью является разработка системы с использованием ЭОР.

Отсюда вытекают задачи:

  1. Разработать электронный образовательный ресурс «Информатика и ИКТ», направленный на формирование познавательного интереса школьников, и руководство по его использованию при обучении информатике;

  2. Создать банк разноуровневых заданий;

  3. Обобщить тему учителями информатики;

  4. Повысить уровень квалификации;


Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика.

Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

Что дают ЭОР учителю?

  • Растет авторитет учителя и в классе, и среди коллег.

  • Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

  • Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.

  • Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

  • Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • контроль учебных достижений.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне школы.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока они применяются по-разному.

Применение на уроках ЭОР в разных формах:

  • сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем.

  • использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОР для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Применение ЭОР на различных этапах урока:

  1. ЭОР на этапе актуализации знаний:

  • Электронные тесты

  • ЭОР, в том числе собственных разработок.

  1. ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;

  • Мультимедиа презентации;

  • Учебные видеофильмы.

  1. ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОР.

  2. Контроль и оценка знаний, умений и навыков:

  • Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

  • Проектная деятельность. Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

  • Программы - тренажёры.

 

Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОР.

Использование ЭОР в сфере образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, при этом совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения.

4