Применение ИКТ для развития мотивации
учащихся к обучению.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения. Модернизация образования требует внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение.
Информационно-коммуникационные технологии – это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Применение ИКТ на занятиях «Мир мультимедиа технологий» и во время проведения самоподготовки, в совокупности с другими инновационными технологиями позволяет создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая повышает мотивацию обучающихся на самообразование, а главное делает её доступной в любое удобное время.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, при которых я использую следующие формы ИКТ:
- участие в конкурсах различного уровня («КИТ», «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру»);
- участие в он-лайн олимпиадах («Арифмометр», «Час кода»);
- верстка и дизайн газеты детского дома «Московская, 39»;
- создание проектов;
- создание презентаций, видеофильмов и видеороликов к мероприятиям;
- проведение игровых образовательных квестов;
- проведение урока безопасности в сети Интернет;
- обновление информации на официальном сайте детского дома;
- заочная экскурсия и виртуальное путешествие по учебным заведениям;
- обучение педагогов основам ИКТ.
В работе я использую следующие мультимедийные продукты:
Для создания видео роликов и презентаций используются программы PowerPoint из пакета программ Microsoft Office, фото Шоу PRO, Movie Maker. (видеоролик «С Днем Учителя!»)
Создание графических рисунков в программе Paint (презентация детских рисунков).
Использование тренинговых программ - тренажер по таблице умножения, «Сложение чисел с разными знаками», «Координатная плоскость» и т.д.
Использование дидактических материалов для контроля знаний (тесты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ).
Глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы);
Информационные носители (DVD, флэш–накопители и т. д.);
Аудиовизуальное оборудование (проектор, ЖК-телевизор);
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, например, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа обучения и воспитания.
Применение ИКТ на занятиях повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но современным детям, у которых преобладает клиповое мышление, необходимо непрерывное использование средств мультимедиа в обучении и воспитании для развития мотивации.
Чечегова Е.В., руководитель кружка «Мир мультимедиатехнологий»