ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Козловская Наталья Александровна, учитель математики МАНОУ «Гимназия № 2», г. Мариинск
Персональный компьютер давно стал необходимостью в наш век информационных технологий, а современный урок уже практически невозможно представить без мультимедийного проектора и без интерактивной доски. Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard) – это уникальное учебное оборудование, которое представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран, но в отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от того, для каких целей она предназначена, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.
Возможность использования интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения помогает мне спланировать, подготовить и проводить уроки на более высоком уровне. Но, ни в коем случае, нельзя забывать, что творец урока - учитель, а интерактивная доска - средство повышения эффективности образовательного процесса. Успех проведения урока зависит от мастерства учителя.
Интерактивную доску можно применять на различных этапах урока:
при проверке домашнего задания;
при проведении устного счёта;
при изучении нового материала;
при решении задач обучающего характера;
при проверке знаний
Большие возможности для учителя дает использование электронных учебников по математике на интерактивной доске: можно наглядно демонстрировать анимированные модели, можно использовать автоматизированные расчеты и т.д.
Остановлюсь на некоторых моментах из опыта работы использования интерактивной доски SmartBoard на уроках математики. Интерактивная доска этой марки сопровождается программным обеспечением Notebook, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Эта программа позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), но в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе проведения урока интерактивна и с ней могут работать как учитель, так и ученики, изменяя ее содержание, внося любые изменения в виде добавления текста, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.
Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Иногда я заранее сохраняю решение задач, и на уроке с комментариями (если таковые нужны) воспроизводится решение. Но можно и отсканировать и спроецировать на доску решение из тетради ученика и тут же произвести проверку и если в решении были допущены ошибки, учащиеся их видят сразу и исправляют. Часто использую такой прием: делаю заготовку, в которой пропущены ключевые моменты в решении и учащиеся заполняют пропуски.
При изучении темы «Построение графиков функции с помощью преобразований» интерактивная доска помогает экономить время, чтобы отработать преобразования: с помощью копирования и перемещения это производится очень быстро.
Средства Notebook позволяют на уроке применять игровые ситуации и разнообразить формы проведения устного счета. Например, в качестве тренажера в 5 и 6 классах на уроках математики для развития вычислительных навыков, навыков сравнения чисел требуется, выполнив задания, расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери фразу» или «Собери слово», расставив числа в заданном порядке, выбрав из предложенных вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти. Такие задания не только развивают вычислительные навыки учащихся, но и позволяют развивать умение отбора необходимой информации.
При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе очень много времени иногда уходит на то чтобы учащиеся построили координатную плоскость, но с помощью интерактивной доски и какого-либо информационного ресурса (а таких сейчас очень большое количество) этот процесс можно свести к минимуму потери времени. Учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки, этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.
В теме «Квадратичная функция и ее график» (9 класс) требуется много графических построений и учителя частенько просят учащихся изготовить шаблоны параболы для того, чтобы как можно больше произвести построений с помощью преобразований графиков. В то же время с помощью интерактивной доски на построение будет затрачиваться мало времени и больше времени остается на выполнение различных преобразований. Так практически чуть ли не за один-два урока можно отработать построение графиков вида у = ах2, у = ах2 + с, у = а(х – х0)2 + с с помощью нехитрых манипуляций.
При изучении темы «Числовая функция и ее свойства» в 10 классе применение интерактивной доски дает ряд преимуществ: не надо чертить для каждого задания систему координат; можно быстро воспроизводить графики сложных функций; появляется возможность быстро изменить масштаб графика, сделав его более наглядным.
При изучении темы «Графическое решение уравнений и их систем» в целях экономии времени удобно использовать шаблоны готовых графиков функций из созданной и сохраненной коллекции. В этом случае интерактивная доска позволяет решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.
Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке выполнять решение задач по готовым чертежам.
При изучении темы «Векторы» с помощью интерактивной доски можно эффективно отрабатывать понятия коллинеарных и равных векторов, навыки нахождения суммы и разности векторов. При построении суммы (разности) векторов можно использовать утилиту множественного клонирования и перемещения векторов, причем для более наглядного представления результата суммарный вектор можно выделить цветом.
При изучении темы «Многогранники», «Тела вращения», «Объемы тел» (геометрия 10 – 11 классы) предлагаю учащимся установить соответствие, которое устанавливается благодаря перемещению заранее заготовленных ответов: между предложенным чертежом и формулой объема или площади поверхности; между телом вращения и плоской фигурой, с помощью которой оно может быть получено; между многогранниками и телами и их элементами и другие. При построении сечений многогранников использование интерактивной доски помогает не только экономить время при построении самого многогранника, но и с помощью нехитрых манипуляций разворачивать многогранник, чтобы чертеж читался и просматривался наиболее удачно.
Применение интерактивной доски на уроках математики, на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:
обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других информационных ресурсов (в том числе и сети Интернет), возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;
использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям), обеспечение хорошего темпа урока;
упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
обеспечение многократного использования учителями разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;
стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.
Помимо этого хочется также отметить, что применение интерактивной доски на уроках математики должно сочетаться и с традиционными методами обучения. Ни в коем случае учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями, а для этого учитель должен четко определить целесообразность применения интерактивной доски на уроке. В тоже время, наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших временных затрат в работе учителя для подготовки материала, который будет использован на уроке. Целью учителя должно быть не просто использование интерактивной доски на уроке, а её грамотное применение для повышения качества математического образования.