СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивной доски на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Персональный компьютер давно стал необходимостью в наш век информационных технологий, а современный урок уже практически невозможно представить без мультимедийного проектора и без интерактивной доски. В данной статье остановлюсь на некоторых моментах из опыта работы использования интерактивной доски  SmartBoard на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивной доски на уроках математики»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Козловская Наталья Александровна, учитель математики МАНОУ «Гимназия № 2», г. Мариинск


Персональный компьютер давно стал необходимостью в наш век информационных технологий, а современный урок уже практически невозможно представить без мультимедийного проектора и без интерактивной доски. Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard) – это уникальное учебное оборудование, которое представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран, но в отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от того, для каких целей она предназначена, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.

Возможность использования интерактивной доски и соответствующего программного обеспечения помогает мне спланировать, подготовить и проводить уроки на более высоком уровне. Но, ни в коем случае, нельзя забывать, что творец урока - учитель, а интерактивная доска - средство повышения эффективности образовательного процесса. Успех проведения урока зависит от мастерства учителя.

Интерактивную доску можно применять на различных этапах урока:

  • при проверке домашнего задания;

  • при проведении устного счёта;

  • при изучении нового материала;

  • при решении задач обучающего характера;

  • при проверке знаний

Большие возможности для учителя дает использование электронных учебников по математике на интерактивной доске: можно наглядно демонстрировать анимированные модели, можно использовать автоматизированные расчеты и т.д.

Остановлюсь на некоторых моментах из опыта работы использования интерактивной доски SmartBoard на уроках математики. Интерактивная доска этой марки сопровождается программным обеспечением Notebook, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Эта программа позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), но в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе проведения урока интерактивна и с ней могут работать как учитель, так и ученики, изменяя ее содержание, внося любые изменения в виде добавления текста, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.

Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Иногда я заранее сохраняю решение задач, и на уроке с комментариями (если таковые нужны) воспроизводится решение. Но можно и отсканировать и спроецировать на доску решение из тетради ученика и тут же произвести проверку и если в решении были допущены ошибки, учащиеся их видят сразу и исправляют. Часто использую такой прием: делаю заготовку, в которой пропущены ключевые моменты в решении и учащиеся заполняют пропуски.

При изучении темы «Построение графиков функции с помощью преобразований» интерактивная доска помогает экономить время, чтобы отработать преобразования: с помощью копирования и перемещения это производится очень быстро.

Средства Notebook позволяют на уроке применять игровые ситуации и разнообразить формы проведения устного счета. Например, в качестве тренажера в 5 и 6 классах на уроках математики для развития вычислительных навыков, навыков сравнения чисел требуется, выполнив задания, расположить результаты по заданному признаку и получится «Картинка». Прием «Собери фразу» или «Собери слово», расставив числа в заданном порядке, выбрав из предложенных вариантов ответов верные ответы, способствует созданию занимательной ситуации и развитию внимательности, памяти. Такие задания не только развивают вычислительные навыки учащихся, но и позволяют развивать умение отбора необходимой информации.

При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе очень много времени иногда уходит на то чтобы учащиеся построили координатную плоскость, но с помощью интерактивной доски и какого-либо информационного ресурса (а таких сейчас очень большое количество) этот процесс можно свести к минимуму потери времени. Учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки, этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.

В теме «Квадратичная функция и ее график» (9 класс) требуется много графических построений и учителя частенько просят учащихся изготовить шаблоны параболы для того, чтобы как можно больше произвести построений с помощью преобразований графиков. В то же время с помощью интерактивной доски на построение будет затрачиваться мало времени и больше времени остается на выполнение различных преобразований. Так практически чуть ли не за один-два урока можно отработать построение графиков вида у = ах2, у = ах2 + с, у = а(х – х0)2 + с с помощью нехитрых манипуляций.

При изучении темы «Числовая функция и ее свойства» в 10 классе применение интерактивной доски дает ряд преимуществ: не надо чертить для каждого задания систему координат; можно быстро воспроизводить графики сложных функций; появляется возможность быстро изменить масштаб графика, сделав его более наглядным.

При изучении темы «Графическое решение уравнений и их систем» в целях экономии времени удобно использовать шаблоны готовых графиков функций из созданной и сохраненной коллекции. В этом случае интерактивная доска позволяет решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.

Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке выполнять решение задач по готовым чертежам.

При изучении темы «Векторы» с помощью интерактивной доски можно эффективно отрабатывать понятия коллинеарных и равных векторов, навыки нахождения суммы и разности векторов. При построении суммы (разности) векторов можно использовать утилиту множественного клонирования и перемещения векторов, причем для более наглядного представления результата суммарный вектор можно выделить цветом.

При изучении темы «Многогранники», «Тела вращения», «Объемы тел» (геометрия 10 – 11 классы) предлагаю учащимся установить соответствие, которое устанавливается благодаря перемещению заранее заготовленных ответов: между предложенным чертежом и формулой объема или площади поверхности; между телом вращения и плоской фигурой, с помощью которой оно может быть получено; между многогранниками и телами и их элементами и другие. При построении сечений многогранников использование интерактивной доски помогает не только экономить время при построении самого многогранника, но и с помощью нехитрых манипуляций разворачивать многогранник, чтобы чертеж читался и просматривался наиболее удачно.

Применение интерактивной доски на уроках математики,  на мой взгляд, педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся:

  • обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других информационных ресурсов (в том числе и сети Интернет), возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

  • развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

  • использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям), обеспечение хорошего темпа урока;

  • упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

  • обеспечение многократного использования учителями разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

  • стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Помимо этого хочется также отметить, что применение интерактивной доски на уроках математики должно сочетаться и с традиционными методами обучения. Ни в коем случае учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями, а для этого учитель должен четко определить целесообразность применения интерактивной доски на уроке. В тоже время, наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших временных затрат в работе учителя для подготовки материала, который будет использован на уроке. Целью учителя должно быть не просто использование интерактивной доски на уроке, а её грамотное применение для повышения качества математического образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!