Работа на доске под руководством учителя. 1. Определяем основной вопрос урока. Учебник: стр. 144 упр. 175 - Прочитайте слова в начальной форме. – Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.) Ученики составляют первое предложение: Звучит нежная мелодия вальса. – Прочитайте слова на второй строчке. – Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.) – Составьте и запишите предложение. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Почему же вы изменяли окончания слов? – Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) - Определим основные вопросы урока: 1. Как называется часть слова, которая находится в конце слова? 2. Для чего она служит? 3. Как её найти в слове? 4. Каким символом обозначить? Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть. – Как вы поняли, что такое основа слова? – Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.) – Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу слова в словах записанных предложений. – Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144. – Какие будут предположения? 2. Работа с правилом. – Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144. Вопрос после чтения. – Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (То, что у слова меняется.) – Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова. – Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. Наблюдение по учебнику. (Упр. 176) - Прочитайте. Как вы думаете это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова? Объясните свою точку зрения - Какой вывод можно сделать Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. Упр. 177 - Прочитайте. Что написано в каждом столбике – одно и то же слово или разные слова? - Какой вывод можно сделать? Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках. Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики. Чтение вывода в рамке учебника на с. 145. – Какую новую информацию вы получили из учебника? – Что значит – нулевое окончание? – Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.) |