СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема личностно-ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по уровню воспитанности.

Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Как это сделать, чтобы урок для всех учащихся стал общим?

Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?

Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Применение личностно – ориентированного обучения на уроках русского языка.»

Применение личностно – ориентированного обучения

на уроках русского языка.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Цель:

– усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.


Ι. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно писать,

Тайны слова «познавать».

- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.

ΙΙ. Актуализация знаний.

1. Введение в раздел. Определение основного вопроса урока.

1. Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».

2. Беседа.

- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

- Сегодня мы сделаем новое «открытие».

- Вспомнить главную часть слова поможет минутка чистописания.

3. Чистописание.

Откроем тетрадь по чистописанию (стр. 20)

к о р е н ь

- Из чего состоит узор? ( Из заглавных букв Е и Ё).

- Дадим характеристику каждой букве и звукам, которые они обозначают.

- Напишите букву Е до середины строки, букву Ё до конца строки.

- Прочитаем отрывок из стихотворения С. Маршака.

- Какие орфограммы «спрятались» в словах?

- На следующей строке в строчку через запятую запишем словарные слова, выделим орфограммы: класс, обед, ребята, ель, назад.

- Из первых букв каждого слова составьте новое слово и справа допишите Ь. Какое слово получилось? (Корень)

- Назовите главную часть слова.

- Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова. Послушайте задание.

Работа в группах.(6 групп).

- Возьмите карточку на столе. Подготовьте устный ответ по плану.

1. Приставка – это …, стоит …, служит …

2. Суффикс – это …, стоит…, служит

2. Корень – это …. В корне заключён …

Проверка. Выступает ученик от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал. Учитель вывешивает таблицы – опоры.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.




II. Открытие нового знания.

Работа на доске под руководством учителя.

1. Определяем основной вопрос урока.

Учебник: стр. 144 упр. 175

- Прочитайте слова в начальной форме.

– Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.) Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)

Ученики составляют первое предложение:

Звучит нежная мелодия вальса.

– Прочитайте слова на второй строчке.

– Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

– Составьте и запишите предложение.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

– Почему же вы изменяли окончания слов?

– Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

- Определим основные вопросы урока:

1. Как называется часть слова, которая находится в конце слова?

2. Для чего она служит?

3. Как её найти в слове?

4. Каким символом обозначить?

Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

– Как вы поняли, что такое основа слова?

– Как думаете, почему эта часть получила такое название? (В основе заключён смысл, значение слова.)

– Как графически обозначается основа? Выделите окончание и основу слова в словах записанных предложений.

– Прочитайте вопрос под рамкой на с. 144.

– Какие будут предположения?

2. Работа с правилом.

– Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила в учебнике на с. 144.

Вопрос после чтения.

– Как вы поняли, что такое изменяемая часть? (То, что у слова меняется.)

– Как обозначается окончание? (Заключается в квадратик.) Интересно, для чего нужно окончание? Оно ведь не образует новые слова.

– Какую же роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.

Наблюдение по учебнику. (Упр. 176)

- Прочитайте. Как вы думаете это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова? Объясните свою точку зрения

- Какой вывод можно сделать

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Упр. 177

- Прочитайте. Что написано в каждом столбике – одно и то же слово или разные слова?

- Какой вывод можно сделать?

Ученики отвечают на вопросы (с. 145) при закрытых учебниках.

Последний, третий вопрос – проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики.

Чтение вывода в рамке учебника на с. 145.

Какую новую информацию вы получили из учебника?

Что значит – нулевое окончание?

Как обнаружить нулевое окончание в слове? (Так же, как и остальные, нужно слово изменить.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике. Самостоятельная работа.

Упр. 178 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу.

Проверка. Взаимопроверка. Меняемся тетрадями, выставляем отметку.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.


Работа с сигнальными карточками: да–нет.

– Ответьте кратко: да или нет (зелёная карточка – да, красная – нет):

– Окончание – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)

– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


V. Домашнее задание.

1) Выучить определения на с. 144, 145. Упр. 2, с. 162.


Деятельность учеников:

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Литература

  1. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2

  2. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] /И Якиманская //Директор школы. – 2003. – № 6.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2013.

  4. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

  5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. (К учебнику «Русский язык», 3-й класс) / Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!