СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода интеллект - карт в образовательном пространстве

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода  интеллект - карт в образовательном пространстве

Просмотр содержимого документа
«Применение метода интеллект - карт в образовательном пространстве»

Интеллектуальная карта

Мастер-класс

Применение метода интеллект - карт в образовательном пространстве

Интересно наблюдать за тем,  как дети , особенно младшего возраста, воспринимают природу всеми своими органами чувств. Они трогают предметы, пробуют их на вкус, они двигаются и одновременно исследуют мир вокруг себя; сочиняют песенки, стишки о том, что видят; рассказывают друг другу придуманные ими самими истории, при этом их фантазии и мечты легко переводятся на язык интеллект-карт

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.   

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Что изображено на данных рисунках? Когда они, по-вашему, были созданы?

Какое отношение они имеют к теме занятия?

Леонардо да Винчи интересовали многие области науки и техники. Учёный систематизировал свои записи и создал несколько книг, посвящённых отдельным темам. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. Его рисунки парашюта и элементов летательных аппаратов напоминают нынешние ментальные карты. Люди вроде Леонардо да Винчи достиг своего величия, не иначе как используя более широкий спектр ментальных способностей, нежели его современники. Приведенные примеры автографов подтверждают эту предпосылку, свидетельствуя о том, что «великий ум своей эпохи» на самом деле использовал большее количество своих ментальных способностей и что, в отличие от своих более линейно мыслящих временников, интуитивно использовал принципы радиантного мышления и интеллект-карт, хотя и в весьма упрощенном виде.

Леонардо да Винчи использовал слова, символы, оперировал последовательностями, перечнями, использовал линейные образы, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые образы, стремился к объемному представлению объектов окружающего мира, а также не забывал о гештальте, - иными словами, являлся примером совершенного ума, выражающего самого себя совершенным же образом

Леонардо да Винчи: нотное письмо

Леонардо да Винчи: рисунки парашюта и элементов летательных аппаратов

Что это?

Свою теорию эволюции Чарльз Дарвин подкрепил схемой, которая так же, как и рисунки Леонардо да Винчи, напоминает современную интеллект-карту.

Мозг - это информационная система, управляющая взаимодействием тела с внешним миром. В процессах памяти важным является не столько то, как происходит запоминание, а сколько то, как происходит доступ к информации. Мозг человека получает информацию от внешней среды через рецепторы.

Ежесекундно мозг наш получает сверхогромную информацию о событиях, происходящих внутри и вне организма. Причем вся эта информация, какого бы рода она ни была, боль ли это в желудке или сообщение о запуске ракеты на Луну, передается в мозг в одной и той же форме˸ в виде электрических импульсов.

ʼʼСилаʼʼ и продолжительность каждого импульса одинаковы, а частота͵ с какой они пробегают по нерву, и число их в ʼʼзалпеʼʼ разные. Значит, в каждую секунду нерв передает импульс или не передает, то есть, по существу, работает по двоичному коду˸ ʼʼесть импульс – нет импульсаʼʼ. Такой код дает возможность ввести в мозг чудовищное количество самой разнородной информации.

Объем информации, которую может ʼʼпереработатьʼʼ какое-нибудь счетное устройство, или, как говорят кибернетики, информационную емкость его, выражают в битах. Один бит равен количеству двоичных единиц, или двухпозиционных переключений (типа ʼʼда – нетʼʼ) в секунду

Каждый бит информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое  слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков».

Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. 

В результате использования этой многоканальной системы обработки  и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты».

Примерный вид единичного бита информации в головном мозге

Чарльз Дарвин: описание дерева эволюции

Сравните два рисунка

Что общего вы обнаружили в них? Чем они отличаются?

Если приглядеться к рисунку, можно вспомнить, из курса биологии, строение нейрона коры головного мозга. Карта очень похожа на этот самый нейрон. Поэтому такие карты и действуют на мозг фантастическим образом

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?

Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы которые нас буквально окутывают на протяжении всей жизни.

Их трудно запомнить и выделить главное. Поэтому мозг начинает баловаться, отвлекаться, и дело остается на месте. Силы потрачены, энергия тоже, а на выходе 0.

Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.

Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. Мы начинаем думать о том, как провести Новый год, и у нас в голове тут же появляется целый фонтан идей: «Купить больше коньяку! Организовать больше конкурсов! Продумать, куда складировать пьяных. Как всех доставлять до места? Кого выбрать в качестве ведущего? Да как же это все удержать в голове?!» — и мы машинально тянемся к ручке с бумагой и начинаем все записывать, чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг

Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт: Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом» Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте Радиантное мышление человека(возникновение нескольких не линейных ассоциаций при получении информации)

Интеллектуальная карта

Нейроны головного мозга

Цели

повышение профессионального уровня, расширение кругозора педагогов и знакомство  с созданием интеллект-карт, как одним из эффективных методов обучения. Обучение работе с информацией для создания ясных, понятных и наглядных материалов для выступления

Метод интеллект-карт позволяет:

-  формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

-  формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

-  улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

Для чего нам нужно как можно больше знать о ментальных картах?

Для представления в сжатой форме большого количества информации.

С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать то, что хотите представить.

Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам, наверняка, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.

Для генерации идей. При линейном отображении мысли Вы опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи

В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

Задачи

Помочь в лучшем усвоении учебного материала Научить систематизировать полученные знания

Повышение профессионального уровня Расширение кругозора Знакомство с созданием ментальных карт Обучение работе с информацией Эффективный метод обучения Цель Создание материалов для информации Усвоение учебного материала Задачи Сравним с предыдущим слайдом, представляющим цели и задачи. Что изменилось? Как реагирует наш мозг на такую подачу информации? Систематизации ясных наглядных Оказать помощь знаний понятных навыков умений

Повышение профессионального уровня

Расширение кругозора

Знакомство с созданием ментальных карт

Обучение работе с информацией

Эффективный метод обучения

Цель

Создание материалов для информации

Усвоение учебного материала

Задачи

Сравним с предыдущим слайдом, представляющим цели и задачи. Что изменилось? Как реагирует наш мозг на такую подачу информации?

Систематизации

ясных

наглядных

Оказать помощь

знаний

понятных

навыков

умений

ментальная карта

карта интеллекта

мысленные карты

майнд-карта

карта сознания

интеллект-карта

Тони Бьюзен

mind maps

карта памяти

Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен , он и стал основоположником теории интеллект карт. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом

По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы  и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином

карта разума

умственная карта

карта ума

карта представлений

Своевременность

Творческий

характер

Возможность пересмотра

Свойства интеллектуальной карты

Привлекательность

Запоминаемость

Интеллект карта дает мозгу замечательную возможность расслабиться и увидеть проблему целиком, мозгу это нравится и он обязательно поможет ее решить

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи

Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. То есть ментальные карты следует использовать для представления информации, слабо представленной в пространстве и времени

Основными свойствами ментальных карт являются:

Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.

Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом

Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.

Наглядность

Роль интеллектуальных карт в обучении

10

2

1

Задействовать оба полушария головного мозга

Повышать качество знаний

Адаптироваться к условиям экзаменов

3

9

Повышать работоспособность

Формировать орфографические и пунктуационные навыки

Помогают обучающимся

4

Формировать ОУ навыки

8

Обогащать словарный запас

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

Вместо линейной записи  использовать радиальную . Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а  только ключевые слова . В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова  помещаются на ветвях , расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

  • Запоминание
  • Конспектирование
  • Аннотирование

  • Разработка презентаций
  • Разработка проектов
  • Написание проектов

7

Развивать мышление, интеллект, речь

5

6

Выявлять слабые места

Учиться самостоятельно

9

Как создать интеллектуальную карту

2

1

2 уровень

2 уровень

Идея. 1 уровень

Идея. 1 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Невозможно навести порядок в абсолютно пустой комнате, точно так же, как невозможно создать структуру интеллектуального продукта, не имея перед собой хаоса мыслей, связанных с ним. Это доказывает очень практичный метод ограниченного хаоса, предлагаемый Глебом Архангельским в книге «Тайм-драйв» 5 .

На этапе структурирования главная цель — понимание логики, то есть формирование образа интеллектуального продукта, которое достигается за счет структурирования, например в виде интеллект-карты. Знакомо ли вам приятное ощущение, когда вы вдруг неожиданно понимаете, как ответить на неприятное письмо, полученное несколько дней назад, или понимаете, куда хотите ехать в отпуск. Это происходит, когда мозг обработал полученную информацию и предложил вам наиболее подходящее решение.

То же самое, только гораздо быстрее, происходит, когда вы структурируете (лучше всего — в виде интеллект-карты) результаты мозгового штурма, например, по написанию статьи. В один прекрасный момент происходит понимание, какой будет эта статья, то есть формируется ее образ. Вы четко видите структуру, знаете, где что писать и какие данные и рисунки размещать, понимаете, какую информацию читатель возьмет из статьи и как он вообще будет ее воспринимать.

В момент достижения понимания формирования образа будущего интеллектуального продукта можно переходить к действию

Идея. 1 уровень

Идея. 1 уровень

2 уровень

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею

От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа

По возможности используем максимальное количество цветов для исования карты

2 уровень

2 уровень

4

3

9

Основные правила создания ментальных карт

Запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые.

В этом процессе нет места критике и ограничениям

.

От центральной темы сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга

Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.

Все слова должны быть написаны большими буквами.

Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.

Не нужно слишком часто использовать ключевые слова.

Оптимально использовать один ключ на одну строчку.

Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.

Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.

Не нужно пытаться ограничить собственное мышление.

Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме

Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей.  Ассоциации - это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом, и, кроме того, является ключом, отпирающим двери к тайникам памяти и мышления.

Коль скоро центральный образ и базовые порядковые идеи  определены, ассоциации способны привести к самым потаенным глубинам знания о предмете  интереса.

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты

Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение - задавать направление.

Используйте цвета

Цвет играет роль одного из важнейших средств совершенствования памяти и творческих возможностей. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении интеллект-карты обеспечит скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию, и будет способствовать увеличению числа и диапазона творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с интеллект-картами, так и групповой работе.

Используйте кодирование информации

Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями интеллект-карты. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму.

Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно  разработать собственную систему  простых для запоминания  кодов  и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем, чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

При умелом использовании палитры цветов, наборов символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к интеллект-карте.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если   записи ведутся обычным беглым почерком, это скорее помеха, нежели помощь памяти. Придерживайтесь  принципа: по одному ключевому на каждую линию

  Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линии одни словом,  обеспечивается ассоциативная свобода. Важные формулировки при этом не теряются, и все возможные их варианты тоже.

Используйте печатные буквы

Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, с лихвой компенсируется теми выгодами, которые они приносят, а именно более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости. Кроме того, то обстоятельство, какими буквами, прописными или строчными, написано слово, может служить индикатором относительной значимости слов в составе интеллект-карты.

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

Линия, или ветвь, служит «скелетом», на который надета «плоть» в виде слов, образов, кодов и т. п. С помощью ветвей интеллект-карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легкозапоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие интеллект-карты.

Следите за тем, чтобы длина линии примерно ровнялась длине соответствующего ключевого слова

Этот закон позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет включить в интеллект-карту большее количество информации.

Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом

Соединяя линии в своей интеллект-карте, тем самым как бы обеспечивается связность  мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники - словом, превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Делайте главные линии плавными и более жирными

Посредством эмфазы жирные линии автоматически сигнализируют мозгу о важности связанных с ними идей и понятий. Если  преимущества интеллект-карты используются для нужд какого-либо исследования, в процессе создания интеллект-карты можно столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях соответствующие линии делаются жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям интеллект-карты, нежели начерченные с помощью линейки.

Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего - на 2 дня - и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании

9

Запоминание

Обучение

Презентации

Планирование

Мозговой штурм

Принятие решений

подготовка к экзаменам;

запоминание списков: что сделать, кому позвонить

3

за меньшее время даётся больше информации,  при этом она лучше понимается и запоминается;

проведение деловых встреч и переговоров

2

5

генерация новых идей, творчество;

коллективное решение сложных задач

управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

разработка сложных проектов

Области применения Ментальных карт

4

1

создание ясных и понятных конспектов лекций;

максимальная отдача от прочтения книг, учебников;

написание рефератов, курсовых проектов, дипломов

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

   Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.

  С помощью интеллект-карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых  мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой

6

четкое видение всех «за» и «против»;

более взвешенное и продуманное решение

9

Чему учат интеллект-карты - глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их учебно-познавательных и эмоциональных затруднений;  - вести мониторинг учебно-познавательных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;  - разрабатывать и реализовывать программы коррекции учебно-познавательных и эмоциональных затруднений;  - развивать креативность школьников;  - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;   - формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);  - улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;  - ускорять процесс обучения;  - формировать организационно-деятельностные умения;  - учить учащихся решать проблемы. 9

Чему учат интеллект-карты

- глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их учебно-познавательных и эмоциональных затруднений; - вести мониторинг учебно-познавательных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе; - разрабатывать и реализовывать программы коррекции учебно-познавательных и эмоциональных затруднений; - развивать креативность школьников; - формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; - формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.); - улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся; - ускорять процесс обучения; - формировать организационно-деятельностные умения; - учить учащихся решать проблемы.

9

Результативность использования ментальных карт

активная жизненная позиция

глубокие, прочные

знания

конкурентоспособная

сформированность

компетенций и

компетентностей

учебно-интеллектуальные

умения и навыки

Вопрос: в чём, по-вашему результативность ментальных карт?

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее

Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром

По данным, взятым из Интернета, 250 миллионов человек по всему миру используют в своей жизни интеллект-карты. Не это ли доказательство эффективности данного метода?

Закончить наш мастер-класс можно словами Э. Тоффлера: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».

высокая организация

совместного учебного труда

способы учебной деятельности

взаимная ответственность за результаты деятельности

9

Источники

Картинки

http:// fb.ru/article/138026/mentalnaya-karta-kak-sposob-vizualizatsii-myishleniya

http://habrasorium.ru/uploads/posts/2011-02/1298917954_cutie_preview.jpg

http:// www.training.com.ua/live/news/mentalnie_karti_tehnologii_kreativnosti

http://card-oil.ru/4site/images/banners/man_grey.png

http:// russmetod.blogspot.ru/2014/11/6_25.html

http://s1.iconbird.com/ico/1012/human02/w72h721349048802gnomeklotski2.png

http://data.lact.ru/f1/s/56/187/image/1569/590/medium_priznakiNarusheniyaInteljpg.jpg

  http:// italyhit.com/istoriya/lichnosti/leonardo-da-vinchi/izobreteniya.html

http:// fb.ru/article/51680/teoriya-evolyutsii-darvina

http://www.isislog.com/en/wp-content/uploads/sites/2/2014/08/expertise2.jpg

http:// infopedia.su/1x3c83.html

http://fedorenko.pp.ua/wp-content/uploads/2014/06/newblock1img1.jpg

http://image.shutterstock.com/z/stock-vector-collection-of-colorful-vector-icons-in-modern-flat-design-style-on-knowledge-and-education-theme-149426420.jpg

http:// iknigi.net/avtor-toni-byuzen/27249-supermyshlenie-toni-byuzen/read/page-18.html

https://image.freepik.com/free-vector/education-&-science-45-icons-sets_72841.jpg

http:// www.tomyself.ru/brainworkm

https://www.colourbox.com/preview/11726969-icon-set-for-online-education-e-learning.jpg

https:// abdullinru.ru/pk/mentalnye-karty.html

http:// www.tomyself.ru/brainworkm

http://static1.gophotoweb.com/u1415/239/photos/121604/1000-7e6d275c6d969a48f295a3f9c1a41e51.jpg

http:// ztvrus.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie/tekhnologija_intellekt_kart/intellekt_karty/6-1-0-3

https://cdn1.iconfinder.com/data/icons/LUMINA/education_icons/png/400/graduated.png

https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/06/thinking-brain-clipart-6.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_lpt930t5u31qja0yo.jpg

http://img.espicture.ru/20/kartinki-mozga-prikolymnyie-1.jpg

http://datareview.info/wp-content/uploads/2015/09/114161982_4552399_mozgovoi_shtyrm.jpg

http://www.funlib.ru/cimg/2014/102200/2805982

http://andreyvoroshilov.com/wp-content/uploads/2013/07/12353881-imagine-and-invent-as-human-imagination-and-creative-man-as-the-intelligent-brain-with-a-front-facin.jpg

http://berichnow.ru/wp-content/uploads/2015/07/intellekt-kartyi.png

9

Статьи об интеллект-картах http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost /  http:// ruskweb.ru/interesnoe/intellekt-kartyi-ili-mentalnyie-kartyi.html http:// bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 http:// www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml http:// nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/08/16/chto-takoe-mentalnaya-karta http:// www.selfcreation.ru/zhizn/mentalnye-karty-izbavyat-ot-chuvstva-zabytoj-idei.html http://www.b17.ru/article/mentalniekarti / https:// multiurok.ru/ntckf/blog/mietod-intielliekt-kart-sriedstvo-razvitiia-koghnitivnykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia.html http:// www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-v-proektnoi-dejatelnosti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html 9

Статьи об интеллект-картах

  • http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost /
  • http:// ruskweb.ru/interesnoe/intellekt-kartyi-ili-mentalnyie-kartyi.html
  • http:// bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
  • http:// www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml
  • http:// nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/08/16/chto-takoe-mentalnaya-karta
  • http:// www.selfcreation.ru/zhizn/mentalnye-karty-izbavyat-ot-chuvstva-zabytoj-idei.html
  • http://www.b17.ru/article/mentalniekarti /
  • https:// multiurok.ru/ntckf/blog/mietod-intielliekt-kart-sriedstvo-razvitiia-koghnitivnykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia.html
  • http:// www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-v-proektnoi-dejatelnosti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!