Статья "Применение новых мультимедийных технологий в музыкальном образовании " |
Занятия по Музыке |
Автор: Екатерина Анатольевна Селиверстова |
23.11.2014 00:01 |
"ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – ДАНЬ ВРЕМЕНИ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?" Е. А. Селиверстова ГБДОУ детский сад №32 Петроградского района Г. Санкт-Петербург Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни человека – наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. В современном обществе мультимедиа окружает нас повсюду – через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Обучающая программа, презентация доклада, анимационный рекламный ролик, виртуальные путешествия – вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным. Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ребёнку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причём через разные её виды. На дошкольном этапе надо побуждать ребёнка к самостоятельному поиску знаний и информации! На мой взгляд, использование ИКТ – хорошая возможность мотивировать ребёнка, на получение знаний, которые в других формах организации его не заинтересовали. Использование компьютерных технологий в детском саду, в настоящее время – необходимость, которая даёт много возможностей педагогам и их воспитанникам. Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников Современное музыкальное занятие – это совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Музыка» становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями. Свои достижения в области ИКТ мы используем при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов, клипы на известные детские песни, фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала воспитанниками, существенно повышают мотивацию детей к обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей. Мы используем мультимедиа технологии в различных направлениях. Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ? 1. наглядное пособие. 2. источник учебной информации. 3. средство подготовки выступлений. 4. средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; несёт в себе образный тип информации, понятный детям; движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка; является отличным средством для решения задач обучения: делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. использование компьютера, синтезатора существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом. Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовки к совместной деятельности с детьми, так и во время (при объяснении нового материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), а так же на праздниках и развлечениях. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую, чувственную, ассоциативную и др. Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности: восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Можно использовать такую программу, как «Шедевры музыки» О.П. Радыновой. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты. м.р.д. и танцы: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. пение: по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. муз.-дид. игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др. на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. знакомство и игра на ДМИ: Прекрасно помогают в работе разделы “История музыкальных инструментов”. Дети получают сведения о группах музыкальных инструментов, слышат их звучание. Синтезатор - все за и против Наряду с компьютером, магнитофоном, ноутбуком, часто в своей работе мы используем электронные музыкальные инструменты. Одним из ярких примеров такого инструмента является синтезатор, который позволит все выше перечисленное реализовать в деятельности музыкального руководителя. Для планирования совместной деятельности с детьми с применением электронного инструмента музыкальный руководитель должен знать его функциональные возможности и условия их применения, чтобы, внедряя синтезатор в различные виды деятельности, были соблюдены стандарты и требования образовательной программы. Что же такое синтезатор? Синтезатор (англ. Synthesizer) – электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Итак, как же выбрать такой инструмент для музыкального руководителя детского сада? Прежде всего, инструмент должен быть относительно недорогим, довольно простым в эксплуатации, чтобы, можно было свободно ориентироваться во всех функциях инструмента. Синтезатор должен обладать разнообразными функциями и иметь богатую палитру звуков и звуковых эффектов, клавиатуру с не менее 61 клавиш фортепианного типа, чувствительной функцией записи, банком памяти, микшером, секвенсором и эффектором. Значит, это должен быть современный интерактивный синтезатор с автоаккомпанементом, который позволит создавать новые звуки, аранжировки, писать фонограммы для небольших концертных выступлений. Кроме всего прочего инструмент должен быть легким и портативным. Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте овладевают простейшими навыками работы на компьютере, с большим удовольствием поют караоке, любят песни в современной обработке. Когда мы готовим праздник, ведь нам хочется, чтобы получилось яркое и интересное представление, а для этого в дополнение к пианино обязательно понадобится музыкальный центр или магнитофон, компьютер или ноутбук. Вот здесь к нам на помощь может прийти синтезатор. В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить синтезатор, исходя из перечисленных технических и функциональных характеристик? на традиционном занятии и в любых других видах деятельности вне музыкального зала музыкальное сопровождение становятся доступным и более полноценным. Все синтезаторы превосходно работают на батарейках, и вы можете при условии хорошей погоды проводить музыкальные развлечения, праздники, занятия по ритмике и физкультуре на свежем воздухе. концертная деятельность заметно обогатится, станет более современной и актуальной. музыкально-дидактические игры даже самые традиционные станут интереснее, доступнее, красочнее в сопровождении синтезатора. игра на музыкальных инструментах с использованием синтезатора как ритм машины будет значительно увлекательней для детей и облегчит труд педагога. Некоторые партии на синтезаторе можно будет поручать детям. в пении и танцевальных видах деятельности фонограммы, написанные на синтезаторе, значительно продуктивнее позволят руководителю формировать различные исполнительские навыки детей. Этот электромузыкальный инструмент безупречно держит строй. Музыкальный руководитель сможет самостоятельно производить запись фонограмм в удобных темпах, тесситурах, реализуя творческие замыслы аранжировки и композиции. такой вид деятельности, как импровизация на синтезаторе, детям доступна и крайне интересна. Педагог лишь предварительно готовит настройки в банках памяти и ставит задачу. С функцией автоаккомпанемента получаются приятные детские сочинения, которые можно записывать, прослушивать и совместно анализировать. озвучивание животных, явлений природы, окружающего мира для ясельных групп позволит воспитателю разнообразить свою деятельность. знакомство с жанрами (полька, вальс, марш, колыбельная) является неотъемлемой частью музыкального обучения в образовательной области «Музыка». Синтезатор содержит огромное количество встроенных, готовых к игре стилей. Дети с помощью синтезатора узнают больше и о самих стилях, ведь мы сможем продемонстрировать жанры разных эпох: мазурку, полонез, рок-н-ролл, диско и т. д. в театральной деятельности для того чтобы добиться красочного музыкального оформления можно снова прибегнуть к помощи синтезатора, который предоставляет широкие возможности для создания яркого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом. В разделе "тембры" электромузыкальных инструментов представлена имитация пения птиц, шума моря, рокота вертолета, движения поезда и других шумовых, стучащих, пищащих, звенящих спецэффектов. В общем, есть все, что нужно для театральной постановки. Использование в системе мультимедийных технологий, а именно электронного инструмента синтезатора позволит добиться положительных воздействий в: экономии учебного времени. усилении мотивации обучения; визуализации знаний; развитии наглядно-образного мышления, эстетического воспитания, экспериментально-исследовательской деятельности; повышение эффективности и качества результатов учебно-воспитательного процесса; индивидуализации, дифференциации обучения; моделировании объектов и процессов; доступе к большому объему знаний (звуков, аккомпанементов, жанров, стилей); возможностях тренировки; межпредметной интеграции; Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания, престиж новой техники и «современных» звуков в глазах детей может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыке. Исполнительство на музыкальном инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей, так как техника игра на синтезаторе проще, чем на фортепиано, и художественно полноценный звуковой результат достигается учеником быстрее и легче. Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента в совместной деятельности с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным. Итак, использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Я уверена, что в дошкольном учреждении их использование позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей. Но каким бы положительным и огромным потенциалом не обладали эти технологии, не стоит забывать о том, что заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Из личного опыта. Перечисленная техника позволила нам «осовременить» в детском саду совместную деятельность с детьми, сделать её красочней, наглядней, убедительней, а в еще большей степени познавательной. И как-то незаметно и естественно дети стали больше петь под фонограммы и профессиональные минусовки. Это модно и современно, «караоке» потеснило фортепиано и баян. В своей работе я очень часто использую современную электронную технику для написания фонограмм к детским песням, а именно синтезатор Yamaha PSR 540. У меня, как у музыкального руководителя, есть весь необходимый арсенал современных технических средств, которые служат наиболее эффективному вовлечению современного ребенка в процесс музыкального творчества: синтезатор, караоке, ноутбук с игровыми музыкальными программами, мультимедийная установка. Благодаря программным и функциональным возможностям синтезатора введение ребенка в мир музыки становится доступным и увлекательным. Обращение в процессе обучения к новейшим музыкальным технологиям способствует не только подготовке ребенка к дальнейшему обучению музыки, но и общему музыкальному и творческому развитию. В своей работе я давно уже подключила к учебному процессу компьютер, синтезатор, проектор, караоке – центр и т.д. Естественно использую в своей работе и минусовки. Но начинаю я работать с фонограммой лишь после того, как разучиваю песню с детьми под инструмент со всеми детальными проработками. Кроме того, я пишу минусовки сама под конкретные голоса, и потому у меня нет проблем с тональностью и интонированием. Дети выходят петь под фонограмму, четко зная мелодию песни. Любые аранжировочные навороты в аккомпанементе им не помеха. Используя в своей работе синтезатор, я стала замечать, как изменился интерес детей к занятиям, с каким неподдельным интересом они стали слушать знакомые ранее произведения, а уж какой восторг вызывало разрешение попробовать извлечь какой-нибудь звук на нём. Детей привлекает разнообразие звуков, кнопок, возможность пофантазировать. Особенно это удаётся тем детям, которые уже посещают музыкальные школы. Обладая профессиональным образованием (концертмейстер, преподаватель фортепиано и вокала), а также основываясь на наблюдениях за детьми, я пришла к выводу, что возможно осуществлять обучение простейшим навыкам аранжировки профессионально-ориентированных детей не только на базе музыкальных школ, но и в стенах нашего детского сада. Эту идею я хочу раскрыть в следующей теме по самообразованию: «Обучение простейшим навыкам аранжировки профессионально-ориентированных детей дошкольного возраста». Почему важно и нужно начинать обучение ребенка музыке на синтезаторе? Синтезатор позволяет ребенку не только получить всевозможные навыки исполнительского мастерства, познакомиться с секретами сочинения музыки и работы звукорежиссера, но и дает возможность решать многие задачи коммуникативного воспитания и социальной адаптации. В отличие от классического фортепиано он сочетает в себе возможности традиционного клавишного инструмента и мини-оркестра. Конечно, все хорошо в меру, и прежние привычные виды музыкальной деятельности, такие как пение, слушание, элементарное музицирование, движение под музыку, игры, творчество, все равно остаются первостепенными. Только человек может передать другому человеку умение взаимодействовать, говорить, думать, петь, танцевать, играть на инструментах. А чтобы наша работа была более эффективной, необходимо ввести в программы музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов курсы овладения мультимедийными технологиями или проводить курсы повышения квалификации по этой теме. Литература 1. Горвица Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред.. – М., 1998. – С. 218 – 226. 2. Володин А.А. Электромузыкальные инструменты. – М., Музыка, 1979. 3. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. – Сборник. – СПб.: Издательство «Композитор», 2001. – 27 с. 4. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества/. // Искусство в школе.– 2002. – Вып. 8. – 96 с. 5. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л., Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005. 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, –М., 2000. |
Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО
Елена Михалкина
Современные образовательные Интернет-технологии как инструмент самообразования музыкальных руководителей ДОО
Музыкальный руководитель ДОО – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора, сценариста, режиссера.
Карьерный рост музыкального руководителя зависит от его профессиональных целей, планов, индивидуальных особенностей.
К музыкальному руководителю дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку применяемые им педагогические технологии, методы, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня музыкального руководителя.
Источники самообразования:
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
• Курсы повышения квалификации.
• Путешествия.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами.
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе.
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования.
Имидж современного музыкального руководителя немыслим без знания им информационных компьютерных технологий.
А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Таким образом, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует музыкальный руководитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
1. Медиасредства как инструмент самообразования педагога.
Термин «медиа» происходит от латинского «medium» (средство, посредник, «media» (средства, посредники) - обозначают технические средства создания, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией, и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации.
Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты, навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т. д.
Некоторые особенности применения этих технических средств в образовательной среде можно вывести уже на основе самого понимания сущности электронных медиа, которую составляют следующие качества:
• интерактивность, или диалог – это взаимодействие (от англ.);
• мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах;
• способность к моделированию – прежде всего это моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования;
• коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса; все это достигается путем объединения компьютеров в глобальные и локальные сети;
• производительность, то есть автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени.
Медиа технологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации.
Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования в нашем медиатизированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается.
В социально-педагогическом плане медиа можно классифицировать по следующим критериям:
• месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие и др.);
• содержанию информации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические);
• функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение бытовых проблем, развлечение, социальное управление);
• результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация).
«Медиаобразование – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» (А. В. Федоров).
Человек, владеющий медиакультурной грамотностью, медиасредствами, получает неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам.
Информационная компетентность определяется как способность педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи.
Медиасредства как инструмент самообразования педагога представляют высшую форму индивидуализированного обучения.
В соответствии с обновлённой должностной инструкцией музыкального руководителя ДОО музыкальный руководитель должен знать:
• современные образовательные музыкальные технологии;
• основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.
В практике работы музыкального руководителя ДОО использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества его самообразования.
2. Виды современных образовательных Интернет-технологий.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Новые перспективы информатизации образования:
*Системы мобильного обучения (m-learning) и мобильного тестирования.
*Телеконференции и видеоконференции.
*Дистанционное, интерактивное обучение в сети.
*Цифровые образовательные ресурсы.
Система дистанционного обучения – это комплекс методов и технических средств, который предлагается для проведения дистанционного обучения.
Заключение
Конечно, использование медиа - технологий в образовании не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого мероприятия, характер материала, возможности педагогов. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.
Дистанционное обучение актуально. Число потенциальных обучаемых составляет 3-4 млн. в год, которые проходят курсы дистанционного обучения, повышает свою квалификацию, получает второе или дополнительное образование за небольшой промежуток времени.
По критериям формирования знаний, умений и навыков технология дистанционного обучения значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения. К тому же программы дистанционного обучения гораздо дешевле, чем традиционное образование.
Библиографический список
Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.
Волков В. Современные мультимедиа. Компьютер-инфо. 9-99, стр. 21-27.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.
Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
Кейс-технология в современном образовании. И. А. Шабанова, С. В. Ковалёва. Томский государственный педагогический университет.
Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128
Лобашев В. Д. Case-технологии в профессиональном образовании // Методист. – 2005. – № 2. – С. 57–60.
Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. – 1999. –№ 5. – С. 113–120.
Методическая разработка для музыкальных руководителей «Знакомство с родителями»
Кира Петрова
Методическая разработка для музыкальных руководителей «Знакомство с родителями»
Для ознакомления с родителями детей группы № …. «Ваше детство».
Укажите, пожалуйста, свои Ф. И. О.
1. Вы были послушным ребенком?. ДА/НЕТ
2. Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?.
3. Вас часто наказывали в детстве? ….….ДА/НЕТ
За что?.
4 .Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам нравилась?.
5. Всегда ли родители покупали то, что вам очень хотелось?. ДА/НЕТ
6. Нравилось ли вам убирать свои игрушки. ДА/НЕТ
7. Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?. ДА/НЕТ
8. Вы посещали детский сад?. ДА/НЕТ
Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?.
.
9. Вы любили в детстве петь (танцевать, готовить самодеятельные спектакли с игрушками и проч. ?. ДА/НЕТ
10. Вы хотели стать известным певцом, артистом, когда станете взрослым?. ДА/НЕТ
11. Вы хотели в детстве уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте?. ДА/НЕТ
12. Были ли у вас музыкальные игрушки? …. ДА/НЕТ
(Поющие мягкие игрушки, игрушечные муз инструменты:
барабан, гармошка, дудочка и т. п. …. ДА/НЕТ
13. Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти,
чтобы можно было делать то, что хочешь,
а не выполнять требования взрослых
(стать скорее независимым и самостоятельным?. ДА/НЕ
Благодарю за ответы!
Петрова К. А., муз. руководитель
Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду.
Инна Елисеева
Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду.
Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду
МБ ДОУ№106 музыкальный руководитель Елисеева И. А.
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо на музыкальных занятиях. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
В музыкальной деятельности можно использовать различные электронные издания, такие как, энциклопедия классической музыки, музеи мира, энциклопедия юного художника.
Благодаря современным технологиям на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.
Интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка», в которой можно узнать о композиторах, музыкальных инструментах, выразительных средствах музыки и проверить свои знания.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений. Это позволяет ребятам устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен.
Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Media.
Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использовать презентацию в качестве наглядного пособия.
Для проведения праздников создаются тематические презентации.
На собственном опыте, убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях приносит большую пользу. Они становятся яркими и интересными, творческими.