Районное методическое объединение учителей биологии
школ Кантемировского муниципального района
на базе МКОУ Охрозаводская СОШ.



Выступление подготовила
учитель биологии
МКОУ Писаревская СОШ
Ширина В.П.
2017 – 2018 учебный год.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. учебно-воспитательный процесс способствует развитию интеллекта и способностей учащихся. Отсюда и задача учителя, опираясь на психологические особенности уч-ся определенного возраста, последовательно формировать у детей системное мышление, познавательный интерес и учебную деятельность. В раннем возрасте большую часть знаний и навыков ребенок усваивает спонтанно, самостоятельно адаптируясь к окружающей среде, опираясь на помощь взрослых. Он с поразительной скоростью вычленяет значимые взаимосвязи в том, что видит и слышит вокруг. В школьном возрасте спонтанность, индивидуальный путь развития сменяются довольно жестоким алгоритмом усвоения знаний, исключен выбор в усвоении тех или иных дисциплин. Почти полная свобода выбора своего пути в развитии сменяется жестокой регламентацией.
В основе развивающего обучения главная задача найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого нужно предложить детям разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора, которые помогут раскрыть не только природные данные ребенка, но и обеспечат становление свободной мыслящей творческой личности.
Основные направления развивающего обучения:
накопление эмпирического опыта:
взаимодействие с окружающим миром и развитие исследовательского поведения, овладение способами оперирования, использование преобразования предметов окружающего мира от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и как результат - формирование прагматических умственных и исследовательских навыков.
формирование мировоззрения
изменение характера ведущего типа деятельности:
деятельность непосредственного эмоционального общения (первые годы жизни) сменяется на игровую, учебную и трудовую.
развитие креативности:
тенденция к нетривиальным решениям задач, сознательное отступление от стандартов в познавательной деятельности, развитие дивергентного мышления, творчества, игры.
Биология как учебный предмет имеет большое разнообразие подходов к природным данным ребенка как никакой другой предмет. Мы на своих уроках можем применять разнообразные методы обучения, которые не могут в полной мере быть использованы на уроках других дисциплин. Это - наблюдение, эксперимент, решение логических задач, рисунки, схемы, игровые моменты и т.д., которые развивают у детей память, мышление, творческие способности, умение находить межпредметные связи с различными дисциплинами.
Для развития способностей учащихся мы должны его заинтересовать, применить индивидуальный психологический подход. Познать индивидуальные способности каждого ученика очень сложно, но можно, если предложить им разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора, которые помогут раскрыть не только природные данные, но и становление свободной мыслящей творческой личности.
В разном возрасте по-разному проявляется познавательный интерес у детей. Чем старше учащийся, тем сложнее вызвать у него интерес к учебе. Развивающее обучение помогает поддержать интерес к учебе через разнообразные технологии.
Ведущая цель педагогической деятельности для меня, как для учителя, работающего в технологии развивающего обучения – создать на уроке условия для формирования у подрастающего поколения способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Задачи обучения:
Учить мыслить логично, научно, творчески.
Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес к предмету биологии.
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Чтобы реализовать поставленную цель я использую:
- игровые формы организации обучения и
- проектную деятельность.
Рассмотрим подробнее роль игровых технологий в формировании учебной мотивации.
Известно, что 12-14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20-30 минут. И вместе с тем не секрет, что мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков. И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии. С этой целью я применяю игровые технологии, которые дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.
Учитывая современные психологические критерии, в своей работе я использую различные игровые формы: кроссворды, викторины, дидактические игры, тесты разного типа, биологические диктанты, создание учащимися компьютерных презентаций. Широко использую в своей практике игры-тренажеры.
Интеллектуально-творческие игры эффективно использую на уроках при изучении нового материала, повторении и закреплении пройденного материала, контроля знаний учащихся.
Дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества. В результате стимулируется познавательная деятельность учащихся; активизируется мыслительная деятельность; самопроизвольно запоминаются специальные ведения; формируется ассоциативное запоминание; решаются проблемные вопросы; выявляются личностные черты характера ученика; усиливается мотивация к изучению предмета.
На своих уроках использую такие игровые модели, способствующие активизации внимания, мышления и быстроте реакции в решении поставленных задач, как игра «Биологическое казино», «Термины-синонимы», «Найдите соответствие», «Кто больше вспомнит слов», «Найдите лишнее», «Биологическая разминка».
Одним из важнейших условий обучения является обратная связь. Контроль знаний я осуществляю различными видами дидактики. Кроме основных видов дидактики – письменные контрольные работы, практические и лабораторные работы, контрольные тесты, ответы на вопросы из учебника - на своих уроках я активно использую карточки с заданиями, задачи, кроссворды.
Занимательная дидактика в форме маленьких рассказов, историй, где биологические термины представлены как «одушевленные» герои, способствует развитию образного мышления и ассоциативной памяти учащихся. Такие задания выполняются с живой заинтересованностью, без принуждения, а иногда стимулируют у детей желание самим сочинить подобную биологическую «жизнь», т. е. рождается элемент творчества.
Также на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “КВН”, “Что, где, когда?”, “Звездный час”, «Кто хочет стать отличником?», «Знаете ли вы биологию?», «Суд над сигаретой».
Критерием результативности применения игровых технологий на уроках биологии является повышение мотивации к обучению биологии и повышение качества обученности по предмету.
Повышение мотивационной активности оценивались по следующим показателям:
Мотивация к учебной деятельности по предмету
Структура мотивации
ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
1. Экскурсии, лабораторные работы, эксперименты - способствуют развитию исследовательских навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.
Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы. Одна из развивающих технологий это использование четкого алгоритма выполнения:
Цель (зачем делаем)
Ход (как делаем)
Результат (что получили)
Вывод
Опыты и практические работы, выполненные уч-ся в домашних условиях, обеспечат развитие исследовательских навыков и научат самостоятельно приобретать новые знания. П/Р « Прорастание семян» – этот доступный опыт должен вывести ученика на весьма серьезные умозаключения. Планирование этой работы на несколько дней вперед дает возможность проконсультироваться с учителем.
2. Психологи отмечают огромную роль зрительной и слуховой памяти в учебном процессе. Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий способствуют развитию мышления, логики, зрительной и слуховой памяти:
А) просмотр презентаций, кинофильмов (по ходу уч-ся могут отвечать письменно на вопросы, заполнять таблицу и т.д.)
Б) использование магнитофона (голоса животных).
3. Использование на уроках пазлов, кроссвордов, составление синквейнов – развитие логики, мышления, умения из отдельных фрагментов составить единое целое и по составленной картинке ответить на вопросы по данной теме.
4. Развитие творческих способностей уч-ся:
А) изготовление наглядных пособий (вулкан, структуры белка и т.д.)
Б) альбомы, рисунки
В) сочинения-рассуждения носят развивающий характер, чтобы их написать, надо знать базовые понятия по данной теме, конкретно их применить
Г) создание презентаций
При такой работе развивается мышление способность излагать свои мысли делать выводы, видеть в отдельных фактах биологические закономерности.
5. Работа со справочным материалом (доклады, рефераты) развивает аналитико-синтезирующее мышление, т.к. дает уч-ся возможность выбрать интересующие его темы и защиту своей точки зрения , что отражает широту интересов.
6. Проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ дают возможность не только успевающим учащимся, но и ОТСТАЮЩИМ УЧЕНИКАМ использовать свои СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.
10 ноября 2017 года.