СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках технологии

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках технологии»

Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках технологии Сатирос А.В. Дубна 2017

Применение технологии индивидуализированного обучения на уроках технологии

Сатирос А.В.

Дубна 2017

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Считается, что образовательный предмет Технология, Уже не актуален, не делает определённых «успехов», топчется на месте, отставая от происходящих в глобальном мире социально-экономических и культурных изменений. Если тридцать лет назад, девушки, к окончанию пятилетнего цикла обучения домоводству, шили себе платья к выпускному с рукавом, воротником и т.д.. То сейчас, за трех-четырех годичный цикл, работая в смешанных группах (мальчики и девочки), мы видим, что происходит гендерная нейтрализация содержания и объектов труда, что, с моей точки зрения, совсем не соответствует человеческой природе, но зато полностью удовлетворяет социальному заказу.

Считается, что образовательный предмет Технология,

Уже не актуален, не делает определённых «успехов», топчется на месте, отставая от происходящих в глобальном мире социально-экономических и культурных изменений.

Если тридцать лет назад, девушки, к окончанию пятилетнего цикла обучения домоводству, шили себе платья к выпускному с рукавом, воротником и т.д.. То сейчас, за трех-четырех годичный цикл, работая в смешанных группах (мальчики и девочки), мы видим, что происходит гендерная нейтрализация содержания и объектов труда, что, с моей точки зрения, совсем не соответствует человеческой природе, но зато полностью удовлетворяет социальному заказу.

Мы помним, что технология – (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. логия — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. В широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Мы помним, что технология – (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. логия — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое.

В широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.

Технология является относительно новым, емким термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного размытия и развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого по отношению к другим, таким же широким понятиям как, общество, политика, наука, религия, природа. В начале XX века термин «технология» охватил совокупность множества средств, процессов и идей. В середине столетия это понятие определилось в «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей».

Технология является относительно новым, емким термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного размытия и развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого по отношению к другим, таким же широким понятиям как, общество, политика, наука, религия, природа. В начале XX века термин «технология» охватил совокупность множества средств, процессов и идей. В середине столетия это понятие определилось в «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей».

Индивидуальный подход как принцип имеется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализаци Я обучения является «проникающей технологией». Тем не менее, технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, превращают её в основное средство достижения целей обучения, КОТОРЫЕ мы рассматриваем отдельно, как самостоятельную систему, которая обладает всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Индивидуальный подход как принцип имеется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализаци Я обучения является «проникающей технологией».

Тем не менее, технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, превращают её в основное средство достижения целей обучения, КОТОРЫЕ мы рассматриваем отдельно, как самостоятельную систему, которая обладает всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Основные цели индивидуализированного обучения в технологии: • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); • содействие средствами индивидуализации возможности к выполнению требований содержания учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; • формирование технологических и общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, уважения к людям труда и продукции деятельности человека, экологической грамотности.

Основные цели индивидуализированного обучения в технологии:

сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

содействие средствами индивидуализации возможности к выполнению требований содержания учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

формирование технологических и общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества, уважения к людям труда и продукции деятельности человека, экологической грамотности.

Общие принципы индивидуализации обучения:  • индивидуализация это стратегия процесса обучения; • индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; • использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам и технологии в частности; • интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности; • учение в индивидуальном темпе, комфортном режиме; • необходимостью индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы, социализированность личности.

Общие принципы индивидуализации обучения:

индивидуализация это стратегия процесса обучения;

индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;

использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам и технологии в частности;

интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;

учение в индивидуальном темпе, комфортном режиме;

необходимостью индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы, социализированность личности.

Индивидуализация обучения – это:   - организация учебного процесса , при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается конретно индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, приёмы и методы, которые обеспечивают индивидуальный подход. Основоположниками современной отечественной внутриклассной индивидуализации обучения являются: – технология индивидуализированного обучения Инге Унт; – адаптивная система обучения А.С. Границкой; – обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Индивидуализация обучения – это:

- организация учебного процесса , при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается конретно индивидуальными особенностями учащихся;

  • различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, приёмы и методы, которые обеспечивают индивидуальный подход.

Основоположниками современной отечественной внутриклассной индивидуализации обучения являются:

технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

адаптивная система обучения А.С. Границкой;

обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Инге Унт считает, что: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.  В её представлении индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого, чаще всего необходим учет групп учащихся сходных по какому-либо признаку.  По мнению И. Унт на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Инге Унт считает, что: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

В её представлении индивидуализация вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого, чаще всего необходим учет групп учащихся сходных по какому-либо признаку.

По мнению И. Унт на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Причины относительности индивидуализации: 1 причина: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; 2 причина: учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3 причина: иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); 4 причина: индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Причины относительности индивидуализации:

1 причина: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2 причина: учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3 причина: иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4 причина: индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают;  26% от того, что они слышат;  30% от того, что они видят;  50% от того, что они видят и слышат;  70% от того, что они обсуждают с другими;  80% от того, что основано на личном опыте;  90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;  95% от того, чему они обучаются сами.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти

10% от того, что они читают;

26% от того, что они слышат;

30% от того, что они видят;

50% от того, что они видят и слышат;

70% от того, что они обсуждают с другими;

80% от того, что основано на личном опыте;

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

95% от того, чему они обучаются сами.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Внедрение данной технологии дает уникальный шанс формирования различных и ключевых компетентностей учащихся, повышению познавательной активности, уровню знаний, научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, принятию оригинальных аргументированных решений. На уроках роль учителя меняется. Его задача - сделать так, чтобы каждый ученик был успешной личностью, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

Внедрение данной технологии дает уникальный шанс формирования различных и ключевых компетентностей учащихся, повышению познавательной активности, уровню знаний, научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, принятию оригинальных аргументированных решений.

На уроках роль учителя меняется.

Его задача - сделать так, чтобы каждый ученик был успешной личностью, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3» и рассчитать свои силы. При работе по технологии индивидуализированного обучения учитель имеет в каждый момент времени урока информацию об успешности работы каждого ученика. С каждого урока технологии ученик уходит с оценкой! Причем эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.

Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3» и рассчитать свои силы. При работе по технологии индивидуализированного обучения учитель имеет в каждый момент времени урока информацию об успешности работы каждого ученика. С каждого урока технологии ученик уходит с оценкой! Причем эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.

Законы психологии говорят - прежде чем призвать ребенка, к какой - либо деятельности, сначала надо его заинтересовать. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса в любом учебном предмете, а в частности, в технологии, важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Кроме этого, вторым условием возникновения интереса является посильность выполнения задания. Ни чрезмерно трудное задание, ни чрезмерно легкое интереса не вызовут.

Законы психологии говорят - прежде чем призвать ребенка, к какой - либо деятельности, сначала надо его заинтересовать. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса в любом учебном предмете, а в частности, в технологии, важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Кроме этого, вторым условием возникновения интереса является посильность выполнения задания. Ни чрезмерно трудное задание, ни чрезмерно легкое интереса не вызовут.

Итак, индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Итак, индивидуализация обучения - это:

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Технология индивидуализированного обучения

такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.   Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность ученика по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.

Одним из наиболее эффективным путём реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке технологии являются дифференцированные индивидуальные задания. Не менее важным является контроль за ходом выполнения заданий, своевременная помощь учителя в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи.

Одним из наиболее эффективным путём реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке технологии являются дифференцированные индивидуальные задания.

Не менее важным является контроль за ходом выполнения заданий, своевременная помощь учителя в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем помощи.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения проектным и исследовательским методом и т.д. Эта форма работы эффективна на всех этапах обучения: при закреплении, повторении, организации различных технологических операций и упражнений. Так же она эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения проектным и исследовательским методом и т.д.

Эта форма работы эффективна на всех этапах обучения:

при закреплении, повторении, организации различных технологических операций и упражнений. Так же она эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Здесь важны два обстоятельства: 1) каждый работает по мере своих возможностей; 2) каждый выполняет необходимую часть работы. Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в образовательной области технология бывает разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным и технологическим картам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает. В старших классах, когда ученик получает определённое задание, он сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, разрабатывает технологическую карту действий, подсчитывает затраты, определяет экологическую составляющую, правила техники безопасности, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует, анализирует и оценивает результаты работы. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

Здесь важны два обстоятельства:

1) каждый работает по мере своих возможностей;

2) каждый выполняет необходимую часть работы.

Степень самостоятельности индивидуальной работы учащихся в образовательной области технология бывает разной. Первоначально учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным и технологическим картам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает.

В старших классах, когда ученик получает определённое задание, он сам составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, разрабатывает технологическую карту действий, подсчитывает затраты, определяет экологическую составляющую, правила техники безопасности, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует, анализирует и оценивает результаты работы. Постепенно больший удельный вес приобретает работа исследовательского характера.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, содержащую в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различный алгоритм решения, позволяющие ученику поэтапно решать определенные задачи, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов. Такая организация учебной работы дает возможность каждому учащемуся в силу своих способностей и возможностей, постепенно углублять и закреплять получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, накапливать навыки, опыт познавательной, практической деятельности, формированию у себя потребности в самообразовании. В этом мы видим самые сильные стороны,достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, содержащую в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различный алгоритм решения, позволяющие ученику поэтапно решать определенные задачи, – различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов.

Такая организация учебной работы дает возможность каждому учащемуся в силу своих способностей и возможностей, постепенно углублять и закреплять получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, накапливать навыки, опыт познавательной, практической деятельности, формированию у себя потребности в самообразовании. В этом мы видим самые сильные стороны,достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся

Таким образом, индивидуализация обучения позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к предмету.

Таким образом, индивидуализация обучения позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в областных и конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к предмету.

Информационное обеспечение:  1.https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/frantsuzskiy-yazyk/library/2015/04/18/tehnologiya-individualizirovannogo 2.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/20/ispolzovanie-tekhnologii-individualizirovannogo-sposoba-obucheniya 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F 4.http://profmetodist.ru/44-tehnologiya-individualizirovannogo-obucheniya-yua-makarova.html

Информационное обеспечение:

1.https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/frantsuzskiy-yazyk/library/2015/04/18/tehnologiya-individualizirovannogo

2.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/20/ispolzovanie-tekhnologii-individualizirovannogo-sposoba-obucheniya

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

4.http://profmetodist.ru/44-tehnologiya-individualizirovannogo-obucheniya-yua-makarova.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!