СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологий критического мышления на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологий критического мышления на уроках истории»

Применение технологий критического мышления на уроках истории.

Свистунов А.Б.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Одной из современных образовательных технологий, применяемой мною, является технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

О данной технологии я узнал в 2010 году. Понравилась сама идея, что психология критического мышления – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью.

Часть приемов в данной технологии традиционные; часть приемов совершенно новые и интересные.

Приведу примеры приемов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую на своих уроках, классных часах, творческих делах:

1.Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе. Например, урок в 6 классе тема: «Ремесло в средневековом городе». Ведущим приемом в первой части урока являются кластеры. Игра с карточками для группы из 3—5 человек.
На стадии вызова учащиеся в командах (5 команд) должны методом мозговой атаки предположить, что, кроме сырья, понадобится им для организации работы ремесленной мастерской (ювелирной, оружейной, резчиков по камню, ткачей, гончаров) в средневековом городе.
Результаты работы записываются в виде кластера на доске. Кластеры «гроздья» — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

2. Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова. Например, по теме “Единовластие Цезаря” ребята могут составить такой синквейн: Цезарь; хитрый, умный; привлекает, завоёвывает, правит; стал могущественным диктатором Рима; Великий человек.

3. В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ. Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы.

Например, урок истории в 9 классе по теме “Политические партии России в начале ХХ века”. Работая с текстами программ политических партий, необходимо не просто выделить их сильные и слабые стороны, а предположить реакцию общества в случае воплощения данной политической программы в жизнь.

4. Инсерт – чтение с пометками. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе: «v» - уже знал; «+» - новое; « - » - думал иначе;«?» - не понял, есть вопросы. Затем можно в таблицу тезисно занести сведения из текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа.После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу. Например, урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”. Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

5. Лекция. Она должна быть посвящена одной теме. Целесообразно использовать спонтанные, допускающие обмен мнениями мини-лекции (10-15 мин). Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или суммировать его.

6.Чтение с остановками(со стопами). Учащиеся читают определенными кусками, на которые учитель разбил заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст, прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Учитель задает вопросы, которые стимулируют критическое мышление. Они должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

7. Прием «Фишбоун» позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

8. Эссе. После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Для меня важен результат. Целенаправленная организация учебной деятельности по технологии критического мышления с 5 по 11 классы в течение 1 года дала следующие результаты: повысилась коммуникативная грамотность учащихся; возросла творческая активность; улучшилось качество представляемых практико-ориентированных проектов и повысилась мотивация учащихся к изучаемому предмету.