СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений (УУД) на уроках истории путем применения технологии критического мышления.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит описание опыта работы по формированию метапредметных умений на уроках истории; приведены примеры используемых методических приемов технологии критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений (УУД) на уроках истории путем применения технологии критического мышления.»

Формирование метапредметных умений (УУД) на уроках истории путем применения технологии критического мышления.

Актуальность опыта. Согласно современным требованиям к образованию, его базовым звеном является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим, общеобразовательная школа должна формировать у школьников универсальные учебные действия: умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Обучающийся должен овладеть совокупностью способов действия (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Речь идет о формировании и развитии надпредметных (метапредметных) умений и навыков, универсальных учебных действий. Овладение ими в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Одной из них является технология развития критического мышления. Она позволяет мотивировать современного ученика к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации.

Основная идея опыта. Основная идея применения технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учебной и внеучебной деятельности, при которой обучающиеся, овладевая универсальными учебными умениями, активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Теоретические основы опыта. Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения. Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология опыта. Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Используемые методические приемы технологии

«Чтение текста с пометками» - инсерт

Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

На работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста). При этом формируются познавательные УУД :

«v» - «это я знаю»;

«+» - «эта информация для меня новая»;

«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;

«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;

«!» - «это интересно».

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками).

v

+

-

?

!






Прием «Кластер».

Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Формирует познавательные УУД:
- умение самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации;
- умение создавать и использовать схемы для решения поставленных задач;
- умение устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
- умение учитывать разные мнения и выстраивать деятельность в
сотрудничестве;
- умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в
совместной деятельности.

Прием «Верные и неверные суждения »

На стадии вызова используется приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Анализ текста по предложенной схеме»

Учащиеся получают распечатку текста документа. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке.

Прием «Написание синквейна»

Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка. Название – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка. Описание – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка. Действия – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка. Чувство (фраза)– фраза, несущая определенный смысл.

5 строка. Повторение сути – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Формирует:

  • личностные УУД (сформированность уважительного отношения к другому человеку, истории, культуре; развитие морального сознания и компетентности на основе личностного выбора);

  • регулятивные УУД ( умение осуществлять рефлексию и корректировать свою деятельность ).

Синквейн
«Александр Македонский»
1. Александр Македонский
2. Смелый, решительный
3. Захватывает, разрушает, владеет
4. Завоевал огромную территорию
5. Победитель

Методический прием «Тонкие и толстые вопросы»

Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Кто…?

  • Что…?

  • Когда…?

  • Может…?

  • Будет…?

  • Мог ли…?

  • Как звать…? Было ли…?

  • Согласны ли Вы…?

  • Верно ли…?


  • Дайте три объяснения, почему…?

  • Объясните, почему…?

  • Почему вы думаете…?

  • Почему Вы считаете…?

  • В чем различие…?

  • Предположите, что будет, если…?

  • Что, если…?

                                    















На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. Формирует познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.


Методические приемы, связанные с графической организацией материала

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.

  • Синхронистическая таблица – таблица, в основу которой положены факты и события, прооисходившие одновременно в различных странах.

  • Хронологическая таблица – таблица, в основу которой положена хронология происходивших событий.

  • Сравнительная таблица – таблица, в основу которой положено сопоставление для установления сходства и различия.

Другие таблицы.

Методический прием «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.

Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;

  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами.
Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)
Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)
Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)
Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)
Синяя шляпа – философская, обобщающая

Методический прием «Фишбоун»

позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Формирует

  • познавательные УУД: умение смыслового чтения, выявление проблемы, устанавливание причинно-следственных связей, формулирование вывода;

  • регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, коррекция своей
    деятельности;

  • коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение
    монологической и диалогической речью. (парная, групповая форма работы).

Методический прием «Формула ПОПС»

помогает: формировать познавательные УУД: оценочное мышление у детей; учит ребят лаконично выражать свои мысли; структурировать идеи. Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

П – позиция.  «Я считаю, что…».
О – объяснение (или обоснование). «Потому что …».
П – пример.  «Я могу это доказать это на примере, примерах …».
С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Тема «Россия во второй половине XIX в.»

- Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
- Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
- Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.

- Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла большую роль в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Прием “Эссе”

Предлагаю обучающимся в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать их в формах изложения своей позиции. Они могут написать эссе - размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данный вид работы можно предлагать в качестве домашнего задания. Обсуждение написанных эссе должно проходить на уроке. Важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления. В конце урока можно попросить учащихся письменно ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Данный прием формирует УУД:

  • познавательные УУД (Понимание проблемы; выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; выведение следствий);

  • коммуникативные УУД (Понимание вопроса задания; умение отвечать на поставленный вопрос; выбор языковых средств в соответствии с ситуацией; оценка убедительности собственного рассуждения; умение полно и ясно выражать свои мысли; владение монологической письменной речью);

  • регулятивныеУУД (Понимание того, что доказывается; понимание, к какому выводу необходимо прийти; понимание алгоритма работы; организация текста; умение корректировать написанное; контроль правильности выполнения задания; умение удерживать собственную мысль);

  • личностные УУД (Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста).

Прием “Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл – “знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой “знаю”, “не знаю”.

Технология критического мышления - это методические приемы учебной работы, которые помогают создавать условия для свободного развития каждой личности. Приемы в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал обучающихся. Технология направлена на формирование универсальных учебных действий, получение метапредметного результата. В эпоху информационного общества она учит ученика самостоятельно добывать информацию любой степени сложности, оценивать и анализировать ее, учителя - как создать учебную среду для роста и развития ученика, а в классе - атмосферу партнерства и творчества.

Проблемы, которые возникают при использовании данной технологии:

- дефицит времени;

- слабая техническая база.

Основные направления решения проблем:

- более тщательно продумывать структуру урока, осуществлять выбор наиболее оптимальных приемов и методов работы;

- укреплять материальную базу кабинета истории своими силами.

Результативность опыта.

Использование  технологии критического мышления  на уроках истории  и во внеклассной деятельности дает следующие результаты: 

- повышение мотивации, интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, заинтересованность в его результатах;

- возможность работать с различными источниками информации, умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

-возросший интерес к исследовательской, проектной, информационной деятельности;

- рост социальной активности, осознание ценности семьи, сопричастности к судьбе Отечества.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!