СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что есть критическое мышление? Основная идея технологии развития критического мышления – создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания Якунина Елена Николаевна

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Якунина Елена Николаевна

Государственные образовательные стандарты

Государственные образовательные стандарты

А что есть  критическое мышление ? -   способность ставить новые, полные смысла  вопросы ; -   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие  аргументы ; -   принимать независимые продуманные  решения .

А что есть  критическое мышление ?

-   способность ставить новые, полные смысла  вопросы ;

-   вырабатывать разнообразные, подкрепляющие  аргументы ;

-   принимать независимые продуманные  решения .

Актуальность темы

Актуальность темы

Основная идея технологии развития  критического мышления –  создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают,  опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основная идея технологии развития критического мышления –

создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают,

опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Рефлексия  Основа ТРКМ – трехфазная структура урока   Вызов Осмысление

Рефлексия

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока

Вызов

Осмысление

Задачи фазы вызова  (пробуждение интереса к получению новой информации, к предмету.   Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к получению новой информации, к предмету.

  • Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним, учащиеся соотносят старые знания с новыми) 1.      Осуществляют контакт с новой информацией. 2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним, учащиеся соотносят старые знания с новыми)

  • 1.      Осуществляют контакт с новой информацией.
  • 2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  • 3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
  • 4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  • 5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
  • 6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

 Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.   Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
 Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Цель и задачи методического семинара  Цель:  обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознании для формирования познавательной деятельности обучающихся.  Задачи : Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.  Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.  Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Цель и задачи методического семинара

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознании для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи : Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.

Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.

Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Виды УУД   Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Виды УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Приёмы, применяемые на различных этапах урока  Вызов Осмысление Рефлексия

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Примеры заданий  «Перепутанные логические цепочки»  Данный прием   можно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала .   Восстановите последовательность:  1. Освобождение крестьян от личной зависимости 2. Развитие городов и торговли 3. Втягивание крестьян в торговлю 4. Замена барщины денежным оброком

Примеры заданий

«Перепутанные логические цепочки» Данный прием   можно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала .

Восстановите последовательность:

1. Освобождение крестьян от личной зависимости 2. Развитие городов и торговли 3. Втягивание крестьян в торговлю

4. Замена барщины денежным оброком

Прием «Кластер»  Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Конспект  Конспект – краткое письменное изложение или запись содержания чего либо (лекции, беседы, дискуссии и т.д.)

Прием «Кластер»

Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди».

Конспект 

Конспект – краткое письменное изложение или запись содержания чего либо (лекции, беседы, дискуссии и т.д.)

Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала . Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках. Знаю Кто такие археологи? Узнал новое  Хочу знать подробнее Как работают археологи Что такое исторические источники? Что было найдено и где?  Как находят археологические памятники Какие вещественные памятники найдены и где?

Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала .

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Знаю

Кто такие археологи?

Узнал новое

Хочу знать подробнее

Как работают археологи

Что такое исторические источники?

Что было найдено и где?

Как находят археологические памятники

Какие вещественные памятники найдены и где?

Составление плана   План четко выражает основное содержание текста и делает его удобным для восприятия и для хранения в памяти. Эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Три основные фактора: -время, которое на него тратится; -умение строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы); -художественный дар автора, выразительность речи, богатство  привлекаемого культурного контекста и т.д.

Составление плана

План четко выражает основное содержание текста и делает его удобным для восприятия и для хранения в памяти.

Эссе

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Три основные фактора:

-время, которое на него тратится;

-умение строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);

-художественный дар автора, выразительность речи, богатство  привлекаемого культурного контекста и т.д.

Синквейн  Стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Критическое мышление Удивительное, продвинутое Учит, размышляет, побуждает Продвигает всех нас вперёд Крутое!!!

Синквейн

Стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

  • Критическое мышление
  • Удивительное, продвинутое
  • Учит, размышляет, побуждает
  • Продвигает всех нас вперёд
  • Крутое!!!
Приёмы ТРКМ позволяют:  - сделать урок более продуктивным,  -помогают ученикам сформировать собственную позицию,  - стимулируют мыслительную деятельность  - развивают познавательную активность,  -повышают уровень самоорганизации обучающихся.

Приёмы ТРКМ позволяют:

- сделать урок более продуктивным,

-помогают ученикам сформировать собственную позицию,

- стимулируют мыслительную деятельность

- развивают познавательную активность,

-повышают уровень самоорганизации обучающихся.

Портрет ученика школы  Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Портрет ученика школы

Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.