СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную программу образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время использование на уроках здоровьесберегающих технологий является не данью моде, а необходимостью вызванной ухудшением психического и физического здоровья детей. По этой причине укрепление и сбережение здоровья наших детей становится одной из главных задач школы. Всё это можно осуществить за счёт создания у школьников установки на здоровый образ жизни, применения адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка является обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья.

Одним из важнейших направлений здоровьесбережения школьников может стать физическая культура, в том числе при обучении иностранному языку. Очевидно, это могут быть всякого рода физкультминутки, упражнения для глаз, информация о пользе физической культуры и т.п. на самих уроках ИЯ и разучивание танцев и спортивных игр стран изучаемого языка во внеурочной работе.

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить следующие приемы:

  • смена видов деятельности;

  • физкультминутки.

  • игры (подвижные, ролевые, пальчиковые);

  • дыхательная гимнастика.

  • гимнастика для глаз (кистей рук, мышц шеи, спины);

  • психогимнастика;

  • инсценирование;

  • драматизация;

  • релаксация («пять минут тишины», «звуки природы», «мелодии океана»).

Кроме того, следует соблюдать возрастные и гигиенические нормы при обучении школьников (длительность урока или занятия, количество детей в группе, освещение кабинета, правильная посадка детей и т.д.).

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных приемов, имеющих физкультурную направленность.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

Физкультминутки. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.

Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Требования к организации и проведению физкультминуток:

1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;

2. Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;

3. Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

На уроках английского языка данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок.

Игры. Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.




А также игровые моменты проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся начальных классов очень нравятся ролевые игры (Больница, На приеме у врача, Магазин, Аптека). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Ролевая игра – пантомима «В магазине». Ситуация, ты хочешь купить какую-нибудь вещь, недостаточно хорошо владея английским языком. Ты пытаешься объясниться с прохожим жестами, мимикой.

Игры такого типа применяются для того, чтобы развить координацию рук и ног, других частей тела, пространственно-временные ориентировки, вызвать положительные эмоции на уроках.

Во время подвижной игры, дети могут свободно передвигаться по классу, что также снимает напряжение, создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Игра «Съедобное-несъедобное» на английском языке. Ведущий произносит английское слово и кидает мяч ребенку. Ребенок должен быстро сообразить, можно этот предмет есть или нет. Если есть можно, он ловит мяч, если нельзя, отбрасывает ведущему и т.д.

На уроках английского языка с учащимися мы поём песни. Учащиеся начальной школы любят песни. Песня – это один из самых деятельных приёмов воздействия на чувства и эмоции ребят. Когда мы разучиваем песню, легче запоминается лексика, тренируются грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Несомненно, песни помогают расслабиться, немного отдохнуть в трудоёмком учебном процессе урока. Пение тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. Песню можно использовать и в как физкультминутку, например, учащиеся выполняют танцевальные движения, закрепляют глаголы- движения, лексику по теме: «Название частей тела».

Для снятия умственного напряжения и утомления используются поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка.

Благодаря использованию на уроках английского языка методов проектной технологии и ИКТ, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение нового материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей. Поэтому на своих уроках я активно применяю ИКТ, что помогает изменить весь процесс преподавания, успешно внедрить реализовать личностно-ориентированные технологии, разнообразить занятия, совершенствовать самоподготовку учащихся, а также повысить интерес к процессу обучения.

Несколько слов хочется сказать о драматизации, как о виде релаксации на уроке английского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей. Например: Сказки «Золушка», « Теремок», «Репка», «Златовласка и Три медведя» вызывают у учащихся огромный интерес.

В заключении хочется отметить, что учебная нагрузка в нашей школе соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Я, как учитель, стараюсь не загружать учащихся большим объемом домашних заданий. Во всех кабинетах нашей школы полностью соблюдается воздушно-тепловой и световой режим. Ученики сидят за удобными партами в классе в соответствии с физической конституцией и особенностями зрения.

На своих уроках применяю различные технологии представления, объяснения, тренировки и закрепления материала. В речевой деятельности с учетом того, чтобы ученики с визуальной и аудиальной, а также кинестетической системами мировосприятия смогли как можно лучше и без лишнего напряжения одинаково усвоить предложенный материал. Стремлюсь вызвать положительное отношение к изучению английского языка, повысить интерес и мотивацию учащихся, чтобы у них не появлялось чувство страха перед предметом английский язык.

Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его.



Литература

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, № 3, 37-40с.

4. Курбатова Л. Мозг, творчество.//Начальная школа плюс: до и после, 2003г.,

№5, 45-50с.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М.: «Вако», 2004г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!