Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку.
Одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья студентов, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту студентов, устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.
Применение здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков студентов учат общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала профессиональной направленности (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На занятиях обучающимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которое должно проводить образовательное учреждение для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающее занятие должно быть построено с учетом потребностей студентов в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта. Для повышения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация занятия. Во избежание усталости и перегрузки студентов преподаватель должен строить занятие в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Также поддерживать интерес к сохранению здоровья помогают темы, изучаемые на уроках английского языка «Мой рабочий день», «Еда», «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни» и другие.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого студента, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является показателем социально-экономического развития страны.
Главная задача образовательного учреждения– образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого обучающегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятиях, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье подрастающего поколения.