СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках. 

Просмотр содержимого документа
«"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках"»

« Здоровье -это всё, а всё без здоровья-ничто» СОКРАТ «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках» Здоровье человека-тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучени я имеет многовековую историю. Забота о здоровье -это важнейший труд педагогов. Понятия человек,жизнь,здоровье -взаимосвязаны и взаимозависимы. Среди причин , которые привели здоровье детей к плачевному состоянию: - плохая наследственность; -недостаточное освещение рабочих мест; -вредное влияние окружающей среды и условий жизни; - перегруженность учебного процесса; Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе , сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Одной из главных задач нашей школы является охрана жизни и здоровья учащихся. Данному вопросу уделяется большое внимание. Работая по данной проблеме, мы ставим перед собой следующие задачи: -создание здоровьесберегающих условий ; - формирование у школьников здорового образа жизни; -формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; -формирование навыков, способствующих социальной адаптации; -профилактика вредных привычек; Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья в начале школьного обучения,но не менее важна и правильная организация учебной деятельности: - строгая дозировка учебной нагрузки; -построение урока с учётом динамичности учащихся , их работоспо- собностей; -соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим,хорошая освещённость, чистота); -благоприятный эмоциональный настрой; Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе 8 вида, поскольку направлено не только на сохранение физического здоровья детей,но и на сохранность их психического состояния и коррекцию высших функций. На своих уроках , учителя -предметники включают: 1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. 2. Психологический настрой на урок:(Чтение стихотворения) Долгожданный дан звонок- Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем вам удачи- За работу , в добрый час! Можно включить запись звуков природы-капель, журчание ручья... 3. Рациональная организация урока-чередование видов работы; (можно менять расположение столов, производить смену рабочего места ученика); 4. Физкультминутки и физкультпаузы- являются обязательной составной частью урока.Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для преключения внимания на другой вид деятельности. Различные виды физкультминуток: Оздоровительно-гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика , которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда включаем бег, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу..... Подражательные. Показываю схематическое изображение «человечков» выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Используем мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество. Двигательно -речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения. Утром встал гусак на лапки, (потянулись. Руки вверх-вдох-выдох) Приготовился к зарядке (рывки рук перед грудью) Повернулся влево, вправо ,(повороты влево-вправо) Приседанье сделал справно ,(приседания) Клювиком почистил пух, (наклоны головы вправо-влево) Поскорей за парту -плюх! (присели) «Найти слова» . По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание. Игра- соревнование. Кто быстрее выполнит задание. 5. «Профилактика и коррекция нарушений зрения» Гимнастика для глаз. Профилактика улучшения зрения. Для предупреждения зрительного утомления и близорукости можно на рабочем месте выполнить следующие упражнения в течении 3-5 минут. Все упражнения выполняются сидя. ( Схема разработана профессором Аветисовым Э.С.) Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5-6 раз. Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5-6 раз. Упражнение 3. Руки -на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову на влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. Упражнение 4. Поднять глаза к вверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем -против часовой стрелки. Повторить 5-6раз. Упражнение 5. Руки -вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз. Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. «Вверх-вниз, влево-вправо».Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение ,считая до десяти. «Круг».Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. «Рисование носом» , «Раскрашивание», « Часики» и другие.. 6. Пальчиковая гимнастика. Упражнения , направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения могут: -выполняться правой , левой рукой или обеими руками одновременно; -быть статическими: удерживать пальцы в напряжении на счет до пяти- десяти, затем встряхнуть руками; -быть динамическими: выполнять пальцами движения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета; 7. Точечный массаж -это воздействие пальцами на биологические активные точки , имеющие рефлекторную связь с различными рефлекторными органами и системами. Массаж БАД показан при многих глазных заболеваниях: косоглазии, миопии, слезотечении,а также при гипертонии, головной боли, утомлении, повышенного мышечного тонуса, стимуляции физической и умственной работоспособности. При проведении точечного массажа применяются различные приёмы в виде надавливания: давления, разминания, поглаживания, растирания, вибрации, «укола», «щипка», захватывания и.т.д. Поглаживание выполняется внутренней поверхностью большого пальца(или подушечкой среднего) с вращательными движениями (по часовой стрелке) на точке воздействия. Слабое прижатие выполняется всей поверхностью среднего и безымянного пальцев. Улучшает кровообращение и стимулирует нервные окончания, мышечные ткани и внутренние органы. Растирание выполняется внутренней поверхностью больщого пальца иои основанием ладони ( как правило , после всех приёмов точечного массажа), также по часовой стрелке. Это приём улучшит процессы кровобращения и метаболизма, а также помогает снять утомление, увеличивая силу и упругость мыщц. Разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или сразу двумя большими пальцами (на симметричных точках) , а также средним и указательным пальцем. При этом производятся круговые вращательные движения, в начале медленно при слабом давлении, которое постепенно усиливается , затем вновь ослабевает. Это приём успокаивает нервы и мыщцы, применяется для снятия мышычных болей и напряжения. Приём захватывания « щипка» ) выполняется тремя пальцами ( указательным, большим и средним), при этом захатывается небольшой участок кожи. Движения выполняётся быстро , отрывисто и повторяются на точке (зоне) 3-5 раз. В месте воздействия обычно образуется покраснение и возникает чувство онемения и растирания. Это приём способствует рассасыванию отложений в суставах. Приём «укола» выполняется кончиком указательного пальца, в быстром темпе и в определённую точку. Позволяет улучшить кровообращение и моторику нервов в коже и мыщцах, снимает утомление и усиливает процессы метаболизма. Вибрация -быстрые колебательные движения кончиком большого или среднего пальца в массируемой точке. Этот приём можно применять с отягощение левой кистью, а также с помощью специальной насадки вирационного аппрата. Стимулирующее воздействие этого движения улучшает функцию тонких отвевтлений нервов и мыщц. Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьесберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным.Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и плотность. Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймём, что здоровье-самое ценное , что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать у детей, заботу о своем здоровье.