На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития детей. В связи с вышесказанным воспитатель (ФИО) активно внедряет в своей профессиональной деятельности инновационные педагогические технологии, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную систему, помогающей свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности и служат залогом успешного развития и результативного обучения воспитанников детского дома.
Современные образовательные технологии | Основные цели использования технологий | Краткое описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности | Результаты использования технологий |
Игровые технологии | 1. Обучать, воспитывать, развивать, вызывая интерес у детей посредством применения игр и игровых моментов на проводимых занятиях и мероприятиях. 2. Сохранять традиции игровой культуры народов. 3. Организовывать познавательную деятельность. 4. Учить анализировать, обобщать, сравнивать | 1. Использование игр и игровых моментов в структуре проводимых воспитательных часов. 2. Использование игр и игровых моментов в сценарии проводимых мероприятий (настрой на мероприятие, игры с залом и т.д.). 3. Создание благоприятного психологического климата: игры на сплочение, на снятие напряжения, тревоги и т.д. | 1. Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. 2. Активизация познавательной и творческой деятельности воспитанников. 3. Создание благоприятного психологического климата |
ИКТ | 1. Развитие умения работать с информацией (формирование информационной компетентности). 2. Подготовка личности «информационного общества». 3. Формирование исследовательских умений и навыков индивидуальной работы. 4. Повышение наглядности. 5. Развитие коммуникативных способностей. | 1. Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. 2. Использование Интернет-ресурсов, мультимедийных презентаций, игр-триггеров, электронных музыкальных энциклопедий, видеороликов и видеофильмов. 3. Самостоятельное создание презентаций, роликов, фильмов. Электронные презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет воспитанникам быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. | Позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников, существенно повысить мотивацию детей к занятиям, развивает аудиовизуальное восприятие и творческий потенциал детей, помогает формировать художественный вкус и способствует гармоничному развитию личности. Возможности Интернет-ресурсов позволяют получать необходимую методическую информацию, знакомиться с опытом коллег. |
Проектные технологии | 1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности. 2. Создание благоприятного психологического климата на занятиях. 3. Стимулирование познавательной деятельности. 4. Формирование навыков презентации и самопрезентации, | Дети рисуют поздравительные открытки, оформляют плакаты, выпускают стенгазеты, делают поделки, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации), затем демонстрируют свои работы, рассказывают об их достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации. | 1. Самостоятельное осуществление детьми исследовательской и познавательной деятельности. 2. Применение полученных знаний в практической деятельности. 3. Развитие самостоятельности. |
Технология коллективной творческой деятельности (КТД) | Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. | Это «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (по определению автора данной технологии И. П. Иванова) | КТД дают возможность воспитаннику: - реализовать и развивать свои способности; - расширить знания об окружающем мире; - приобрести навыки проектирования; - проявить организаторские умения; - закрепить коммуникативные навыки; - формировать способности к рефлексии (анализу) |
Технология активного слушания | Научиться понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника | Использование особых приёмов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений (пауза, уточнение, пересказ, повтор и др.) Схема для общения: внимание, выраженное в позе – повторение фраз — утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия — итоги. | Помогает понять личность собеседника и демонстрирует заинтересованность в нём. Приёмы активного слушания помогают побудить воспитанника к ответам, направить беседу в нужную сторону, а также понять, дать оценку и запомнить передаваемую собеседником информацию |
Технология развития критического мышления | Использование, развитие и обобщение опыта воспитанников и их представлений о мире | Занятие или мероприятие в технологии развития критического мышления – это занятие, на котором: - воспитанники сначала формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения; - каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации; - любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной; - результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются. Занятие или мероприятие, построенные в рамках технологии критического мышления, содержат три основные фазы: вызов, осмысление содержания, рефлексия. | Развитие критического мышления воспитанников |
Групповые технологии. | 1. Развитие речи, коммуникативности, мышления, интеллекта. 2. Взаимное обогащение. 3. Самостоятельное решение поставленной задачи. | Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы детей на занятиях при непосредственном взаимодействии их между собой. Используя групповые технологии в образовательном процессе, педагог руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С педагогом нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно | 1. Групповые технологии оптимизируют образовательный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. 2. Снимается состояние неуверенности детей, что способствует обретению желаемого статуса в среде сверстников. |
Метод индивидуального подхода | 1. Активизация имеющихся у ребёнка знаний и навыков, умения работать самостоятельно. 2. Укрепление положительных качеств воспитанника и устранение недостатков. | На начальном этапе важно установление контакта с ребёнком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы - диалогическое общение. В ходе работы устанавливаются партнерские отношения с ребёнком (с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения). | 1. Повышение активности воспитанника, в результате - повышение качества усвоения материала. 2. Воспитанник – полноправный участник взаимодействия. |
Интерактивные технологии | Активизация обратной связи между педагогом и воспитанником, активизация познавательной деятельности ребёнка | При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между педагогом и воспитанником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы. | Происходит устранение возникших трудностей, активизируется познавательная деятельность воспитанника. |
Педагогом в структуре проводимых воспитательных часов и занятий используются следующие моменты:
1. Положительный эмоциональный настрой на занятие (создаёт ситуацию успеха, снимает страх).
2. Смена видов деятельности (дети поют, танцуют, играют, слушают музыку, рисуют её и т.д.).
3. Использование игр, игровых моментов (для младших детей игра - это преобладающая форма деятельности, через которую ребёнок познаёт мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
4. Использование наглядности (способствует конкретизации изучаемого материала).
5. Оптимальный темп ведения занятия.
6. Подача материала наиболее доступным рациональным способом.
С целью снятия наступающего утомления, восстановления работоспособности у детей, повышения эффективности проводимого занятия, педагог включает в структуру занятий здоровье сберегающие компоненты:
- самомассаж, точечный массаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
- улыбкотерапия - здоровье детей становится крепче и от улыбки педагога, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, и процесс обучения проходит плодотворней. К тому же, у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.
- укреплять психическое и физическое здоровье детей, снимать нервно-психические перегрузи, формировать потребности в здоровом образе жизни.