Примерный план изучения вопросов самообразования учителя
1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Действия педагога в процессе самообразования:
- принятие решения о необходимости самоизменения;
- разработка программы самосовершенствования;
- работа по реализации программы;
- корректировка хода работы или самой программы при необходимости;
- самоанализ выполнения программы;
- постановка перед собой новых целей и задач.
Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.
Принципы построения программы:
- научность;
- прогностичность;
- актуальность;
- оптимальность;
- реалистичность;
- целостность;
- контролируемость.
Основные этапы работы над программой по самообразованию:
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;
• формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;
• определение задач и этапов деятельности;
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);
• составление плана действий по самосовершенствованию;
• самооценка роста;
• передача опыта коллегам.
Данная программа может быть стратегической и тактической.
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:
1. Учитель должен знать
- историю возникновения технологии;
- теоретическое обоснование новых результатов;
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;
- методы и приемы работы учащихся;
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2.Учитель должен уметь разработать:
- модифицированный вариант учебной программы;
- календарно – тематическое планирование;
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
- содержание учебных проектов;
- задания для учеников к учебным проектам;
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
- методы и приемы новой технологии;
- проводить учебные занятия различных типов;
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
- проводить самоанализ;
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
....
....
В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:
- цели профессионального развития;
- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- получение консультаций;
- обсуждение возникших проблем с коллегами;
- взаимопосещение уроков;
- работа по апробации полученных знаний на практике;
- участие в системе школьной методической работы;
- самообобщение результатов работы;
- передача собственного опыта коллегам и др.
Следующий этап – работа по реализации плана:
- консультативная помощь;
- коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;
- анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;
- обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;
Результаты:
- выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
- публикации в печати;
- издание брошюр из опыта работы.
А вообще материалов не так много