СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры заданий части С1-С4 по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать при подготовке учащихся к экзаменам по биологии ( задания даны с ответами)

Просмотр содержимого документа
«Примеры заданий части С1-С4 по биологии»

Примеры заданий части С1-С4 по биологии с ответами

Задания части С1-С4

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Ответ:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

2.Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ:

1) на рисунке изображена метафаза митоза;

2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;

3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

3.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Ответ:

1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;

2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;

3)увеличивает поступление кислорода к корням.

4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ:

1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;

2)сбалансированным круговоротом веществ;

3)продолжительными сроками существования.

5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ:

1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;

2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;

3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:

1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

7.Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:

1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);

3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);

4)оплодотворение происходит при наличии воды.

8.Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

Ответ:

1)неурожай семян ели;

2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц;

3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.

9.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:

1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;

2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;

3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

10.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:

1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

11.Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Ответ:

1)внутренний осевой скелет;

2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;

3)щели в пищеварительной трубке.

12.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ:

1)уменьшение численности шмелей;

2)увеличение численности растительноядных животных;

3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

13.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:

1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;

2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;

3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

14.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:

1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

15.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:

1)изображенный органоид – хлоропласт;

2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;

3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:

1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;

2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;

3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

17.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

Ответ:

1)увеличение численности растений;

2)сокращение численности хищников – жаб, ежей;

3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:

1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;

2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Ответ:

1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;

2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;

3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:

1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;

2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;

3)имеют одну кольцевую хромосому.

21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:

1)создают органические вещества из неорганических;

2)аккумулируют солнечную энергию;

3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:

1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:

1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;

2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;

3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:

1)сердце становится трехкамерным;

2)появляется второй круг кровообращения;

3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:

1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;

2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;

3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Ответ:

1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;

2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;

3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.

Ответ:

1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;

2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.

Ошибки допущены в предложениях:

1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные;

2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;

3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Ответ:

1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;

2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;

3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.

30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Ответ:

1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);

2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;

3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Ответ:

1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;

2)может измениться первичная структура белка;

3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?

Ответ:

1)корни растений повреждают личинки;

2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;

2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо;

3)5 — Плоские черви — гермафродиты.

34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?

Ответ:

1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений;

2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;

3)плоды растений — пища для животных.

35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Ответ:

1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;

2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;

3)изменение продолжительности светового дня.

Яндекс.Директ

74 ру Погода Челябинск 74 ру Погода Челябинск. Погода на день, завтра, неделю, 3-10 дней

74.ru

36.Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:

1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

37.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;

2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;

3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

38.Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Ответ:

1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;

2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;

3)от корневища отходят придаточные корни;

4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

39.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Ответ:

1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;

3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

40.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ:

1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;

2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья;

3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;

4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

42.Каковы характерные признаки царства грибов?

Ответ:

1)тело грибов состоит из нитей – гифов, образующих грибницу;

2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);

3)растут в течение всей жизни;

4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество – гликоген.

43.В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:

Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем:

1)отсутствуют продуценты;

2)отсутствуют редуценты;

3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

44.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?

Ответ:

1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;

2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.

45.Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Ответ:

1)1 – серое вещество, образовано телами нейронов;

2)2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов;

3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую функцию.

46.Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ:

1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;

2)слюна участвует в формировании пищевого комка;

3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

47.В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов.

Ответ:

1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;

2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;

3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

48.Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Ответ:

1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня;

2)корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов.

49.Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ:

1)луковица;

2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;

3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;

4)3 – почка, обеспечивает рост побега.

50.Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов.

Ответ:

1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2)у мхов слабо развита проводящая система;

3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха – половое поколение, а коробочка со спорами – бесполое.

51.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.

Ответ:

1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;

2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес.

3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.

52.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ:

1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;

2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы.

53.Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы?

Ответ:

1)бластула обозначена буквой Г;

2)бластула формируется при дроблении зиготы;

3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.

54.Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Ответ:

1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу;

2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена;

3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин;

4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.

55.В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответ:

1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность);

2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;

3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

56.Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

Ответ:

1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости;

2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).

57.Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.

А Б

Ответ:

1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша;

2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма;

3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов.

58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей.

Ответ:

1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;

2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы;

3)высокая скорость размножения путем деления;

4)анаэробы и аэробы;

5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.

59.Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

Ответ:

1)содержанием кислорода;

2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной среде);

3)степенью освещенности;

4)плотностью.

60.В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

Ответ:

1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;

2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.

61.Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?

Ответ:

1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация;

2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе;

3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.

61.Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков.

Ответ:

1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей — гифов;

2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты);

3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов.

62.Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

Ответ:

1)непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2)загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3)понижают продуктивность растений.

63.Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:

1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

64.Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

Ответ:

1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая;

2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;

3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд.

65.К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа.

Ответ:

1)к типу Кишечнополостных;

2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость;

3)коралловые полипы, медузы.

66.В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

Ответ:

1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;

2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;

3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

67.Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?

Ответ:

1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности;

2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме.

68.В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Ответ:

1)у папоротников появились корни;

2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

69.Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него.

Ответ:

1)зародышевый листок – энтодерма;

2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);

3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.

70.Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);

2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;

3)служат пищей для хищников;

4)удобряют почву.

Яндекс.Директ

Работы по биологии здесь Выполнение работ по биологии любой сложности на сайте

dm-biologia.ru

71.В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Ответ:

1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;

2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

72.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

Согласно хромосомной теории наследственности:

1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — место расположения гена — локус;

2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;

3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

73.Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:

1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;

2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;

3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.

74.Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

Ответ:

1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;

2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;

3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

75.В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

Ответ:

1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;

2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

76.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — мономерами белков являются аминокислоты;

2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;

3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

77.Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

Ответ:

1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы;

2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;

3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);

4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.

78.Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий.

Ответ:

1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;

2)уменьшение челюстного аппарата;

3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;

4)уменьшение надбровных дуг.

79.Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости?

Ответ:

1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;

2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.

80.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);

2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;

3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.

81.Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?

Ответ:

1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;

2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;

3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

82.Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

Ответ:

1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;

2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами;

3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).

83.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.

Ответ:

1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;

2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

84.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

Ошибки допущены в предложениях:

1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары);

2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые;

3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.

85.Каковы функции пищеварительной системы человека?

Ответ:

1)механическая обработка пищи;

2)химическая обработка пищи;

3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков;

4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу.

86.Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков.

Ответ:

1)большим разнообразием популяций и видов;

2)широким расселением на земном шаре;

3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

87.Почему пищу надо тщательно пережёвывать?

Ответ:

1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться;

2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается.

88.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться;

2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;

3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

89.Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?

Ответ:

1)летом у человека усиливается потоотделение;

2)с потом из организма выводятся минеральные соли;

3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

90.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?

Ответ:

1)сходством строения систем органов;

2)наличием волосяного покрова;

3)развитием зародыша в матке;

4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.

91.Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

Ответ:

1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;

2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.

92.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.

Ошибки допущены в предложениях:

1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;

2)4 — популяция является структурной единицей вида;

3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.

93.Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

Ответ:

1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения;

2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания;

3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания;

4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.

94.Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ:

1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;

2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете;

3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.

95.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ:

1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

Ответ:

1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета;

2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.

97.Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.

капилляр

Ответ:

1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови);

2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением;

3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).

98.Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Ответ:

гиподинамия приводит:

1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;

2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма;

3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)


99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

Ответ:

1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;

2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;

3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

100.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:

1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;

2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Ответ:

1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;

3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;

4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.

102.Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека?

Ответ:

1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;

2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;

3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

103.Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

Ответ:

1)появление у особей разнообразных наследственных изменений;

2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела;

3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.

104.Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Ответ:

1)большинство ферментов — белки;

2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

105.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.

Ошибки допущены в предложениях:

1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами;

3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.

Яндекс.Директ

Хотите купить деревянные окна? Большой выбор деревянных окон в Челябинске. Выгодно!

chel.blizko.ru

106.С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:

1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;

2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами;

3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению.

107.Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:

1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения;

2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение;

3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

108.В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

Ответ:

1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка;

2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.

109.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — первым звеном являются продуценты;

2)3 — консументы не способны к фотосинтезу;

3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

110.Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.

Ответ:

1)большие кровопотери;

2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.);

3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.

111.Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

Ответ:

1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;

2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;

3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

112.Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи.

Ответ:

1)перегной — комнатная муха — паук-крестовик —большая синица —ястреб;

2)консумент третьего порядка — большая синица.

113.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела;

3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

114.Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Ответ:

1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;

2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.

115.Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

Ответ:

1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);

2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;

3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.

116.В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Ответ:

1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;

2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка;

3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.

117.Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными?

Ответ:

1)являются хищниками, питаются сходной пищей;

2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.

118.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Ошибки допущены в предложениях:

1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары;

2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые;

3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.

119.Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

Ответ:

1)имеют грибницу и плодовое тело;

2)размножаются спорами и грибницей;

3)по способу питания — гетеротрофы;

4)большинство образуют микоризу.

120.Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу.

Ответ:

1)появление лёгочного дыхания;

2)формирование расчлененных конечностей;

3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.

121.Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко со-кратиться при уничтожении в водоёме хищных рыб?

Ответ:

1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;

2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб.

122.Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — мономерами белков являются аминокислоты;

2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;

3)6 — в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

123.По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее трёх признаков.

Ответ:

1)грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;

2)грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество — гликоген;

3)тело грибов образовано гифами.

124.В промышленных районах Англии на протяжении XIX—XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

Ответ:

1)в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные формы;

2)в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской;

3)изменение окраски в популяциях бабочек — проявление движущей формы естественного отбора.

125.Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Ответ:

1)содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация;

2)способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК;

3)способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.

126.Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников?

Ответ:

1)эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых вредителей;

2)этим они сокращают численность насекомых – вредителей сельского хозяйства.

127.Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

Ответ:

1)белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами;

2)в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей;

3)введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.



























Решения заданий части С по материалам типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ по биологии 2009г. [ ] 05.05.2009, 16:57

С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором NaCl). Поясните почему.

Ответ:

1) Концентрация физиологического раствора соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

2) Введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления.


С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах. Ответ поясните.

Ответ:

1) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты

2) По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.


С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям. 3.Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4.У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.

Ответ:

Ошибки допущены в предложениях:

1) 1- Среди плоских червей есть свободноживущие формы.

2) 4- У бычьего цепня пищеварительная система отсутствует.

3) 5- Основным хозяином бычьего цепня является человек.


С2. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ:

1) Географический критерий- ареал.

2) Экологический критерий - особенности питания, изменение активности в течение суток.

3) Физиологический критерий – число детенышей в помете.


С3. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

Ответ:

1) Внутреннее оплодотворение

2) Большой запас питательных веществ в яйце

3) Развитие яйцевых и зародышевых оболочек.


С4. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

Ответ:

1) Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.

2) От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.

3) Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.


С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

Ответ:

1) Стадия зиготы соответствует одноклеточному организму.

2) Стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходны с колониальными формами.

3) Зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).


С5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Ответ:

1) Одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот.

2) Одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов.

3) Количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 умножить на 3 равно 90.


С5. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Ответ:

1) Если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту.

2) Если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; антикодоны молекул тРНК: ГУГ, ЦЦГ, УЦА, ААА.

3) Аминокислотная последовательность: гис-гли-сер-фен.


С6. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Ответ:

1) Генотипы родителей: самка aabb ( гаметы:ab), самец AaBb (гаметы: AB,ab).

2) Генотипы потомства: 1aaBb серое тело, нормальные крылья, 1 черное тело, укороченные крылья.

3) Так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет: AB,ab, а самка-один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.


С6. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза ( с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

Ответ:

1) Доминантные признаки-плоды круглые зеленые, рецессивные признаки-плоды длинные полосатые.

2) Генотипы родителей: aabb (длинные полосатые)х AABB (круглые зеленые).

3) Генотипы родителей: aabb (длинные полосатые)хAAbb (круглые полосатые).