СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры занятий с детьми разного возраста в природе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике приведены как применимые для любого природного окружения игры и развлечения для знакомства с природным окружением и развития экологической культуры у детей, так и привязанные к конкретной территории (Урал) экскурсии по экологической тропе. Информация полезна для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и естественнонаучной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Примеры занятий с детьми разного возраста в природе»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский оздоровительно-образовательный центр



















Примеры занятий в природе

с детьми разных возрастов

(сборник разработок занятий, игр, тематических экскурсий)























Составитель:

Цыкунова Наталья Михайловна,

педагог дополнительного образования















Карпинск

2015

Оглавление



введение

3

Экскурсия «Моё дерево»

4

Занятие-экскурсия «Осенние краски», возраст: 9–11 лет.

5

Экскурсия «Микротропа», возраст 10-11 лет

6

Экскурсия «Тропа ощущений», возраст: от 5 до 10 лет

7

Экологическая тропа в районе памятника природы «Старые культуры кедра», возраст: 8-12 лет

9

Заключение

14

Приложения:


Правила поведения на экологической тропе

15

Кодекс эколога

16





















































Введение

В непосредственной близости от отделения туризма и краеведения можно проводить множество практических занятий на местности по изучению родной природы: это и большая территория учреждения, и Кедровая роща, и бывшая водная станция и берег реки Турья.

В данном пособии собраны разработки экскурсий, занятий, насыщенными играми, практическими заданиями.



Все экскурсии начинаются с упражнений, направленных на создание благоприятной атмосферы в группе участников.



Цель экскурсий: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.



















































Экскурсия «Мое дерево», возраст: 6–8 лет

Цель: Познакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.

Оборудование: Гербарные листы (можно заменить их рисунками или ксерокопиями листьев), бумага, краски, карандаши.

Ход занятия:

Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке.

Пошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. Затем посылайте энергетический импульс в обе стороны. Затем приступайте к самому главному - посылайте энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд – в оба конца.

Игра «Похлопали – потопали». Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Игра «Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

Игра «Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Если экскурсия проходит весной, можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте. Предложите детям, вернувшись в помещение, нарисовать или склеить портрет дерева (можно для этого подобрать листья, сделать рисунок коры, наложив лист бумаги на кору и раскрасив его простым карандашом)





Занятие-экскурсия «Осенние краски», возраст: 9–11 лет.



Цель: Познакомить детей с основными лесообразующими породами, явлением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.

Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.

Ход занятия:

1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две группы, каждая группа поочередно называет приметы осени.

2. Игра «Поиск листьев».

2.1. Каждая группа получает задание и выполняет его:

а) найдите три желтых листа, разных по форме; 
б) найдите три красных листа, разных по форме; 
в) найдите три зеленых листа, разных по форме;
г) найдите три бурых листа, разных по форме;
д) найдите семя, умеющее летать;
е) найдите три любых семени;
ж) найдите дерево без листьев; 
з) найдите самое зеленое дерево.

2.2. Определите, каким растениям принадлежат найденные вами листья. Для определения можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.

2.3. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают, почему осенью листья меняют окраску и опадают. Также выстраивается график, отражающий время наступления листопада у разных деревьев (какие деревья теряют листья раньше, какие позже).

2.4. «Радуга». Дети выкладывают все собранные листья на клеенку в порядке изменения цвета – от зеленого до коричневого. Представители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т.д.) Далее экскурсовод объясняет, что все цвета образованы основными пигментами желтого, синего и красного цвета.

2.5. Занятие переносится в помещение, где дети получают цвета путем смешивания красок и рисуют осенние листья. Здесь же можно красочно оформить график.











Экскурсия «Микротропа», возраст 10-11 лет

Цель: Познакомить детей с разнообразием беспозвоночных и взаимосвязями в экосистемах, развивать любовь к живому.

Оборудование: Лупы, карандаши, бумага.

Ход занятия:

1. Встаньте в круг и обсудите, как выглядят беспозвоночные и где их можно найти.

2. Игра «Паутина». Ведущий, «Паук», встает в центре обозначенной территории и дает группам (3–4 человека) задания. После того, как группа выполнила одно задание, она возвращается за другим.

Примеры заданий:

  • Отсчитайте 25 шагов влево (в любую другую сторону), наклонитесь и рассмотрите, что находится перед вами.

  • Выберите дерево в 10–15 шагах и рассмотрите кору: пыталось ли какое-нибудь животное обгрызть ее? как вы это определили?

  • Выберите дерево в 12 шагах, внимательно рассмотрите кору, найдите насекомое или личинку.

  • Найдите елку и потрогайте кору и ветки, понюхайте. Сможете ли вы найти ее с закрытыми глазами.

  • Встаньте около большой березы, закройте глаза и послушайте её шепот.

  • Отойдите на 20 шагов к северу, осмотрите лиственную подстилку, найдите под ней насекомых.

  • Отойдите на 5 шагов к югу, найдите насекомых или других беспозвоночных в траве.

3. Игра «Детективы» Раздайте детям лупы и обозначьте «микротропы» на земле (длиной 2–3 м) с помощью веревки или на дереве на высоту роста ребенка. Необходимо найти обитателей указанной территории. Если есть возможность, можно «путешествовать» по муравьиной тропе. Двигайтесь вдоль тропы, внимательно рассматривая ее через лупу. Пусть дети фиксируют встреченные объекты на бумаге, можно символами.

4. Снова сядьте в круг, обсудите результаты «путешествия». Как чувствовали себя дети, путешествуя по тропе? Смогли ли они почувствовать себя на месте маленьких насекомых? Каких животных и где они встретили больше, каких меньше?

5. Игра «Пищевая сеть». С помощью клубка ниток постройте пищевую сеть, звеньями которой являются встреченные на тропе животные. Сделайте выводы об их роли в природе.



Экскурсия «Тропа ощущений», возраст: от 5 до 10 лет.



Цель: Развитие эмоционально-чувственного восприятия детьми объектов природы.

Протяженность маршрута: около 2 км. Желательно, чтобы маршрут пролегал по местам с разным типом растительности. Главное, чтобы конечный и начальный пункты существенно отличались друг от друга.

Оборудование: шнур длиной 100–150 м, повязки на глаза, бумага, карандаши, лупы.

От организаторов экскурсии требуется хорошее знание маршрута и предварительная подготовка.

Ход занятия:

«Слепая гусеница». Группе предлагается пройти маршрут «вслепую». Зрячей остается только «Голова гусеницы», один участник, которого выбирает группа. «Голова» может знаками передавать группе сведения о встречаемых ею препятствиях, но не произносит ни слова. Группа может договориться о системе знаков, которые будет подавать «голова». Участникам надеваются повязки на глаза, и они отправляются в путешествие. Маршрут длиной до 100 м должен проходить так, чтобы дети преодолевали спуск и подъем, можно провести их под нависающим деревом или перейти через неширокий ручей. От организаторов требуется особое внимание, чтобы не было травм.

«Планета камней». Группа располагается на берегу реки. Ведущий предлагает каждому выбрать свой камень, внимательно рассмотреть его, затем, закрыв глаза, ощупать. После этого все камни складываются в общую кучу, и участники с закрытыми глазами выбирают из нее свой камень. Ведущий обращает внимание на то, что в природе все объекты индивидуальны, имеют свои особенности. Затем ведущий предлагает представить, что камень – это планета со своими морями, горами, реками. Пусть участники еще раз внимательно рассмотрят свой камень, придумают названия географическим объектам. Следующий этап – изготовление карты. На камень накладывается лист тонкой бумаги и штрихуется простым карандашом. Таким образом, на бумаге остается отпечаток камня. На карте отмечаются придуманные географические названия.

Микротропа «Мир под ногами». Пройдя 100–150 м по берегу реки, выходим на прибрежный луг, поросший низкой травой. Ведущий обращает внимание на невысокую траву и спрашивает детей, кто, по их мнению, обитает на этом лугу. Всем участникам кажется, что луг необитаем, потому что они редко обращают внимание на мелких животных. Ведущий предлагает проверить, обитаем ли луг. Экскурсантам выдаются лупы, для каждого выделяется «тропинка» длиной 15–20 м и предлагается проползти этот маршрут, внимательно рассматривая все, что встречается на пути. Потом проводится обсуждение результатов. Ведущий спрашивает, что они встретили на своем пути, что ощущали при этом, изменилось ли их мнение о мелких животных: насекомых, червях, пауках – после микропохода.

«Звуковая карта леса». Дойдя до участка, заросшего кустарником, ведущий проводит следующее упражнение. Раздайте участникам по листочку бумаги и карандашу. Рассадите их на полянке на расстоянии 2–3 м друг от друга. Предложите им послушать лес и отметить на листе все звуки, которые они услышали за две минуты. Для большего интереса предложите им отмечать звуки символами, а не словами. Обсудите результаты: почему не все услышали равное количество звуков? Чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»?

«Паутина». Направляемся дальше и входим в лес. Ведущий («Паук») встает на поляне. Участники по очереди подходят к нему, получают задания, выполняют их и возвращаются к «Пауку», отчитываются и получают новое задание. Примеры заданий – найдите: упавшее дерево, что-нибудь старше вас, самое толстое дерево, паутину, дерево ниже вас, желудь, опавший лист, не дуб, гриб и т.д.

«Тропа индейцев». Дети часто боятся леса. Чтобы снять этот страх, проводим их «Тропой индейцев». Предупреждаем их, что они не могут разговаривать, пока двигаются по тропе. Ведущий идет с группой и по очереди оставляет экскурсантов на тропе на расстоянии 30–40 м друг от друга. Мы выбираем такой участок, чтобы участники не могли видеть друг друга, но знали, что кто-то находится рядом. Через 5–8 минут ведущий собирает их вместе и проводит обсуждение, что они чувствовали, оставшись одни.

«Слепая тропа». В конце маршрута заранее натягивается шнур длиной 100–150 м. Экскурсантам завязывают глаза, и они по очереди вступают на тропу, держась за шнур. На маршруте они должны определить встреченные ими объекты. После прохождения тропы рисуют карту.

















Экологическая тропа в районе памятника природы «Старые культуры кедра» на территории города Карпинск, возраст: 8-12 лет

Цель: знакомство с видами природоохранной деятельности, историей создания памятника природы «Старые культуры кедра» и современным состоянием памятника природы.

Содержание станций на экологической тропе

Станция 1. «Кедр, или сосна сибирская кедровая»

Сосна сибирская кедровая — хвойное, вечнозеленое крупное стройное, светолюбивое дерево высотой до 40 м. Одно из самых древних деревьев семейства сосновых (около 100 млн. лет), достигает возраста 400 лет, хотя более распространены кедровники в возрасте 200-250 лет. В благоприятных условиях кедр живет до 800 лет; до 80 лет активно забирает влагу из почвы, после 80 — отдает ее. По сведениям Ф.К. Арнольда (1898), в прошлом веке в Предуралье встречались кедры, из которых выпиливали доски шириной 2,5 аршина (178 см). Таких деревьев уже нет не только в Предуралье и на Урале, но и в Сибири.

Сосна сибирская кедровая имеет стройный ствол, который ветвится выше уровня человеческого роста, покрыт буро-красной или сероватой корой в мелких трещинах, к вершине буро-желтой, пластинчатой. Кора тонкая, что делает кедр чувствительным к механическим повреждениям (в том числе колотым при заготовке семян), облегчающим проникновение в ствол грибных инфекций, и к пожарам.

Хвоя длинная, мягкая, трехгранная, по 5 игл в пучке, держится на ветвях 6-11 лет. Строение хвои помогает дереву испарять наименьшее количество влаги. Семена кедра — орешки, заключенные в жесткую скорлупу светло- или темно-коричневого цвета. Плодоносить дерево начинает на открытых местах с 15—40-летнего возраста, а в густом лесу - с 50-60 - 100 лет, одиночные шишки могут появляться и раньше. Усиленное семеношение продолжается у кедра со 160 до 260 лет, после чего постепенно затухает. Практически обсеменение может происходить только в годы обильных урожаев семян. Малые урожаи уничтожаются полностью нередко еще до созревания семян.

Лекарственным сырьем кедра сибирского являются семена (орехи), их скорлупа, хвоя, молодые верхушки, почки веток и смола (живица).
Все в кедре — хвоя, смола, древесина — обладает высокой фитонцидностью. За сутки гектар леса выделяет более 30 кг летучих органических веществ, которые имеют огромную бактерицидную силу. По мнению исследователей, этого количества фитонцидов достаточно, чтобы в большом городе обезвредить все болезнетворные микробы. Ягоды и растения, произрастающие в кедровниках, богаче витаминами и провитаминами, чем растущие в других лесах. Это объясняется тем, что фитонциды активно содействуют образованию в растениях и плодах витаминов и других биологически активных веществ. Фитонциды не только обеззараживают, убивают болезнетворные микроорганизмы, они благотворно влияют на размножение тех микроорганизмов, которые вступают в борьбу с болезнетворными. Б.П. Токин утверждает, что в кедровых лесах воздух практически стерилен — 200-300 бактериальных клеток в 1 куб. м. Тогда как по медицинским нормам даже для операционных помещений допускается в 1 куб. м. воздуха 500—1000 непатогенных микробов.

Тем, у кого больное сердце или наблюдается склонность к головным болям, не рекомендуется гулять подолгу в кедровниках.

Использование кедра сибирского в хозяйстве

Кедровая древесина является лучшим на свете строительным материалом (по этой причине кедры беспощадно вырубались), обладает приятным ароматом. Из нее сделаны саркофаги египетских фараонов.

После выпаривания из кедровой живицы (смолы) воды и скипидара остается твердая смола — канифоль. Канифоль имеет вид хрупких прозрачных кусков желтоватого цвета, без запаха и горьких на вкус. Применяют канифоль для изготовления лаков, сургуча, в быту — при паяльных работах. Живица находит применение и в промышленности. Так, из нее получают иммерсионное масло, необходимое для специальной микроскопической техники, которая помогает определить показатели преломления мельчайших частиц вещества.

Янтарь из смолы кедра — отличный материал для изготовления разнообразных ювелирных изделий. Он также используется в оптических приборах, медицинских инструментах, изоляторах.

В первой половине XIX в. С.И. Гуляевым был найден способ производства «лесной шерсти». Его изобретение было опробовано в Томске, где в то время работала заводская установка по переработке хвои. «Лесная шерсть», то есть волокно, получаемое из хвои, оказалась прекрасным набивочным материалом для мягкой мебели, матрацев. В промышленных условиях из тонны хвои кедра производят более 200 кг тончайших целлюлозных нитей, которые немногим уступают по качеству волокнам хлопчатника. 

Питательные и вкусовые качества кедровых орешков очень высоки, а продукты, получаемые из них, по калорийности, усвояемости и другим показателям превосходят аналоги животного происхождения. Подсчитано, что если собрать и переработать годовой урожай орехов кедра, то можно удовлетворить мировую потребность в растительном масле. Местное население веками использует кедровые орешки как пищевой продукт.
По питательным качествам кедровое масло превосходит подсолнечное, сливочное. На Лондонской бирже, которая считается эталоном мировых цен, килограмм масла кедрового ореха стоит до 500 долларов.

Из орешков кедра жители Сибири приготавливали «постное молоко» и «растительные сливки». Из подсушенных орешков извлекались ядра, их досушивали и очищали от пленки, перетирая в руках. Сухие ядра толкли в деревянных ступках, подливая понемногу горячую воду. Полученную кашицеобразную массу переливали в чугунок или глиняный горшок и в русской печи доводили до кипения — и сливки были готовы. Перед употреблением в сливки добавляли кипяченую воду и получали постное, или кедровое, молоко. По содержанию жиров кедровые ореховые сливки в два раза богаче, чем коровьи, и в два с половиной раза — чем мясо.

Станция 2 «Овраг»

Овраг - отрицательная линейная форма рельефа, образованная размывом

рыхлых отложений временными водотоками дождевых и снеговых вод.

До начала активного строительства оврага на склоне рощи не было. Все поверхностные воды (талые, ливневые) исправно впитывались корнями произраставших здесь растений.

После начала строительства домов и добычи глины и исчезновения

растений этот сдерживающий фактор исчез и начался процесс разрушения

(эрозии) и смыва почвенного слоя вниз по склону. Остановить процесс эрозии можно, восстановив растительность на склоне.



Станция 3. «Костровище»

Щит: Берегите лес от пожара!

Помните: неумело разведенные костры приносят вред лесу. Часто они

являются причиной гибели деревьев. Прежде чем разводить костер, подумайте: есть ли в этом необходимость? И совершенно неуместно разжигать костер на территории памятника природы, да ещё и находящегося в черте города!

Костровища - своеобразные раны в подпочвенном покрове леса. Если есть

старое костровище, новое делать не следует. Ведь для полного восстановления лесного покрова нужно 15-20 лет. Деревья, находящиеся недалеко от костра, нагреваются и впоследствии гибнут. Такие мертвые деревья - жертвы лесных костров - вы, наверное, встречаете в лесу. Это немой укор людям, которые не берегут леса. Огонь отпугивает лесных обитателей, Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они спасаются бегством, птицы в радиусе 150 м покидают гнезда.

Даже правильно разведенный, а потом потушенный костер может вызвать

пожар: часто внутри полусгоревших дров остается незамеченная искорка.

Поэтому будьте осторожны с огнем!



Станция 4. «Болото»

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть

года насыщенный водой и покрытый специфической болотной

растительностью. Соответствующая экосистема характеризуется

накоплением в верхних горизонтах субстрата мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения

почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Различают верховые, низинные и переходные болота.

По преобладающей растительности различают лесные, кустарничковые,

травяные, моховые болота; по микрорельефу различают бугристые, плоские

и выпуклые болота. Перед нами низинное травянистое плоское болото, формирующееся в связи с уменьшением уровня воды по берегам реки Турья

характерной растительностью.



Станция 5. « Доктора леса»

Птицы - крылатые доктора леса. Они - показатель благополучия природной среды. Чтобы лес находился под защитой пернатых друзей изготавливайте и развешивайте гнездовья, дуплянки, а также подкармливайте птиц. Не

разоряйте птичьих гнезд! Не трогайте птенцов! Не создавайте шума в лесу!

В нашем лесу живет около 30 родов и более 220 различных видов. Встречается большой пестрый дятел, которого зачастую можно увидеть во время экскурсии. Почти все виды являются оседлыми либо кочующими. Летают неохотно и, как правило, на короткие расстояния. Живут обычно поодиночке.

Дятловые обитают, главным образом, в лесах, на деревьях, поэтому ноги

дятлов — короткие, с длинными пальцами и острыми когтями. Два пальца

ноги направлены вперед, а два назад. Дятлы обладают тонким, крепким

клювом, при помощи которого они в поисках пищи или при устройстве

гнезда долбят кору и древесину. С помощью длинного и часто шершавого

языка, расположенного в специальной полости черепа и проходящего через

ноздрю, дятловые могут извлекать насекомых из ходов в древесине. Нередко

дятлы питаются муравьями в муравейниках, семенами деревьев (обычно

зимой) и ягодами. Распространены почти повсеместно. Чаще всего дятлы

привязаны к лесистой местности, где они живут на деревьях и питаются

древесными насекомыми. Кроме того, высокая относительная влажность

воздуха, частые атмосферные осадки и наличие рядом водоѐмов со стоячей

или проточной водой способствуют биоразнообразию и изобилию этих птиц.

Во влажном и сыром климате деревья больше подвержены грибковому

заражению и гниению, чем создают необходимые условия для

существования насекомых, которыми питаются дятлы; и облегчают птицам

долбление древесины, в которой те устраивают свои гнѐзда. Так же

встречаются пеночки, большие синицы, вороны и сороки.

Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! И в нем всегда

можно различить пение птиц, наших верных друзей.



Станция 6. «Позор человечеству»

Мы находимся на станции «Позор человечеству». Им постепенно

становится мусор. Сегодняшнее население земли - общество

суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т

сырья, правда, большая его часть - 97% идет... в отходы. Более того,

современная экономика поощряет расточительство.

Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай. Изделия из

полиэтилена, пластмассы, искусственной кожи. А они не разлагаются сотни

лет. Пищевые отходы являются источниками инфекционных болезней.

Затесы на дубах, около десяти костровищ на одной поляне, гвозди вбитые в

стволы деревьев, бытовые отходы- все это экологическое загрязнение,

превращающее наши живописные поляны в дикие. При нынешнем состоянии

экологии и главное культуры быта люди еще долго обречены, жить среди

этих рукотворных памятников своей безответственности.

Моя планета - человеческий дом.

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, знойной прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь.

Мы приглашаем на следующую станцию.



Станция 7. «Муравейник»

Муравейники - защита леса! Помните, что лесные муравьи нуждаются в

вашей защите. Не допускайте разорения муравейников.

Лес здоров, если на каждый его гектар приходится, по крайней мере, 4

муравейника. Если бы лес оставался без муравьев, то урон, нанесенный

вредителями, мы бы сравнивали с пожаром. Муравьи - самые трудолюбивые

санитары леса. Только за один день они приносят в муравейник около 20

тысяч насекомых. Биологическая особенность муравьев такова, что они

питаются всегда преобладающими видами насекомых. В истреблении

вредителей леса, они не уступают вредителям леса; одна муравьиная семья

уничтожает за день 7200 гусениц, дубовой листовертки, 3500 гусениц,

сосновой совки и тысячи других. Они также уничтожают куколок, личинок у

самой земли, куда птицы не спускаются. Муравьи разносят семена, рыхлят

почву; часто спасают лес от пожаров: они быстро гасят непотушенную

спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Вставайте на защиту лесных санитаров, если увидите варварское

истребление муравьиных семей.











Заключение

Экскурсии в природу и на экологические тропы дают поистине неограниченные возможности для организации учебной деятельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и в дополнительном образовании. Они позволяют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Провести экскурсию по экологической тропе можно в любом месте, где можно подобрать хотя бы 4 – 6 интересных экскурсионных объектов. Более того, можно организовать множество коротких экскурсий, благодаря которым дети получат, вернее, добудут новые знания. Первоначально надо оформить паспорт тропы: определить с помощью определителей растений виды деревьев и кустарников, оформить таблички (систематика, морфологическое и экологическое описание, а также данные об использовании человеком, об антропогенной нагрузке и т.п.) и карту тропы с указанием всех этапов (станций, экскурсионных объектов), - их можно сделать переносными, а не стационарными.

Первые экскурсии, проведенные детьми по тропе, должны быть ознакомительными, они помогают обучающимся запомнить наиболее распространенные деревья нашего леса, травянистые растения, беспозвоночных и птиц. В дальнейшем тропу можно использовалась практически на всех уроках биологии и природоведения, на которых изучались вопросы морфологии (например, строение стебля, строение почек), многообразия видов, многообразия жизненных форм, экологических связей.

Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими, когда во время урока дети получают задание, выполняемое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвления у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, «Лесная аптека», во время которой рассказывается о лекарственных свойствах растений. Тематические экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в экологическом кружке, и проводятся, как правило, во внеурочное время. При проведении занятий на тропе широко используются игровые методики, благодаря которым у детей развивается интерес к изучению живой природы. Таким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.

Таким образом, экскурсии в природу становится действенным средством экологического образования. Опыт работы показал, что для закладки и организации работы экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования.





Приложение 1

Правила поведения на экологической тропе



1. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотографии, но не природные объекты.

2. Двигайтесь по тропе спокойно, слушайте и наблюдайте внимательно.

3. При необходимости можно сделать записи в тетрадь.

4. Все делайте без лишнего шума, не отвлекая внимания других и не нарушая спокойствия животных.

5. Не сорите, не оставляйте следов после вашего «путешествия».

6. Не разрушайте гнезда, муравейники, лучше прислушайтесь к пению птиц.

7. Помните, что человеку необходима страна под названием «Природа».





































Приложение 2

Кодекс эколога

  • Сохраните леса, чтобы они могли радовать нас, наших детей и

внуков и внуков наших внуков.

  • Свято храните «зелѐное равновесие» – новые посадки должны

полностью восполнять срубленные деревья.

  • Приходите в лес пешком и с любовью.

  • Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они

успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.

  • Относитесь к старым полувысохшим деревьям, как к

выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь ещѐ раз напомнит

вам о необходимости беречь лес.

  • Уважайте жизнь леса, даже ту, что невидима вам, включая

микроорганизмы.

  • Если вы видите новое, неизвестное растение, то постарайтесь

узнать его название.

  • Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их

родило: деревья, кустарники, грибницы.

  • Относитесь к животным в лесу, как старший брат, без жѐсткости и

бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.

  • Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные

воспоминания и восхищение его красот



































Приложение 3

Франко Тасси

10 заповедей друзей леса

1.  Леса дают нам свежий воздух, кислород, тень, продукты растительного и животного происхождения; они помогают накоплению влаги; противостоят разрушению почвы. Сохраните их так, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков.

2.  Леса дают нам древесину. Но, внимание! Используйте лес для своих нужд, не изводя его «на нет». Необходимо свято охранять "зеленое равновесие" — новые посадки должны полностью восполнять срубленные деревья.

3.  Леса являются местом отдыха горожан, они несут нам радость и вдохновение. Поэтому приходите туда пешком и с любовью, а не вламывайтесь в них на автомобилях и мотоциклах.

4.  Леса несут успокоение нашей нервной системе, нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Остановитесь у ствола высокого дерева и раскидистого дерева, и вы услышите таинственную музыку шелестящей листвы.

5.  Старые, полувысохшие деревья, готовые упасть, не должны раздражать вас — отнеситесь к ним как к выполнившим долг солдатам. И пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.

6.  Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы, которые обитают в почве и опавшей листве. От них в немалой степени зависит здоровье леса.

7.  Если вы видите новое, неизвестное вам растение, то старайтесь узнать его название. Попытайтесь определить поющих птиц по голосу.

8.  Если вы собираете дикие плоды и грибы, сохраняйте то, что родило их — деревья, кустарники, грибницы.

9.  Если вам повстречался зверек или птица в лесу, отнеситесь к ним как старший брат, не пугайте их. Только жестокий и бездушный человек разорит птичье гнездо или нору зверька.

10.  Кроме ягод и грибов, уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой. И ничего больше. Не оставляйте там ничего, кроме следов ваших ног на лесных тропинках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!