Урок 14
Тема. Примыкание как вид подчинительной связи слов в слово-сочетании
Цель урока:
Ознакомить с примыканием как видом подчинительной связи слов в словосочетании.
Формировать умения определять примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании, подбирать синонимичные словосочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический разбор словосочетания. Закрепить умения определять и различать виды подчинительной связи слов в словосочетании.
Воспитывать культуру речи,
Этапы урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 65.
Согласование: о своих малышах, наш «вундеркинд», к какому-то виду, к определённому виду, интересные модели, из разных материалов.
Управление: знает буквы (глаг. + сущ.), ничем не выделяется (мест. + глаг.), склонности детей (сущ. + сущ.), интересные для детей (прилаг. + сущ.).
2. Индивидуальные задания.
Карточка 1. Найдите среди примеров словосочетания, выпишите их. Обозначьте вид связи.
Гром и стук, распахнулась дверь, влететь в избу (управление), хлынуть ливнем (управление), не сказать ни слова (управление), за водой, куда-то ушел (примыкание), не двигаться, умные глаза (согласование), около сундука.
Карточка 2. Выпишите глагольные словосочетания.
Тишина на цыпочках вошла в комнату (вошла на цыпочках, вошла в комнату). Большая круглая луна выкатилась из-за леса, заглянула в низкое окошко (выкатилась из-за леса, заглянула в окошко).
III. Объяснение нового материала
1. Слово учителя.
Запишите на доске словосочетания:
Белые ландыши; освещать дорогу; наклоняться низко.
Учитель напоминает, что в первом словосочетании вид связи согласование (при изменении главного слова тут же меняется форма зависимого слова), во втором словосочетании — управление (при изменении главного слова форма зависимого не изменяется), в третьем словосочетании — примыкание (связь только по смыслу).
Учащимся предлагается определить, как быстро отличать управление от примыкания (если зависимое слово — изменяемая форма в языке, это управление; если неизменяемая, то примыкание).
2. Упр. 67 (п. 1 устно, п. 2 письменно).
!!! Воспитательный момент.
3. Ознакомление с правилом на с. 44-45.
Физкультминутка
IV. Закрепление
1. Упр. 68.
А) действие и его признак | Б) признак предмета | В) признак другого признака |
Беседовать не спеша Настойчиво попросить Быстро насытиться Болтать без устали Завтракать не торопясь Упомянув вскользь | Кофе по-турецки Яблоко покислее В гостинице напротив Дорога вдаль Жалюзи покороче | Вкусно приготовленный Весело щебечущий Красиво поданный Тщательно жёванный Купленный подешевле |
По составу: покислее, насытиться.
Вкусно – вкус-но – 2 слога. в - [ф] к - [к] у - [у] с - [с] н - [н] о - [а] 6 букв, 6 звуков | Вскользь – 1 слог. в - [ф] с - [с] к - [к] о - [о] л - [л`] ь - [-] з - [с`] ь - [-] 8 букв, 6 звуков |
2. Упр. 69 (составление словосочетаний по данным схемам).
Слов-я в тексте «Моё хобби»:
сущ. + нареч.: чай по-деревенски глаг. + дееприч.: заваривать не спеша нареч. + прилаг.: очень необычный сущ. + инф.: желание удивить | нареч. + глаг.: красиво оформить нареч. + нареч.: чрезвычайно вкусно нареч. + прич.: впечатляющий надолго глаг. + нареч. в сравн. ст.: приготовить повкуснее |
3. Упр. 72 (2).
6 слов-й со связью «примыкание»: однажды отправился, наскоро собрав, совсем не бывали, сначала боялся, ехать надолго, распорядилась так, возвращаться туда, возвращаться снова, топят докрасна, не поверил тогда, искоса смотрели (всего в тексте 11 слов-й со связью «примыкание»).
4. Работа с карточками. Распределительный диктант.
Согласование | Управление | Примыкание |
клетчатый пиджак своего огорода о первом урожае падающий снежок что-то родное елочка-красавица собака-поводырь | пиджак в клетку вымокнуть под дождём идти с ней готов к труду помочь пожилым отправляя в путь выше трамвая | нырять глубоко умение плавать дом напротив громко чихать идти покачиваясь взгляд исподлобья учить полностью |
V. Подведение итогов урока
1. Что такое подчинительная связь?
2. Какие выделяют виды подчинительной связи слов в словосочетаниях?
3. Что такое примыкание? Примыкание – вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному по смыслу.)
4. Чем может быть выражено зависимое слово? (Наречием, глаголом в неопределённой форме, деепричастием, прилагательным в сравнительной степени.)
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание
§ 9, упр. 74