СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании"

Просмотр содержимого документа
«Примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании»

Урок 14

Тема. Примыкание как вид подчинительной связи слов в слово-сочетании

Цель урока:

  1. Ознакомить с примыканием как видом под­чинительной связи слов в словосочетании.

  2. Формировать умения определять примыка­ние как вид подчинительной связи слов в сло­восочетании, подбирать синонимичные слово­сочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический разбор слово­сочетания. Закрепить умения определять и различать виды подчинительной связи слов в словосо­четании.

  3. Воспитывать культуру речи,


Этапы урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

  1. Упр. 65.

Согласование: о своих малышах, наш «вундеркинд», к какому-то виду, к определённому виду, интересные модели, из разных материалов.

Управление: знает буквы (глаг. + сущ.), ничем не выделяется (мест. + глаг.), склонности детей (сущ. + сущ.), интересные для детей (прилаг. + сущ.).

2. Индивидуальные задания.

Карточка 1. Найдите среди примеров словосочетания, выпи­шите их. Обозначьте вид связи.

Гром и стук, распахнулась дверь, влететь в избу (управление), хлынуть ливнем (управление), не сказать ни слова (управле­ние), за водой, куда-то ушел (примыкание), не двигаться, умные глаза (согласование), около сундука.

Карточка 2. Выпишите глагольные словосочетания.

Тишина на цыпочках вошла в комнату (вошла на цыпочках, вошла в комнату). Большая круглая луна выкатилась из-за леса, заглянула в низкое окошко (выкатилась из-за леса, заглянула в окошко).


III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя.

Запишите на доске словосочетания:

Белые ландыши; освещать дорогу; наклоняться низко.

  • Обозначьте главное и зависимое слово.

  • Измените главное слово в словосочетании. Как изменяется зависимое слово?

Учитель напоминает, что в первом словосочетании вид связи со­гласование (при изменении главного слова тут же меняется форма зависимого слова), во втором словосочетании — управление (при изменении главного слова форма зависимого не изменяется), в тре­тьем словосочетании — примыкание (связь только по смыслу).

Учащимся предлагается определить, как быстро отличать управ­ление от примыкания (если зависимое слово — изменяемая форма в языке, это управление; если неизменяемая, то примыкание).


2. Упр. 67 (п. 1 устно, п. 2 письменно).

!!! Воспитательный момент.


3. Ознакомление с правилом на с. 44-45.


Физкультминутка


IV. Закрепление

1. Упр. 68.

А) действие и его признак

Б) признак предмета

В) признак другого признака

Беседовать не спеша

Настойчиво попросить

Быстро насытиться

Болтать без устали

Завтракать не торопясь

Упомянув вскользь

Кофе по-турецки

Яблоко покислее

В гостинице напротив

Дорога вдаль

Жалюзи покороче


Вкусно приготовленный

Весело щебечущий

Красиво поданный

Тщательно жёванный

Купленный подешевле

По составу: покислее, насытиться.

Вкусно – вкус-но – 2 слога.

в - [ф]

к - [к]

у - [у]

с - [с]

н - [н]

о - [а]

6 букв, 6 звуков

Вскользь – 1 слог.

в - [ф]

с - [с]

к - [к]

о - [о]

л - [л`]

ь - [-]

з - [с`]

ь - [-]

8 букв, 6 звуков


2. Упр. 69 (составление словосочетаний по данным схемам).

Слов-я в тексте «Моё хобби»:

сущ. + нареч.: чай по-деревенски

глаг. + дееприч.: заваривать не спеша

нареч. + прилаг.: очень необычный

сущ. + инф.: желание удивить

нареч. + глаг.: красиво оформить

нареч. + нареч.: чрезвычайно вкусно

нареч. + прич.: впечатляющий надолго

глаг. + нареч. в сравн. ст.: приготовить повкуснее


3. Упр. 72 (2).

6 слов-й со связью «примыкание»: однажды отправился, наскоро собрав, совсем не бывали, сначала боялся, ехать надолго, распорядилась так, возвращаться туда, возвращаться снова, топят докрасна, не поверил тогда, искоса смотрели (всего в тексте 11 слов-й со связью «примыкание»).


4. Работа с карточками. Распределительный диктант.

Согласование

Управление

Примыкание

клетчатый пиджак

своего огорода

о первом урожае

падающий снежок

что-то родное

елочка-красавица

собака-поводырь

пиджак в клетку

вымокнуть под дождём

идти с ней

готов к труду

помочь пожилым

отправляя в путь

выше трамвая

нырять глубоко

умение плавать

дом напротив

громко чихать

идти покачиваясь

взгляд исподлобья

учить полностью


V. Подведение итогов урока

1. Что такое подчинительная связь?

2. Какие выделяют виды подчинительной связи слов в словосочетаниях?

3. Что такое примыкание? Примыкание – вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово примыкает к главному по смыслу.)

4. Чем может быть выражено зависимое слово? (Наречием, глаголом в неопределённой форме, деепричастием, прилагательным в сравнительной степени.)


VI. Рефлексия

  • Кто может сказать, что тему усвоил очень хорошо?

  • У кого остались вопросы? Какие?


VII. Домашнее задание

§ 9, упр. 74


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!