СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы приемственности в образовании были актуальны всегда.

Просмотр содержимого документа
««Принцип преемственности начального и основного звеньев обучения»»

«Принцип преемственности начального и основного

звеньев обучения»


Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов. Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

Конечно, большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми, и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя беспризорником.

Одна из главных проблем - это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Многое, да пожалуй, всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель- предметник» приходит на урок из старших классов, и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как следствие - резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся.

Переход из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации это первый год жизни ребенка. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад). Четвертый период - обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз в 1 классе, 5 классе, 10 классе.

Мы наблюдаем состояние детей, отслеживаем их школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в основную, учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача.

Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ, Управление образования, учителей среднего и начального звена, родителей выпускников начальной школы Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4-х классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5-й класс.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в основную, связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное требований предъявляемых к школьнику разными учителями, все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам

обучения

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Поэтому возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей- предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

образовательные программы;

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

структура уроков.

Какие же проблемы и трудности испытывают дети, при переходе из начальной школы в основную, и как их к этому подготовить.

Для начала разберемся: что такое преемственность?

Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как:

1. Внутреннюю связь между отдельными частями единого курса.

2 . Либо просто как использование полученных в начальных классах знаний, при

дальнейшем изучении предмета.

3 . Либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.

Рассматривая преемственность на «практическом» уровне, хочу обратить ваше внимание

1. Преемственность в содержании курса.

2. Преемственность в формах и методах работы.

3. Преемственность в требованиях к учащимся.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться. Ценностные ориентиры определяются также и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В основной школе учащиеся больше работают самостоятельно. Поэтому в 4 классе все больше времени уделяется самостоятельной работе. Для проверки уровня знаний учащихся я использую тестовые задания для второго, третьего и четвертого классов. Тесты подобраны таким образом, что помогают выяснить насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Особенностью проведения самостоятельность, что очень важно в начальных классах. Учащиеся учатся работать самостоятельно.

В основной школе большое внимание уделяется проектной деятельности. Поэтому я стараюсь заинтересовать учащихся проектной работой на самой ранней ступени обучения. Мои ученики принимают участие в коллективных проектных работах, районных исследовательских проектах. Так же большое внимание уделяю групповой работе, работе в парах. Кабинет начальной школы оснащен всем необходимым для организации коллективной и групповой работы.

Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

1 Преемственность в содержании курса – традиционная программа в начальной и основной школе.

2 Преемственность в формах и методах работы – единые формы и методы работы присутствуют в начальной и основной школе.

3 Преемственность в требованиях к учащимся – основное требование это – умение учиться.

Следовательно, для успешного обеспечения принципа преемственности начального и основного звеньев обучения определить перед учителями следующие задачи:

-формирование у младших школьников знаний об особенностях обучения в основной школе (реализуется через посещение учителями-предметниками занятий в начальной школе);

-развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся;

- формирование способов познания учащимся самого себя (беседа с психологом);

- развитие позитивных межличностных отношений между учащимися.




Выступление подготовила:

учитель начальных классов

Рева Елена Сергеевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!