Урок 55. Принцип радиосвязи
Цель: показать практическое применение электромагнитных волн.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
- Опишите устройство и принцип действия вибратора Герца.
- С помощью чего Герц регистрировал электромагнитные волны?
- Чему равна скорость электромагнитных волн в вакууме? Зависит ли она от системы отсчета?
- Чем отличаются электромагнитные волны от упругих?
- Под каким углом друг к другу направлены в электромагнитной волне векторы
и
?
- Что такое интенсивность волны?
- Какая из характеристик волны не меняется при ее переходе из одной среды в другую?
III. Изучение нового материала
Дж. Максвелл теоретически показал возможность существования электромагнитных волн.
Г. Герц в 1888 г. экспериментально доказал существование электромагнитных волн.
7 мая 1859 г. А.С. Попов продемонстрировал прибор на заседании Русского физико-химического общества. Дальность - 250 м.
1899 г. - 20 км; 1901 г. - 150 км.
Принцип радиотелефонной связи
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58766e8b83f42/526221_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58766e8b83f42/526221_4.jpeg)
Структурная схема радиопередатчика и радиоприемника:
1. Задающий генератор (генератор высокой частоты) вырабатывает гармонические колебания высокой частоты ВЧ (несущая частота более 100 тыс. Гц).
2. Микрофон преобразовывает механические звуковые колебания в электрические той же частоты.
3. Модулятор изменяет (модулирует) по частоте или амплитуде высокочастотные колебания с помощью электрических колебаний низкой частоты НЧ.
4. Усилители высокой и низкой частоты УВЧ и УНЧ усиливают по мощности высокочастотные и низкочастотные электрические колебания.
5. Передающая антенна излучает модулированные электромагнитные волны.
6. Приемная антенна принимает электромагнитные волны. Электромагнитная волна, достигая приемной антенны, индуцирует в ней переменный ток той же частоты, на которой работает передатчик.
7. УВЧ.
8. Детектор выделяет из модулированных высокочастотных колебаний низкочастотные колебания.
9. УНЧ.
10. Динамик преобразует электромагнитные колебания в механические звуковые колебания.
Радиоприемник
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58766e8b83f42/526221_5.jpeg)
Детекторный радиоприемник состоит из колебательного контура, антенны, детектора (диода), конденсатора постоянной емкости, телефона.
В контуре принятая волна возбуждает модулированные колебания. Конденсатор переменной емкости настраивает контур на резонанс с принятой радиоволной. Модулированные колебания ВЧ поступают на детекторный каскад. После прохождения детектора составляющая тока ВЧ идет через конденсатор постоянной емкости, а составляющая тока НЧ идет на обмотки катушек телефона, вызывающий колебания мембраны с той же звуковой частотой.
IV. Закрепление материала
- Что называют радиосвязью?
- Начертите блок-схему радиопередатчика и объясните назначение каждого блока.
- Начертите блок-схему радиоприемника и объясните назначение каждого блока.
- Что называют модуляцией? Какие виды модуляции вы знаете?
- Что называют детектированием?
- Начертите схему детекторного приемника, опишите его устройство и принцип работы.
V. Проведение практической работы
Сборка простейшего радиоприемника
Задание: соберите радиоприемник из блоков колебательного контура, детектора, усилителя низкой частоты и телефона. По известным значениям индуктивности катушки и электроемкости конденсатора колебательного контура определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.
Оборудование: набор блоков для сборки транзисторного радиоприемника.
Ход работы
1. Соберите действующую модель по схеме.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58766e8b83f42/526221_6.jpeg)
Подключите к колебательному контуру антенну. К усилителю низкой частоты подключите источник питания.
2. Вращением ручки изменяйте емкость переменного конденсатора до настройки в резонанс с частотой передающей радиостанции. Определите электроемкость конденсатора С. По найденному значению электроемкости и известному значению индуктивности катушки определите частоту, на которой работает передающая радиостанция.
3. Подключая УВЧ используйте его влияние на качество ротора приемника.
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание
п. 52