СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционная карта предназначена для выполнения практической работы  по теме "Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера" по дисциплине Информатика дл ястудентов 1-го курса

Просмотр содержимого документа
«Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера»

ОГБПОУ «НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 5 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИНФОРМАТИКА.

ТЕМА: «Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера».

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: Основные логические операции. Таблицы истинности логических выражений.”.

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Владение способами представления, хранения и обработки данных на ком­пьютере

Выполнение согласно инструкционным картам и методическим рекомендациям.


НОРМА ВРЕМЕНИ: 6 часов.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: ПК, инструкционная карта, калькулятор, тетрадь для ПЗ.

ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ согласно инструкции.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика. Учебник для СПО. М.: Академия. 2017 г. – 352с.

  2. Поляков К.Ю. и др. Информатика в 2-х ч. 10 кл. Учебник. М.: БИНОМ. 2013 г. – 344с. (электронный ресурс)


Теоретическая часть.

1. Таблицы истинности для основных логических операций.


1) Логическое умножение (конъюнкция):

А

В

S = А*В

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1






2) Логическое сложение (дизъюнкция):

А

В

S = А + В

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0


3) Логическое отрицание (инверсия):

А

Ā

1

0

0

1


Пример 1. Построить таблицу истинности для логического выражения (AVB) & (A V B)

Решение:

А

В

AVB

AVB

(AVB) & (A V B)

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

Столбцы 1 и 2 всегда заполняем аналогично разобранному примеру.

Столбцы 3 и 4 заполняем, исходя из таблиц истинности логической операции Дизъюнкция (логическое сложение).

Столбец 5 заполняем, используя данные столбцов 3 и 4, а также таблицей истинности логической операции Конъюнкция (логическое умножение).

Вывод: Логическое выражение (AVB) & (A V B) истинно во всех случаях, кроме случая, когда А=0 и В=0.

Пример 2. Доказать, что логические выражения равносильны.

Решение: Построим таблицы истинности для каждого из выражений.

А

В

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

Для заполнения столбца 3 воспользуемся данными столбца 1 и таблицей истинности для логического отрицания.

Для заполнения столбца 4 воспользуемся данными столбца 2 и таблицей истинности для логического отрицания.

Для заполнения столбца 5 воспользуемся данными столбцов 3 и 4, а также таблицей истинности для логической операции Конъюнкция (логическое умножение).

Аналогично заполняем вторую таблицу истинности.


А

В

A V B

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

Мы видим, что последние столбцы в двух таблицах истинности одинаковые, значит выражения равносильны.


2. Основные законы логики:

Закон тождества

А=А

Закон противоречия

Закон исключения третьего

Закон двойного отрицания

Законы де Моргана

Закон коммутативности

Закон ассоциативности

Закон дистрибутивности


Пример. Упростить логическое выражение: )

Решение: Воспользуемся законом дистрибутивности и вынесем за скобки А:

По закону исключенного третьего . Следовательно:


Практическая часть.

Задание 1
  1. Построить таблицу истинности для логического выражения:

  2. Построить таблицу истинности логического выражения A&(BV B&C)

  3. Построить таблицу истинности для логического выражения:


Задание 2
    1. Доказать, что логические выражения равносильны

    2. Доказать, что логические выражения и А & В равносильны


Задание 3.

  1. Упростить логическое выражение: )

  2. Упростить логическое выражение:

  3. Упростить логическое выражение:


Задание 4.

  1. Вычислить: 2610 &418N10

  2. Вычислить: 4710 V 388N10

  3. Вычислить:2910 V 3116N10

Задание 5. Используя таблицы истинности, решить логическую задачу:

Три ученика, Симонов Саша, Кузин Коля и Вишнёв Ваня, играли во дворе школы в футбол и разбили мячом окно. На вопрос кто разбил окно были получены следующие ответы.

Ваня сказал: “Это я разбил окно, Коля окно не разбивал”.

Коля сказал: “Это сделал не я и не Саша”.

Саша сказал: “Это сделал не я и не Ваня”.

Но дежурная сидела и всё видела. Она сказала, что только один ученик говорит правду, но не назвала его фамилии. Кто из учеников разбил стекло?

Фигуранты дела: Симонов Саша, Кузин Коля и Вишнёв Ваня.

Допрос: на вопрос “Кто разбил окно?” были получены следующие ответы:

Ваня сказал: “Это я разбил окно, Коля окно не разбивал”.

Коля сказал: “Это сделал не я и не Саша”.

Саша сказал: “Это сделал не я и не Ваня”.

Но дежурная сидела и всё видела. Она сказала, что только один ученик говорит правду, но не назвала его фамилии.


Задание 6. Используя таблицы истинности, решить логическую задачу:

В вымогательстве подозреваются Брагин, Кургин и Лиходеев. Каждый их них дол следующие показания:

Брагин: “Я не участвовал в вымогательстве. Это делал Лиходеев”.

Лиходеев: “Я не виноват, но и Кургин тут ни причём”.

Кургин: “Лиходеев не виновен. Вымогательство совершал Брагин”.

Следствием точно установлено, что вымогали двое, кроме того, подозреваемые путались в показаниях и каждый из них не дал полностью правдивых показаний. Кто же совершал вымогательства?


Задание 6. Используя правила преобразования логических выражений, решить логическую задачу:

В школе-новостройке в каждой из двух аудиторий может находиться либо кабинет информатики, либо кабинет физики. На дверях аудиторий повесили шутливые таблички. На первой повесили табличку «По крайней мере, в одной из этих аудиторий размещается кабинет информатики», а на второй аудитории – табличку с надписью «Кабинет физики находится в другой аудитории». Проверяющему, который пришел в школу, известно только, что надписи на табличках либо обе истинны, либо обе ложны. Помогите проверяющему найти кабинет информатики.


Задания для самостоятельной работы:
Вариант 1
  1. Вычислить:

3510 &418N10

  1. Составить таблицу истинности для логического выражения:

(A&B)&(

  1. Доказать, используя таблицы истинности,

что логические выражения равносильны (или неравносильны).

= A&B


Вариант 2
  1. Вычислить:

3710 V 408N10

  1. Составить таблицу истинности для логического выражения:

(A B)&(

    1. Доказать, используя таблицы истинности,

что логические выражения равносильны (или неравносильны).

= A&B


Критерии оценки за самостоятельную работу

Каждое задание оценивается в один балл.

«отлично» - 3 балла;

«хорошо» 2 балла;

«удовлетворительно» - 1 балла;

«неудовлетворительно» - 0 балла и менее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!