Просмотр содержимого документа
«Принципы подбора речевого материала»
Принципы подбора речевого материала
Первый принцип - онтогенетический. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт присущих для всех детей. Предлагая последовательность звуков для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дизартриков, необходимо учитывать закономерности становления фонематической и фонетической систем в онтогенезе.
Второй - учёт структуры дефекта. Заниматься коррекцией нарушения необходимо, исходя из понимания особенностей механизмов конкретного расстройства у каждого ребёнка в отдельности. По отношению к обсуждаемой проблеме этот принцип предполагает подбор лингвистического материала для каждого варианта лёгкой степени дизартрии: спастической, паретической, гиперкинетической или смешанной.
Третий - учёт контекста (контекстуальных влияний). В речи фонемы оказываются в различных фонетических положениях, что вызывает соответствующие видоизменения в их артикуляции, следовательно, и в их акустических свойствах. Данное явление, как и любое другое, не может существовать, и быть понято вне связи с другими явлениями. Поэтому при обосновании подбора лингвистического материала должен учитываться многообразный неязыковый и прежде всего языковой контекст.
К языковому контексту относятся: положение звука в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение его "сильной" и "слабой" позиции в слове; в соседстве с определёнными звуками; в определённом типе слога; в "длинных" или "коротких" словах; словах принадлежащих к определённой части речи. В своей работе при закреплении фонемы эти контекстуальные влияния необходимо учитывать.
Четвёртый принцип - системный. Этот принцип диктует необходимость учёта системного взаимодействия различных компонентов речи: фонематических, лексических, грамматических. По отношению к нашей проблеме эти связи должны выражаться во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем (операций) языка. Восприятие звуков и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.
При овладении нормальным звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую согласованную речеслуховую систему. В связи с тем, что у нашей категории детей чаще всего наблюдается недоразвитие как фонетических, так и фонематических операций, то на первых этапах формирования звуков необходимо исключить лексику, содержащую звуки близкие по акустическим и артикуляторным признакам. Любое явление важно рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с другими, то есть нельзя язык формировать сам в себе.