СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке делается акцент на основные принципы русской орфографии, распределение орфограмм по данным принципам. Рассматривается правописание чередующихся гласных в корне слова с учетом принципов орфографии, ведется работа с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова»

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова».


Подготовила: Афанасенкова В. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 г. Брянска



Тип урока: урок изучение нового материла с элементами повторения, закрепления знаний, умений и навыков учащихся.


Цели урока:

Познакомить учащихся с основными принципами рус­ской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

Задачи:

  1. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

  2. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся

  3. Повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях);

  4. Отработать навыки «узнавания орфо­граммы», условий ее выбора, правильного ее графического обо­значения

  5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.



Ход урока.

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости нашего урока. Садитесь. Открываем тетради, подписываем число, классная работа. Мы с вами на прошлом уроке закончили изучение разделов «морфемика и словообразование», написали контрольную работу. Поэтому сегодня на уроке мы с вами перейдем к работе по новым разделам языкознания, повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

  1. Орфоэпическая разминка.

- Но прежде чем перейти непосредственно к теме урока, давайте немножко разомнемся и проверим вашу внимательность. На доске записаны слова и к ним фонетическая транскрипция. Посмотрите, везде ли транскрипция и написание слов правильно? Подумайте минутку.


Счастье [ш’аст’э]

Чужие [чужиjэ]

Вода [вада]

Вдруг [вдруг]

Сонце [сонцэ]


- Итак, время вышло. Проверяем работу (по 1 примеру).

- Ребята, а как вы думаете, почему часто допускаются такие ошибки? Или неправильно пишется само слово, или транскрипция? (ответ: потому в русском языке часто написание слова не совпадает с его произношением).

- Правильно. Поэтому, чтобы грамотно писать и говорить, необходимо знать орфографические правила и принципы, на которых они строятся. Итак, записываем в тетради тему сегодняшнего урока «Принципы русской орфографии».


  1. Работа по теме урока.

    1. Принципы русской орфографии. Лекция учителя с конспектированием учениками названия принципа, на чем он основан, и одного примера.

- Основной принцип орфографии, морфологический, заклю­чается в единообразном написании морфем.

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Что это значит? В слове вода первый гласный звук произносится близко к [а]. В форме слова воды четко слышится уже не [а], а [о]. Однако в обоих случаях пишется все-таки о. Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышались. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Внимательно послушайте стихотворение и ответьте, в каких словах и почему Мишка допустил ошибки.


Грустные вести.

Пришло письмо мне, Гляжу -

Из лагеря, от Мишки...

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут», -

И что такое он плетет –


Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется - надо подлечить:

Заставить правила учить.


- Итак, в каких же словах наш герой сделал ошибки?

- Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильных, но и в сла­бых позициях, то непонимания не возникнет.


Кроме морфологического существуют и другие принципы русской орфографии. Так, в ряде случаев действует принцип фо­нетический, когда написание,соответствует произношению. Обратите внимание на эту пару слов: расписывать и роспись. В приставке в безударном положении слышится звук, близкий к [а], и пишется буква «а». В положении же под ударе­нием мы четко слышим звук [о] и пишем букву «о». А теперь по­смотрите на слова рассказывать и разбрызгивать. В первом случае мы написали на конце приставки букву с, а во втором - з. Все зависит от того, какой звук идет после приставки. Если глухой -мы пишем букву с, если звонкий согласный или гласный - пишем букву з.


В некоторых случаях действует принцип традиционный: на­писание целого ряда слов мы не можем объяснить ничем другим, кроме истории. С традиционным принципом орфографии вы чаще всего сталкиваетесь тогда, когда имеете дело со словарны­ми словами. Вы не можете, например, проверить написание без­ударных гласных в слове винегрет: вам приходится запоминать, как это слово пишется. Конечно, во многих случаях вы сможете объяснить написание слова, обратившись к этимологическому словарю, но чаще всего мы все-таки запоминаем правильное на­писание слова. Также написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

- А какие еще похожие примеры вы можете привести сами? (написание ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА)


В русской орфографии существует и дифференцирующий принцип. Он действует применительно к словам, которые имеют одинаковое звучание, но разное значение. Например, компания и кампания — два слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению: компания — это группа лиц, проводящих время вме­сте, а кампания — это масштабная работа, проводимая в опреде­ленный период для осуществления важной общественной задачи. На письме эти слова различаются в соответствии с дифференци­рующим принципом русской орфографии.

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел).


Фонетический, традиционный и дифференцирующий прин­ципы орфографии, по большому счету, являются отступлениями от основного — морфологического, на котором основано боль­шинство орфографических правил.


Практическая работа.

-Распределите орфограммы в соответствие с принципами русской орфографии

Морфологический принцип

Фонетический принцип

Традиционное написание

  • написание корней родственных слов

  • написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (ТРАДИЦ.)

  • написание приставок на З-С (ФОНЕТИЧЕСКИЕ)

  • правописание гласных в приставках, типа под (МОРФОЛОГИЧ.)

  • написание Ы-И после приставок на согласную (ФОНЕТИЧ.)

  • написание Ь после шипящих во втором лице ед.ч. (МОРФОЛОГИЧ.)

  • чередование гласных в корне слова (МОРФОЛОГИЧ.)

  • непроверяемые написания (ТРАДИЦ.)

  • написание суффиксов прилагательных (МОРФОЛОГИЧ.)


- Сегодня на уроке мы вспомним орфографические правила, касающиеся безударных гласных в корне слова.


    1. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.

- Ребята, вы хорошо знаете, что правило правописания безударной гласной в корне слова делится на три группы: корни слова, проверяемые ударением, непроверяемые ударением и слова с чередующимися корнями. Написание безударной гласной проверяют путем подбора родственных слов или форм слова, в которых эта гласная стоит в ударной позиции: напр., примирять друзей – мир, примерять платье – мерка.

Если же проверочное слово подобрать нельзя, его следует запомнить (традиционный принцип)


Однако обратите внимание на то, что безударную гласную в корне слова, как правило, нельзя прове­рять формами глагола несовершенного вида на-ыва(ть)/-ива(ть), потому что в них обычно происходят чередования в корнях, на­пример: просочиться — просачиваться (о/а). Если безударную глас­ную в слове просочиться мы проверим глаголом просачиваться, то допустим грубую ошибку.


Практическая работа.

- Выберите проверочное слово для слова с орфограммой (параллельно два ученика у доски выполняют задание на подбор однокоренных слов, Приложение 1). Работа проводится по цепочке.

Оп..здание (опаздывать или поздно), выраб..тка (вырабатывать или работник), выкр..йка (выкраивать или раскройщик), стр..итель (стройка или отстраивать), настр..ение (настраивать, настрой), усвоение (усвоить или усваивать), накопление (накопит или накапливать), раздвоить (двое или раздваивать)


    1. Работа с правилом: корни с чередующимися гласными.

- Еще одна группа слов с безударной гласной в корне – корни с чередующимися гласными.

Корней, в которых чередуются гласные, довольно много. Са­мое трудное во всех правилах на чередующиеся гласные в кор­не слова — правильно сориентироваться в условиях выбора ор­фограммы. Сделать это непросто: правописание одних гласных зависит от ударения, правописание других — от суффикса после корня, третьих — от значения корня. Но если обобщить все эти многочисленные правила, то окажется, что все не так и сложно: правила правописания чередующихся гласных в корнях можно свести всего к четырем.

(на доске написаны цепочки слов:

1.собирать-соберу, оттирать – растереть, блистать – блестеть.

2. загорать – загар, заря – зори

3. растение – вырос - выращенный.

4. уравнение - сровнять, макать кисть в краску, промокнуть под дождем.


- На какие же 4 типа мы разделим слова с чередующимися корнями? (таблица 4 колонки, принцип пока не записывается)

1) выбор гласной зависит от ударения (фонетич.)

2) выбор гласной зависит от суффикса (морфологич.)

3) выбор гласной зависит от конечной согласной корня (морфологич.)

4) выбор гласной зависит от значения корня (дифференцирующий)


- Какие исключения из правил вы помните? (сочетать, сочетание, зоревать, утварь, росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, скачок, скачу; равнина, ровесник, поровну, уровень)


- Чтобы вспомнить правила чередования корней, посмотрите на таблицы, лежащий у каждого из вас на парте. (Приложение 2).


Распределительный диктант:

Обнимать, поклониться, плавучий, разминать, зарница, сравнивать героев, проскочить, прирастание, сотворить, загореть, заблестеть, вытирать, прикосновение, кланяться, промочить ноги.



- А какие изученные сегодня принципы русской орфографии реализуются в каждом из правил? (дописывается под таблицей принцип русской орфографии)


III. Закрепление изученного материала. Работа с текстом (раздаточный материал)

Родник.

Родник долго блуждал в гл..бинах земли. День за днем капля за каплей наб..рал он силы чтобы вырваться на волю. Ему х..телось увидеть яркое со..нце синее небо услышать о чем шепчется л..ства на д..р..вьях.

Нак..нец ему уд..лось ра(з,с)мыть сыпучие п..ски и прол..жить себе путь на поверхность з..мли. Это случилось ранним майским утром на дне глухого оврага. Здесь и нашли его люди обрадовались. Обл..жили родничок камнем. И вес..ло запел з..звенел родник обрадова(н,нн)ый человеческой заботой и вн..манием.


Задания:

1). Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.

2). Определите стиль и тип текста.

3) определите основную мысль текста.

4). На каком приеме построен этот рассказ?

5). Работа с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Подбираем проверочные слова.

6). Найдите в тексте по одному примеру на каждый принцип орфографии.


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Поднимите руки, кто узнал для себя что-то новое.

Ваше домашнее задание: п.18,19,20, упр. 105 (для всех) + упр.103 (кто считает, что ему надо лучше закрепить материал) + индивидуальные карточки (Приложение 3) (по желанию учителю для тех, кто неактивно работал на уроке)


И я желаю вам, чтобы вы осуществляли свои мечты, чтобы ваши труды, ваше желание учиться не осталось незамеченным, как у героя нашего текста – маленького родника.

До свидания!

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!