Приобщение детей к культурному наследию родного края
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Национальные отличия сохранятся, если мы будем
озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С. Лихачев
Исторически сложилось так, что Россия – Родина разных народов, страна, в которой проживают представители более ста шестидесяти народов и малых народностей: русские, татары, украинцы, алтайцы, казахи, мордва, и др. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность темы в том, что историко-культурное наследие является основой культуры общества, ее фундаментом и что особенно важно несёт в себе память предков. Чувство любви к Родине и к культуре многогранно по содержанию, и начинается она с любви к родным местам, с гордости за свой народ, с ощущения своей неразрывности с окружающим миром и желания сохранять и приумножать богатство своей родины.
Целью данной работы является: приобщение обучающихся к национальной культуре и культурному наследию страны в целом и родного края, в частности.
Для достижения цели я ставлю следующие задачи:
воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, школе, республике, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважительного отношения к труду;
развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
формирование знаний о наших предках, знакомство детей с символами государства, республики, района;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей республики и страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на уроках, на внеурочных занятиях, на экскурсиях, в играх, в поездках и в быту.
Выбор данной тематики обусловлен назревшей необходимостью обновления подходов и методов по формированию культурно развитой личности. Работа в этом направлении должна вестись постоянно и комплексно. Важная роль в процессе познания ребенком культурного наследия отведена образовательным учреждениям и непосредственно педагогу. Очень важно своевременно пробудить интерес к изучению родного края, привить любовь и бережное отношение к малой родине. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.
В работе придерживаюсь следующих принципов:
учет возрастных особенностей;
комплексный подход;
сочетание различных форм организации деятельности.
В своей работе использую методы:
объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию источников;
частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа;
исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Все эти методы и приемы взаимосвязаны, применяются в различных формах организации учебной деятельности. Использую индивидуальную, групповую, коллективную формы и их сочетания.
Устойчивый познавательный интерес к вопросу приобщения к культурному наследию формирую различными средствами. Одними из них являются занимательность и доступность материала, а также применение в работе не только традиционных, но и инновационных форм и методов.
Приобщение к культурному наследию происходит в первую очередь в урочное время. Национально-региональным компонентом можно охватить любой предмет. Обучающиеся не только получают предметные знания, но и знакомятся с историей, культурой и природой родного края.
Источником изучения материала на уроках русского языка и литературного чтения стали загадки, пословицы, поговорки, художественные произведения алтайских писателей и поэтов. Такие материалы обогатили и расширили кругозор обучающихся.
Уроки окружающего мира как нигде лучше формируют представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины, знакомство с символикой Республики Алтай, работа по карте и др. Начиная с 1 класса, мы знакомимся с историей нашего села. При совместной работе с родителями над мини - проектами «Моё село», «Наш край», обучающиеся рассказывают о своем селе, о его достопримечательностях. При изучении темы «Путешествие по городам и странам» в 4 классе, обучающиеся изучают географическое положение, водоёмы, экологию нашего края.
На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны и познавательны, знакомят школьников с природой республики, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи применяются для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Моё село, «Моя улица», «Мой дом», «Национальная одежда народов Республики Алтай», «Украшение интерьера дома», художественное оформление деталей в национальных традициях, декоративное оформление предметов быта, посуды, одежды, изготовление жилища (аил и юрта) и многое другое.
Приобщение обучающихся к культурному наследию осуществляется и во внеурочной деятельности.
Библиотечные уроки способствуют формированию общей культуры личности обучающегося, развитию навыков информационно-поисковой деятельности. Книжные выставки, беседы, обзоры, например, «Алтай - земля оживающих легенд», «Любимый край», «100 лет Ойротской республике» и другие, проводимые к национальным праздникам таким как Чага Байрам, Наурыз, Масленица, к памятным датам создают условия для формирования представления детей об обычаях и традициях народов, живущих в республике, воспитывают любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев, русских и казахов.
Приобщение к истории и культуре республики, воспитание любви к малой родине, желание сохранить традиции и обычаи республики формирует и проектная деятельность. С заинтересованными ребятами проводим исследовательскую работу, готовим проекты к научно-практической конференции, большая часть которых краеведческой направленности. Составлены и реализованы проекты «Удивительное Голубое озеро», «Сказка из моего сна», «Снежный барс», «Саукеле – казахский головной убор невесты», «Алтайский комус», «Образ животных в алтайских сказках».
С недавнего времени стала использовать методику создания лэпбука как современного инновационного обучающего средства, которая может применяться как для индивидуальной,
так и для групповой работы. Лэпбук – разновидность метода проекта. Уникальность методики заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, приобретают и закрепляют знания о родном крае. С обучающимися были созданы лэпбуки «Ирбис», «Моя республика – мой Алтай». Использование данной методики способствовало расширению знаний детей по краеведению, воспитанию любви и чувства гордости за малую Родину, развитию у обучающихся познавательной активности и навыков проектной деятельности.
Одна из активных форм изучения историко - культурного наследия - экскурсии. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, развитию чувства любви к родному краю. Таким образом, экскурсия развивает эмоционально-чувственную сферу.
С обучающимися по возможности посещаем предприятия села, природные и архитектурные памятники. Одним из увлекательных и познавательных экскурсий было посещение Пожарной части №1 с. Акташ. Ребятам рассказали об имеющихся в распоряжении пожарной части пожарных машинах, что с ними связано, как они работают, чем оборудованы. Школьники почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто ежедневно занимается тушением пожаров и спасением людей.
Одна из состоявшихся увлекательных экскурсий - прогулка на необычное место Горного Алтая Голубое озеро, привлекающее туристов своими рисунками на дне и ярким цветом воды, которые напоминают инопланетные земли из фантастических фильмов о космосе.
В рамках месячника, посвящённого открытию 2022 года - года народного искусства и культурного наследия нардов России, обучающиеся посетили сельскую библиотеку, познакомились с выставкой "Духовность. Нравственность. Культура", на которой были представлены книги, посвящённые русской старине, обрядам и обычаям алтайского и казахского народов. Помимо этого работники библиотеки рассказали ребятам о праздновании в нашей Республике Алтай 100-летия образования Ойротской автономной области, познакомили с историей её возникновения и становления.
К общешкольным праздникам, направленным на изучение истории и быта народов Республики Алтай, готовим с ребятами выступления, организуем выставки собственных работ. На классных часах, посвящённым дням матери, семьи, пожилого человека учимся ценить свой дом, свою Родину. Стараемся принимать очно-заочное участие во всероссийских, республиканских и школьных конкурсах, акциях и проектах таких как «Конкурс чтецов по произведениям алтайских поэтов», Акция «Россия – наш общий дом», в выставках рисунков и детских поделок из природного материала на региональную тематику.
Ко Дню Победы в школе традиционно проводятся уроки Мужества, на которых обучающиеся знакомятся с героями – земляками ветеранами войны. Ежегодно в декабре проходит Вахта памяти Станислава Мохова, в честь которого названа одна из улиц села Акташ и чьё имя с 1995 года носит наше образовательное учреждение. По традиции в этот день в школе проводятся различные мероприятия, посвящённые подвигу Станислава, в которых участвуют и мои ученики. Такие мероприятия максимально приближают историю, и она становится настоящей для моих учеников.
В результате своей педагогической деятельности убеждаюсь, что важно приобщать детей, как к культуре родного края, так и к культуре всей России, потому что обращение к отеческому наследию воспитывают уважение, гордость и за свою страну, и за свою малую Родину. Обучение и воспитание на традициях своего народа – это не только формирование национального самосознания и духовных ценностей школьников, но и ключ к пониманию и уважению культур других народов.