СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приобщение детей старшего возраста к литературе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день , Уважаемые родители многие из Вас спрашиввают с какой литературой необходимо познакомить детей старшего дошкольного возраста.В этом файле Вы найдете всю необходимую информацию.

Просмотр содержимого документа
«"Приобщение детей старшего возраста к литературе".»




Потребность к книге, чтению закладывается в раннем детстве в семье. Главным критерием широкого приобщения детей к миру книги являются семейные чтения.

Детские книги делают жизнь детей полнее, интереснее, воспитывают чувства прекрасного. Книги с малых лет побуждают детей к хорошим поступкам, способствуют нравственному становлению, внушают добрые чувства и благородные поступки.

Сегодня никто не станет возражать против пользы чтения. Но, тем не менее, большинство родителей считают, что любовь к чтению придёт сама, но это не так. Нужны ориентиры, показывающие дорогу к книжным богатствам.

Взрослым необходимо заинтересованно, чутко руководить чтением ребёнка. И в этом, родители могут сделать многое. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения их к чтению.

Самый простой из них – общее чтение книг. Читая ребёнку рассказы, сказки, предлагайте пересказывать их, повторять прочитанное, дети это любят. Если ставить перед ребёнком цель – пересказать эту книгу бабушке, дедушке ребёнок будет читать более сосредоточеннее. Следовательно, вдумчивое, внимательное чтение войдёт в привычку.

Для интеллектуального и духовного развития детей нужны книги разные по темам и жанрам. Не стоит детям навязывать книги, которые нравятся вам, взрослым.

В библиотеке дети получают первые представления о необъятности книжного мира.

Поэтому желательно, при наличии свободного времени обязательно посещать с детьми библиотеку.

Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее – к знанию.

Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень многое зависит от того, как относятся к книге в семье.

Родители сами должны быть начитанными и уметь пересказать содержание произведения, передать свое мнение о книге.

Очень важно правильно отбирать материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Пусть ребёнку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании.

Важный способ приобщать детей к книге – чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, названии произведения, формулировка темы чтения создадут своеобразную обстановку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения.

Способствует развитию интереса к чтению и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельными главами. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Легко




проводить циклы чтения по книгам Драгунского «Денискины рассказы», Носов «Приключения Незнайки», Житков «Что я видел».

Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести ее до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливается взаимопонимание, близость, доверительность, без которого немыслимо воспитание.

Лучшие детские книги представляют собой лучшие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного, нравственно-патриотические чувства и делают жизнь полнее и интереснее.

В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает ребёнку воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к детям всех возрастов, благодаря книге они обретают «умное детство».

Родителей интересует вопрос о формировании интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. \Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умения внимательно и вдумчиво слушать.

В семьях, где на это не обращают внимания, где книга не в почете либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, можно встретить подмену чтения просмотром телевизора или игрой в компьютерные игры.

Книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности, патриотизма и эстетического восприятия мира.

Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы. Ребёнку дают 2-3 книги на определённый отрезок времени, затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребенка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации.

В дальнейшем хорошо посещать детскую библиотеку вместе с ребенком, что даст ребенку самому выбирать понравившиеся книги.

 

Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относиться к книгам. Объясните детям правила:

 

1. Посмотрел книгу – положи на место

2. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они

3. Книгу рассматривать только за столом, учите ребёнка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивая палец слюной, не сминать страницы

4. Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой. А тем более вырезать картинки из нее.

Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то, став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради, другие принадлежности.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем дошкольном



возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова, закладывается основа формирования любви к родному языку, его выразительности, точности, меткости, образности.

Когда знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме:

• О чем говорится в этом стихотворении?

• Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа?

• Что ты можешь рассказать о герое новой сказки?

• Какой он? Что произошло с героем?


Примерный список литературы

для чтения детям 5-6 лет


Русский фольклор

Песенки.

  • «Как на тоненький ледок»;

  • «Никоденька-гусачок.»;

  • «Уж я колышки тешу.»;

  • «Как у бабушки козел.»;

  • «Ты мороз, мороз, мороз.»;

  • «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»;

  •  «Ранним-рано поутру.»;

  • «Грачи-киричи.»;

  • «Уж ты, пташечка, ты залетная.»;

  • «Ласточка- ласточка.»;

  • «Дождик, дождик, веселей.»;

  • «Божья коровка».

Сказки.

  • «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

  • «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой;

  • «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто;

  •  «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы;

  • «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова;

  • «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина;

  •  «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

  • «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки.

  • «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева;

  • «Старушка»

  • «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака;

  • «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой;

  •  «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

  • «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки.

  • «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

  • «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

  • И. Бунин «Первый снег»;

  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.);

  • А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»;

  • М. Цветаева «У кроватки»;

  • С. Маршак «Пудель»;

  • С. Есенин «Береза», «Черемуха»;

  • И. Никитин «Встреча зимы»;

  • А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»;

  • С. Черный «Волк»;

  • В. Левин «Сундук», «Лошадь»;

  • М. Яснов «Мирная считалка»;

  •  С. Городецкий «Котенок»;

  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;

  • А. Барто. «Веревочка».

Проза.

  • В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы);

  • Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»;

  •  Н. Носов «Живая шляпа»;

  • Алмазов «Горбушка»;

  • А. Гайдар «Чук и Гек» (главы);

  • С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»;

  • В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

  • К. Паустовский «Кот-ворюга».

Литературные сказки.

  • Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы);

  •  B.Бианки «Сова»;

  • Б. Заходер «Серая звездочка»;

  • А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче о прекрасной царевне Лебеди»;

  • П. Бажов «Серебряное копытце»;

  • Н. Телешов «Крупеничка»;

  • В. Катаев «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

  • А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака;

  • В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

  • Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

  • Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

  • «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки.

  • X. Мякеля «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского;

  • Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака;

  • А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

  • «По дубочку постучишь.», рус. нар. песня;

  • И. Белоусов «Весенняя гостья»;

  • Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

  • Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима;

  • М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

  • М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

  • А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

  • И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

  • Ю. Владимиров. «Чудаки»;

  • С. Городецкий. «Котенок»;

  • В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»;

  • Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки.

  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева);

  • «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки.

  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы;

  • «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

  • «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза.

  • Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

  •  Г, Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;

  • Л. Пантелеев «Буква „ы"»;

  • М. Москвина «Кроха»;

  • А. Митяев «Сказка про трех пиратов».

Поэзия.

  • Я. Аким «Жадина»;

  • Ю. Мориц «Домик с грубой»;

  •  Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»;

  • Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал,.»;

  • Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;

  • Б. Заходер «Приятная встреча»;

  • С. Черный «Волк»;

  • А. Плещеев «Мой садик»;

  • С. Маршак «Почта».

Литературные сказки.

  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы);

  •  О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца;

  • Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой;

  • Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде;

  • «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова;

  • Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»;

  • Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»;

  • А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».