СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
-цели и задачи реализации рабочей программы
-принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей среднего возраста
1.3. Планируемые результаты. Целевые ориентиры.
2. Содержательный раздел.
2.1. Перспективный план мероприятий.
2.2. Планирование работы с родителями.
2.3. Направления, выбранные участниками из числа парциальных
и иных программ.
2.4. Особенности организации образовательного процесса в группе
(климатические, демографические, культурные, региональные).
3. Организационный раздел.
3.1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
образовательной деятельности.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
группы.
3.3. Традиционные праздники, события, мероприятия.
1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Экологическое воспитание дошкольников для детей средней группы» МБДОУ ДС «Родничок» г. Волгодонска является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, входит в область «Познавательное развитие» и характеризует систему организации образовательной деятельности педагога, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для средних групп по экологическому воспитанию.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» и парциальной программы Н.С.Николаевой «Юный эколог».
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ, ст. 43, 72
Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ
Конвенция о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559-1
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Устав МБДОУ ДС «Родничок» г. Волгодонска.
2
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы: создание условий и организация образовательного процесса, которые позволят решить следующие задачи:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- бережного отношения к своему здоровью.
Основными задачами экологического воспитания в средней группе являются следующие:
-расширять кругозор на базе ближайшего окружения, а также за счёт частичного выхода за пределы непосредственного окружения;
-начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире (делая акцент на ближайшее непосредственное окружение);
-способствовать развитию самостоятельной познавательной активности;
-обогащать сознание детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;
-начать знакомить с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском саду и за его пределами) и приобщать к их соблюдению;
- продолжать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье;
-развивать представления о мире природы:
-продолжать знакомить с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с изменениями в их жизни в разные времена года;
-обогащать сознание детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;
-продолжать знакомить с качествами и свойствами объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.) и природных материалов (дерево, глина и др.);
-начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире человека, знакомя с понятием «последовательность» через сопоставление правильных и нарушенных последовательностей:
- расширять представление о целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира;
3
- начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире природы:
-объяснять роль последовательности в жизни растений и животных (на примере сезонных изменений);
-показывать отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком;
-знакомить с целевыми связями, которые проявляются в отношении человека к природе; -поощрять возникновение у детей индивидуальных познавательных интересов.
Принципы и подходы в организации общеобразовательного процесса.
В дошкольной педагогике традиционно большое внимание уделяется обучению детей разнообразным способам деятельности. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций — познания, общения, созидания. Эта работа требует собственных форм и приёмов, а также особой организации всего педагогического процесса. В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей является содействие становлению способности к самостоятельной постановке ребёнком целей — целеполагания. Для формирования способов деятельности, которое требует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию. В процессе развития у ребёнка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а также к оценке вложенного им труда и усердия. Совместная деятельность со сверстником и со взрослым — важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли.За основу работы над программой взято представление В. Н. Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Формирование этих отношений — не только самостоятельная программная задача, но и важная составляющая программы по познавательному развитию детей. В окружающем мире целесообразно различать мир природы и мир, порождённый культурной деятельностью человека. В процессе работы формируются позитивные ценностные отношения: бережное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства. В процессе воспитания и образования обеспечивается формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой культуры. дальнейшем позиции ученика.
4
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей «Любознательные Почемучки»: 4—5 лет
Ключ возраста. Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоции. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребёнка нет актуальных причин для переживаний, он — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано в том числе и с возрастающей физической выносливостью). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. На пятом году в жизни ребёнка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции.
У ребёнка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Данная способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребёнка способность в принципе воспринимать чувства другого человека и сопереживать им. К этому возрасту применима фраза А. С. Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь…» На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь. Восприятие. Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Восприятие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве. Внимание остаётся ещё в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции ещё требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию. Увеличивается и объём внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется. Память также остаётся в основном непроизвольной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру.
5
Речь. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных предметно-действенных ситуаций. Появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость), прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные прилагательные, нетрадиционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, происходящее большей частью в форме особой игры со сверстниками. Мышление. Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т. п. Сформирована операция сериации — построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру). Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, по форме) и продолжать ряды в соответствии с ними. Ребёнок активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры. Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребёнок именно около 4 лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры» — например, замок принцессы, саму принцессу, принца, события, волшебников и т. п. Деятельность. Игра имеет характер ведущей деятельности. Отметим, что игра, воспроизводящая бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи), 6
передаёт опыт ребёнка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга. Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и телепрограмм, поэтому они постоянно меняются. Педагоги должны быть морально готовы, что сюжеты игр детей окажутся новыми или неожиданными, а иногда и непонятными. Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят строить для себя дом. Возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребёнок. Возникает ролевой диалог. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми («Значит, я буду дочка? А что я буду делать?», «А ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»). Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность. Дети обожают путешествия и приключения. У ребёнка в возрасте 4—5 лет появляется то, что мы называем продуктивным целеполаганием. У детей впервые появляется желание не использовать какую -то готовую вещь, а самому создать что -то новое (например, не покатать игрушечную машинку, а самому построить её из кубиков). Это новообразование означает, что до начала действия у ребёнка появляется представление о том, что он хочет сделать и что должно стать результатом его усилий. Показателем этого новообразования в деятельности является один ответ на два вопроса: «Что ты хочешь сделать?» (до начала работы) и «Что ты сделал?» (по её окончании). Совпадение ответов свидетельствует о том, что у ребёнка было предварительное представление о цели и что он удерживал его до конца работы. Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочки связанных между собой целей: чтобы играть в поезд, надо построить его из модулей и т. п. Следующее, более сложное изменение в психологическом портрете ребёнка 4—5 лет — это обогащение и дальнейшее развёртывание уже реализованных целей.
7
Построив гараж для машины, ребёнок решает построить дорогу, а
потом ещё и бензоколонку. Одновременно появляется способность в течение относительно длительного времени (нескольких дней и даже недель) разворачивать и удерживать систему взаимосвязанных целей. Однако если простейшая форма продуктивного целеполагания — способность представить себе тот единичный результат, который следует получить, возникает всегда, то способность к соподчинению связанных между собой целей и особенно способность к их дальнейшему содержательному развёртыванию мы наблюдаем далеко не у каждого ребёнка. Ещё одно направление в развитии деятельности детей — усовершенствование уже сделанной работы за счёт постановки дальнейших целей. Особенно успешно эта работа идёт в изобразительной деятельности. Сделанный рисунок можно усовершенствовать в разных направлениях — более тщательно дорисовывая или дополняя новыми деталями и предметами.
Сознание. Новообразования в развитии сознания детей проявляются в том, что на пятом году жизни дети способны в своём познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с данного возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии детей. Моральные представления. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребёнка способности давать оценку собственным поступкам. Речевое развитие. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей — наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте. Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребёнок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве — столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также интересуются жизнью динозавров и т. п. Дети с удовольствием слушают и истории из жизни воспитателей или других людей. К 4 годам речь ребёнка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждения. Личность. Для становления личности очень важным является формирование в психике ребёнка созидательного отношения, выражающегося в стремлении создавать что то нужное, интересное и красивое. Атмосфера успеха и
8
одобрения результатов продуктивной деятельности каждого ребёнка,
подчёркивание его новых возможностей позволяют закладывать основы такого созидательного отношения. Расширение объёма знаний и кругозора ребёнка служит почвой для возникновения познавательного отношения к миру, бескорыстной потребности в знаниях. Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к его собственным умственным поискам и их результатам. Отсюда не следует, что нужно одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Педагог должен не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им на равных, а не свысока. Отношение к взрослому. В этом возрасте взрослый нужен ребёнку прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках. Отношение к сверстникам. Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которые получают от вас больше порицаний и негативных оценок, чем другие. Негативные оценки можно давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера ребёнка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте каждого ребёнка независимо от его поведения. Оценивайте поступок, а не личность в целом.
1.3. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Знать:
-правила поведения в природе.
-растения и их характерные признаки.
-основные признаки диких и домашних животных.
-виды птиц своей местности.
Иметь представление:
-о перелётных птицах.
9
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-об охране природы.
-о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
-о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
-выполнять правила поведения на природе.
-обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
-обеспечивать уход за растениями цветников
-оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
-изготовление поделок и панно из собранного природного материала
У детей должны отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности. Дети должны внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них развивается познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети должны стараться помогать друг другу, жалеть своих друзей, любить делать приятное, товарищам.
Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:
По итогам освоения Программы «Радуга» ребёнок:
-понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;
-познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках —книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
-эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
-соблюдает общепринятые нормы и правила поведения — в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т. п.); имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном поведении;
10
-интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать интеллектуальные задачи;
-имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
- доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам; осознаёт себя гражданином России
-знает способы общения с природой
-сформировано умение наблюдать окружающий мир природы и вещей
-устанавливает элементарные связи и зависимости
-испытывает радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом
-накоплен и расширен сенсорный опыт объектов природы.
С целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности используют:
- новый способ познания — восприятие информации посредством слова (с опорой на наглядность);
-придают эмоциональную окрашенность осваиваемым детьми знаниям, опираясь на эмоциональное постижение мира;
используют традиции «Наши славные дела»;
- проводят экскурсии (по детскому саду и за его пределы);
- создают и пополняют альбомы «Умелые руки», «Все работы хороши» и др.;
- проводят беседы (коллективные и индивидуальные);
-организуют наблюдения;
- создают панно-коллаж «Лес»;
-используют в образовательном процессе познавательные сказки;
- создают и пополняют детские коллекции;
-используют рассказы из личного опыта;
-организуют практическую деятельность; организуют экспериментирование;
-проводят выставки;
-создают альбомы «Как я провёл лето», «Моя семья».
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие: мир природы и мир человека
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
11
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов
привлекать к созданию обобщённого продукта, используя известные и доступные ребёнку способы продуктивной деятельности;
приобщать детей к элементарной исследовательской деятельности и наблюдениям за окружающим. каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
расширять кругозор на базе ближайшего окружения, а также за счёт частичного выхода за пределы непосредственного окружения;
начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире (делая акцент на ближайшее непосредственное окружение);
способствовать развитию самостоятельной познавательной активности;
обогащать сознание детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;
развивать представления о мире человека: продолжать целенаправленно знакомить детей с различной деятельностью человека: профессии; быт; отдых (хобби, развлечения); начать знакомить с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском саду и за его пределами) и приобщать к их соблюдению;
закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функции);
на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов; дать представления о спорте как виде человеческой деятельности; познакомить с несколькими видами спорта, выдающимися спортсменами и их достижениями;
продолжать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье;
развивать представления о мире природы:
продолжать знакомить с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с изменениями в их жизни в разные времена года;
обогащать сознание детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;
12
продолжать знакомить с качествами и свойствами объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.) и природных материалов (дерево, глина и др.);
начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире человека, знакомя с понятием «последовательность» через сопоставление правильных и нарушенных последовательностей: расширять представление о целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира; закреплять и уточнять представления детей о строении тела (основные части; зависимость пространственной ориентировки от знания основных частей тела (правая рука — направо, над головой — вверху и т. п.). начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире природы: объяснять роль последовательности в жизни растений и животных (на примере сезонных изменений); показывать отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком;
знакомить с целевыми связями, которые проявляются в отношении человека к природе; поощрять возникновение у детей индивидуальных познавательных интересов.
формировать отношение к окружающему миру;
укреплять познавательное отношение к миру за пределами непосредственного восприятия детей; способствовать индивидуальной дифференциации интересов детей; создавая условия, проявляя заинтересованность, помогать детям собирать их первые коллекции;
закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; позволять ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
побуждать детей отражать свои эмоции и чувства к объектам, явлениям и событиям через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, практические действия и проявления; максимально использовать художественное слово, музыку, образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы;
показывать личный пример бережного и заботливого отношения к предметам и заботливого отношения к людям, животным и растениям;
поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать мира.
Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков
13
сходства.
Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании.
Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут).
Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.).
Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.
Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.).
Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).
Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
Формы работы с детьми 4-5 лет: непосредственно образовательная деятельность, наблюдение за природными объектами окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения, пальчиковые и творческие игры, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, экскурсии, индивидуальная НОД, конкурсы.
Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.
Задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.
Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
14
Имеет такие качества личности как: воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.
Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.
Имеет первичные представления:
- об истории своей семьи (кто такая бабушка? Кто такой дедушка?);
- о истории Донского края;
- имеет первичные представления, что Волгодонск – часть России, Волгодонск – один из городов Ростовской области
-Ребёнок владеет навыками детской проектной и экспериментальной деятельности сверх образовательного стандарта дошкольного образования в направлении «Экологическое развитие» и способен применять их в экологически значимой деятельности.
Формирование целостной картины мира
Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Называет свой город.
Знает, называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Учебно-тематический план Средняя группа Количество занятий в неделю: 1 занятие. Количество занятий в месяц: 4 занятия. Количество занятий в год: 35 занятий.Длительность занятия – 20 мин.
Сентябрь
Задачи:
1. Формировать представления о первых осенних изменениях в
неживой природе: понижение температуры воздуха; стало больше
пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое
серое; в живой природе: листья меняют окраску, некоторые птицы
улетают на юг (журавли, ...), потому что исчезают насекомые.
2. Уточнить и обобщить представления детей об овощах и фруктах.
3. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные
признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и
временные связи.
15
4. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать
наблюдательность и желание общаться с природой.
Закреплять представления детей об одном из органов чувств - зрении, учить
делать гимнастику для глаз. Развивать зрительную память, внимание.
Беседы: «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают
птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». 21сентября - Осенины (изготовление детьми кормушек для птиц). 23 сентября- день осеннего равноденствия (день по долготе равен ночи)
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Паучок-пилот»; Г.Глушнев «Стихи о насекомых», «Кузнец и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Н. Трутнева «Улетай, наше лето»; Э.Успенский «Как растили капусту»; Г. Цыферов «Как лягушонок искал папу». Фольклор. Песенки-потешки, загадки, пословицы и поговорки.
Экологические игры: «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше — позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве», «Опиши, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», «Вижу –не вижу», «Что изменилось?».
Подвижные игры: «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Все по домам»,хороводная игра «Лети,листок ко мне в кузовок»,
«Превращение бабочки».
Наблюдения и опыты:
♦ Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды
(солнечная, пасмурная, дождливая).
♦ Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит
солнышко утром, куда садится вечером.
Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней
прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.
♦ Опыты: а) Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет, б)Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.
♦ Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.
♦ Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут
медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни.
16
Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
♦ Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний или осенний.
♦ Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками.
Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян
в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
♦ Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутины на кустах, в воздухе. Понаблюдать с детьми за паучком, как он на паутинке перебирается с места на место. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны,они уничтожают мух — разносчиков болезней.
♦ Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Дети заметят, что их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались:кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.
Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой,какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет(светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто прошел дождь),предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее,как от холодного дождя. Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Труд в природе:
Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев,пересадка цветущих растений.
17
Самостоятельная деятельность детей
Изобразительная деятельность
Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. В уголке самостоятельной художественной деятельности поместить трафареты фруктов, овощей, грибов, деревьев.
Уголок природы
Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели
признаков насекомых.
Октябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в
природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы:
заморозки по ночам, появление инея). Уметь устанавливать
простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе
(деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья — закрепить понятие
«листопад», — холодный воздух заставил спрятаться насекомых в
старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).
2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения,
формировать элементарные понятия.
3. Формировать навык пользования моделями в практической
деятельности.
4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
5. Продолжать знакомить детей с органами дыхания человека. Дать детям представление, что нос помогает нам различать различные запахи. Учить делать дыхательную гимнастику.
Беседы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень — это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется»(в реке или в аквариуме).
Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Улетают, улетели...»,«Осень»; Э. Машков-ская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А. Блок «Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский «Бишко».Фольклор. Песенки-потешки, загадки, скороговорки.
Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди пару»,«Кто знает, пусть продолжает» (словесная), «Третий лишний», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом» (словесная), «Волшебный цветок»,дидактическое упражнение «Раньше — позже», «Подскажи словечко». «С какого дерева листок?» «Чей кораблик дальше?», «Что полезно, что вредно
для органов дыхания».
18
Подвижные игры: «Листопад»,«К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Мы – листики осенние»,«Карасики и щука».
Наблюдения и опыты:
♦ Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем,
ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже; ветер
холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое,
затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить
резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад,
когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно).
Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал
короче.
♦ Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев
деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести
длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное
наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется
окраска).
♦ Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных,
какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за
отлетом птиц.
Труд в природе:
Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление сувениров,игрушек из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Совместно с воспитателем уход за обитателями уголка природы.
Самостоятельная деятельность детей:
Изобразительная деятельность
Поощрять детей отражать приметы золотой осени в рисунках. Выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок. Поместить иллюстрации с изображением золотой осени.
В уголке природы
Поместить модели: строение растений, строение тела рыбы, динамические модели приспособления животных к сезону.
Ноябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовить жилище к зиме, отрастить длинную теплую шерсть; травоядные животные — белка, медведь — заготовили на зиму пищу; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме — одежда, пища, жилище).
19
2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-
следственные и временные связи.
3. Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой
деятельности (поливка растений).
4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым
существам.
5. Продолжать знакомить детей с органами слуха человека. Формировать интерес к строению своего организма. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Беседы: «Что ты видел по дороге в детский сад» (проводится в начале и конце месяца в сравнении), «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла» (с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре, ноябре). Включить в беседу игру «Расскажи без слов».
Чтение художественной литературы:
Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»; Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит...»; Е. Благинина «Огонек», «Улетают,улетели...», «Стрижи»; И. Михайлова «Как обидно...»; А. Пушкин «Унылая пора...»; Л.Толстой «Волк»; В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях). Фольклор. Песенки-потешки, загадки о диких зверях и осенних явлениях природы, пословицы.
Экологические игры: «Раньше—позже», «Подскажи словечко»;
дидактическая игра «Знаешь ли ты?»; словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»; ботаническое лото «Кто во что одет», «Угадай, чей голосок», «Третий лишний», «Что изменилось».
Подвижные игры: «Все по домам», «Покажи без слов» (с элементами пантомимы).
Наблюдения и опыты:
♦ Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.
♦ Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.
♦ Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи,
послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед
прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в
прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и
положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие
предметы видны через лед.
♦ Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он
отличается от снега.
20
♦ Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они
связаны.
Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья.
♦ Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.
Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.
Труд в природе:
Совместно с воспитателями ухаживать за растениями и животными уголка природы. Самостоятельно мыть камушки из аквариума и поддоны из-под растений. Совместно с воспитателями и родителями готовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природы. Поместить модели трудового процесса (поливка),
динамические модели (медведь в берлоге, жук в коре и т.д.), а также цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям.
Декабрь
Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние
явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).
2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
3. Продолжить формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности.
4. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Беседы: «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель».
Чтение художественной литературы: Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок),«Воробей», «Ворона»; Зверев «Воробьиное „Бюро погоды"»; В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяц-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»); Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Калинина «Про снежный колобок»; В. Чарушин «Что за зверь». Фольклор. Песенки-потешки о зиме и птицах, загадки о птицах, пословицы.
Экологические игры: «Собери цветок» (на материале зимующих птиц:воробей, ворона, синица, сорока, снегирь); словесные игры
21
«Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю» (на материале комнатных растений), «В магазине растений», «Кто знает, пусть продолжает», «Найди отличия».
Подвижные игры: «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике».
Наблюдения и опыты: Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность
знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий,белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.
♦ Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липким.
♦ Показать детям превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать с детьми ледяные игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед бывает хрупкий, а бывает прочный, толстый. Объяснить, почему.
♦ На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны), сравнить, что общего и чем отличаются. Наблюдать за поведением птиц у кормушки.
♦ В уголке природы понаблюдать за поведением животных: активность падает, животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с детьми, почему это происходит.
♦ Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно — в темное место, другое — в светлое.
Труд в природе:
Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев. Постройка снежных гаражей, ледяных горок, снежных лабиринтов. Подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника по уборке снега, за работой снегоуборочной машины.
Самостоятельная поливка растений в уголке природы, посев овса для
подкормки птиц, помощь воспитателю в смене воды в аквариуме.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природыПоместить модели строения тела птицы; модель трудового процесса (мытье растения). Подборка иллюстраций с изображением начала зимы.
Уголок художественного творчества. Поместить трафареты птиц,
тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей, контуры деревьев, кустарников, домов.
Январь
Задачи:
1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе
(гололед, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями:
«метель», «вьюга», «оттепель».
22
2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
3. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные
обобщения.
4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».
5 . Учить определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях. Развивать эмоциональный мир ребенка. Учиться работать над корректировкой негативного поведения.
Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка».
Чтение художественной литературы: И.Суриков «Белый снег пушистый»;К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К.Бальмонт«Снежинка»; С. Маршак «Январь»; М. Садовский «Снегопад»; А. Клыков«Белка», «Как лиса зимует»; Покровский «Волк», «Медведь»; В. Берестов«Гололедица»; В. Кондратьев «Метель»; В. Степанов «Большая пурга»; М.Пришвин «Ночевка зайца»; В. Бианки «Снежная книга»; Г. Снегирев «Звери
наших лесов»; Таллина «Как лиса в лесу живет».Фольклор. Считалки, загадки, потешки о диких зверях.
Экологические игры: «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет?», «Кто где живет?» (лото с элементами
моделирования), «Бывает — не бывает», «Догадайся, о ком рассказываю»,«Кто кричит, а что трещит?». «Сказочные герои», «Хорошо - плохо», «Что умеет черепашка».
Подвижные игры: «Льдинка», «Четвертый лишний»
Наблюдения и опыты:
♦ Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за
повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться:
вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов,
голуби — на карнизах жилищ. Устанавливать связи между
поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят
нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло.
Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на
верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.
♦ В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету(бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о
потребностях растений в свете. При наличии животных в уголке
отметить особенности их поведения в этот период.
♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки
через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи,
полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В
морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую
23
погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз.
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к
выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в
пасмурный день не блестит.
♦ Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи
свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на
сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда
появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью
ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.)
Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.
Труд в природе:
Самостоятельно протирать листья растений и поливать (по мерке
воспитателя) в уголке природы. На участке — подкормка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Понаблюдать, какая птица что будет клевать. Расчистка дорожек от снега, создание построек из снега.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок художественного творчества. Поместить репродукции с
изображением метели, вьюги. Трафареты диких зверей, обводки снежинок. На панно поместить силуэты деревьев, птиц, зверей для составления зимних пейзажей.
Уголок природы. Поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т. д.).
Февраль
Задачи:
1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой(морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.
2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и
состоянием растений зимой (жизнь растений замирает).
3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя
существенные признаки различных домашних животных и растений.
4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.
5. Продолжать знакомить детей с организмом человека. Дать сведения о коже
человека, ее назначении. Учить предотвращать возможные ситуации,
опасные для здоровья. Дать знания об оказании элементарной помощи в случае пореза. Упражнять в развитии тактильной чувствительности.
Беседы: «Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец».
24
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?»; Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К. Ушинский «Лошадка»; Е. Клокова «Мой конь»; А. Александрова «Новый знакомый»; В. Степанов стихи «Большая пурга»; В. Кондратьев «Метель»; Е. Чарушин «На нашем дворе». Фольклор. Песенки-потешки, загадки о домашних животных.
Экологические игры: «Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найти по названию», «Где спряталась матрешка?», «Кто кричит, а что трещит?», «Когда это бывает?»
Подвижные игры: «Лисы и зайцы».
Наблюдения и опыты
♦ Наблюдения в неживой природе. Февраль — месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление называется вьюгой. Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли
под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.
♦ Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками.Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.
♦ Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые.
Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить
проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.
Труд в природе:
Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на
участке. Сбор сухих обломанных веток. В уголке природы —
самостоятельный полив растений, кормление рыбок (по мерке воспитателя), уход за посадками.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природы. Разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги и модели: части растений, существенные признаки домашних животных.
Уголок художественной деятельностиВыставить репродукции картин Шишкина «Зима», Поленова «Московский дворик». Трафареты птиц, домашних животных, книжки-раскраски.
25
Март
Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).
2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).
3. Закреплять знания о структуре трудового процесса с использованием моделей.
4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе
наблюдений, труда в природе.
5. Продолжать учить детей заботиться о своей коже. Закреплять изученный ранее материал по теме. Упражнять в развитии тактильной чувствительности.
Беседы: «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной), «Что ты видел необычного по дороге в детский сад».
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Весенняя песенка»; Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н.Сладков «Весенние радости»; В.Алферов «Март»; В.Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»; С. Аксаков «Гнездо». Фольклор. Песенки-потешки, заклички, загадки о весне.
Экологические игры: «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Съедобное — несъедобное», «Зоологическое лото».
Подвижные игры: «Мышеловка», «Хитрая лиса».
Наблюдения и опыты:
♦ Неживая природа. В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит.Вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем,
— острые и тонкие, на теневой стороне — сосулек меньше и они другой формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега,
26
увеличение светового дня.
♦ Наблюдения за растениями. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.
♦ Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче.
Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
♦ Опыты.
1. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать-и-мачехи в группу, понаблюдать, где скорее зацветет: в группе или на улице (спросить, с чем это связано). Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.
Труд в природе:
Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. Уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природы. Поместить модели трудового процесса посадки семян. Выложить в свободное пользование разрезные картинки с изображением диких животных, игры «Когда это бывает», «Четвертый лишний».
Уголок художественной деятельности. Разместить контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски весенней тематики. Картины-пейзажи: «Таяние снега», «Проталины», «Грачи прилетели».
Апрель
Задачи:
1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба,количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин).
2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов).
3. Развивать умственную операцию «обобщение».
4. Продолжать развивать связную речь детей.
27
5. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища и солнце. Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Беседы: «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах),
«Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения), «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).
Чтение художественной литературы: Л.Аким «Апрель», В.Бианки
«Последняя льдинка», И.Беляков «Подснежник проснулся», К.Ушинский «Пчелка на разведках». Фольклор. Заклички, весенние песенки-потешки, загадки о весенних явлениях природы.
Экологические игры: «Где спряталась матрешка?», «Найди дерево по описанию», «Загадай — мы отгадаем», «Съедобное -несъедобное»,«Помоги малышам», «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно».
Подвижные игры: Игры с элементами драматизации «Ручейки и озера».
Наблюдения и опыты:
Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (по утрам солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, когда они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно.Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака —кучевые. Почему они так называются? (Держатся на небе кучками.) Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.
♦ Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.
♦ Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков,который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям,что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.
♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве
28
веточки,пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.
Труд в природе:
Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. Самостоятельная поливка комнатных растений, протирание листьев. Совместно с воспитателем опрыскивание растений, подкормка, пересадка, рыхление. Выращивание рассады уличных цветов, уход за животными. На участке — окапывание деревьев.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природы. Поместить модели строения тела птицы.
Выложить в свободное пользование разрезные картинки птиц (6—9 частей), игры «Четвертый лишний», «Соберемся на прогулку»
Уголок художественного творчества. Разместить репродукции картин И.Левитана «Весна», «Большая вода». Обводка трафаретов птиц: грачей,скворцов, ласточек, книжки-раскраски.
Май
Задачи:
1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.
2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.
3.Развивать связную речь.
4.Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Беседы: «Правила друзей леса» (с использованием моделей), «Дома
появились малыши» (рассказать о рождении котят, щенят, птенцов,
использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»), «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной».
Чтение художественной литературы:
Н. Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом» (сказка), «Подножная травка»(сказка); Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Ландыш», «Фиалка»; В.Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук»; Е. Чарушин «Воробей»; В. Бианки «Первая охота». Фольклор. Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы.
Экологические игры: «Магазин „Цветы"», «Четвертый лишний», «Помоги малышам»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь».
Подвижные игры: «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя во бору»;
29
игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы,бабочки, пчелы, кузнечики».
Наблюдения и опыты:
♦ Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба, закрепить названия облаков (кучевые), какой дует ветерок (подобрать определения: теплый, ласковый, шаловливый, нежный).
♦ Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.
♦ Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель).На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.
♦ Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке
(рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам).
В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть красоту ярких красок весны.
♦ С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые.Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям.Понаблюдать за их поведением.
♦ По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).
Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.
Труд в природе:
Уход за растениями в уголке природы (полив, разрыхление почвы,
опрыскивание растений). Продолжить уход за посадками овощей:
прореживание, прополка. Помогать воспитателю в уходе за животными, в теплый день вынести обитателей уголка на улицу.
Самостоятельная деятельность детей:
Уголок природы. Поместить модели: строения и потребностей растений, правила друзей леса.
Уголок художественного творчества. Поместить репродукции
Кончаловского «Сирень белая и розовая», И. Левитана «Одуванчики». Обводки насекомых.
30
2.2. План взаимодействия с родителями
Перспективный план работы с родителями
по экологическому воспитанию дошкольников
Сентябрь:
Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей 4-5 лет».
Консультация «Возрастные особенности развития детей 4-5 лет».
Рекомендации «Наблюдения в природе осенью».
Фотовыставка «Как я провел лето».
Октябрь:
Консультация «Игра – источник радости ребенка».
Рекомендации «Знакомим детей с животным миром».
Выставка поделок из природного материала «Веселые овощата».
Анкетирование «Отношение ребенка к природе».
Ноябрь:
Консультация «Социально – эмоциональное развитие ребенка».
Фотовыставка «Мой четвероногий друг».
Рекомендации «Осторожно, дорога!».
Советы «Как интересно провести выходной день с ребенком».
Декабрь:
Консультация «Как интересно встретить новый год с детьми».
Рекомендации «Наблюдаем за красотой зимней природы».
Выставка рисунков «Новогодняя открытка».
Конкурс «Лучшие новогоднее украшение».
Январь:
Консультация «Эффективные средства и методы закаливания».
Рекомендации «Если ваш ребенок часто болеет».
Советы «Соки – напитки защиты организма от простуды».
Папка – передвижка «Подвижные игры».
Февраль:
Консультация «Малыш в мире природы».
Рекомендации «Читаем детям о природе».
Консультация «Играем вместе с папой».
Выпуск газеты «Мой папа самый лучший».
Март:
Круглый стол «Копилка добрых дел» (обмен опытом нравственного воспитания в семье).
Рекомендации «наблюдаем за природой весной».
Памятка для родителей «Как вести себя в природе».
Фотовыставка «Мы с моей мамой – лучшие друзья».
31
Апрель:
Конкурс «Зеленое чудо» (лучшее комнатное растение, выращенное родителями для детского сада).
Рекомендации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями».
Акция «Посадка семян цветов на территории детского сада».
Советы «Прогулки на свежем воздухе».
Май:
Родительское собрание «Растить любознательных»
Рекомендации «Дорожная азбука».
Консультация «Как помочь ребенку организовать игру».
Советы «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью».
2.3.Направления, выбранные участниками из числа
парциальных и иных программ.
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011
«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
С.Г.Якобсон,Т.И.Гризик,Т.Н.Доронова:Просвещение,2016.
32
2.4. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, культурные, региональные).
Национально – культурные особенности: Территория города исторически относится к донскому краю – родине донского казачества, отличающейся своей самобытной культурой. Поэтому при планировании образовательного процесса учитывается региональный компонент по ознакомлению наших воспитанников с историей родного края, растительным и животным миром.
Климатические особенности:
Умеренный континентальный климат позволяет организовывать прогулки воспитанников на свежем воздухе круглый год в течение 3 - 4 часов за время пребывания детей в дошкольном учреждении в зависимости от возрастных особенностей детей.В холодное время года прогулки проходят на открытом воздухе. В теплое время года жизнедеятельность детей, организуется на открытом воздухе.
С наступлением теплого периода времени (апрель, май,) непосредственно образовательная деятельность переносится на воздух.
На территории дошкольного учреждения оборудованы площадки для каждой возрастной группы, где имеется материал для разнообразной продуктивной деятельности, организации сюжетно – ролевых, подвижных игр, игр с водой и песком,наблюдений
3. Организационный раздел
3.1. Перечень методических пособий
1.Уроки безопасности
2.Животные (игрушки,картинки)
3.Гербарий
4.Грибы и ягоды
5.Коллекции(камни, ракушки и др.)
6.Плакаты «Берегите природу»
7.Деревья
8.Знаки «Правила поведения на природе»
9. «Что такое хорошо и что такое плохо»
10.Герои русских сказок
11.Овощи,фрукты(муляжи)
12.Папки-раскладушки
13.Художественная литература
14.Дидактические игры по экологическому воспитанию
33
3.2.Режим дня воспитанников
34
3.3. Организация предметно-развивающей среды
Наиболее благоприятным периодом для решения задач
экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.
Уголок природы совмещён с уголком экспериментирования. В повседневной жизни организовывать наблюдение за растениями в уголке природы. Привлекать детей к выполнению индивидуальных поручений-полив, рыхление, опрыскивание. В уголке имеется календарь природы Расширять представление о комнатных растениях. Учить различать комнатные растение по внешнему виду( папоротник, каланхоэ, кислица, герань).Узнавать, что они живые существа и у них есть потребности в определённых условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва(земля), вода, свет, тепло, воздух.Все растения имеют определённое строение; у них есть корень, стебель, листья, цветы. В зимний период с детьми выращивать лук -наблюдать за его ростом.
В уголке экспериментирования проводить простейшие опыты-развивая мышление, любознательность, познавательную активность. Проводить такие опыты: «Свойства воздуха»,«Свойства воды», « Тонет, не тонет». « Растёт , не растёт» .
В летнее время, во время прогулок игры с водой, песком, солнечными лучами, наблюдения ,в огороде, в цветнике. Сажать совместно с родителями, сотрудниками д/сада деревья, кустарники.
Макеты «Домашние животные»,« Дикие животные»-закреплять название животных и их детёнышей, их повадки. Расширять представление о жизни домашнихи диких животных по временам года.Закреплять играми « Чей малыш» ,«Позови маму», « Кто живёт в лесу ,кто в деревне». «Кто , где живёт?» Слушать записи голоса животных и птиц, шум моря, шелест травы и др. Закреплять знания о животных в сюжетно-ролевой игре « Зоопарк».
«Овощи и фрукты». Расширять представления о фруктах( яблоко, груша, слива, персик, апельсин, банан и др.)овощах(помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др. и ягодах ( малина, смородина, крыжовник и др.), грибах( подосиновик, подберёзовик, белый гриб). Закреплять знание играми , « Что за овощ, что за фрукт»,« Варим суп и компот», Магазин «Овощей и фруктов», «Волшебный мешочек», «Узнай на вкус».
35
Книжный уголок познавательные книги о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, о временах года.
Дидактические игры природоведческого характера « Кто чем питается», « Живая и неживая природа», « Дары природы», «Домашние и дикие животные» , «Чей малыш»,« Лото» , « Собери букет», « С кем дружит ель», « С какого дерева листок», « Времена года», « Береги живое» и др.
36
3.4.Традиционные события, праздники, мероприятия.
37
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» г. Волгодонска.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Составитель:
Ильинова М.С.
г.Волгодонск
2019г.