СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа Антарктиды

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме природа Антарктиды

Просмотр содержимого документа
«Природа Антарктиды»

Тема: Природа Антарктиды

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»

Задачи:

1. Обучающие: продолжить знакомство с современными исследованиями материка и охраной природы; познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий; познакомить со своеобразием органического мира материка;
2. Развивающие: формировать умение работать с ресурсами Интернета, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;
3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру, воспитание патриотизма (раскрытие роли нашей страны в исследованиях Антарктиды).

Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), компьютеры с подключенным Интернетом.

Цель применения ИКТ на уроке:

·          усиление воспитательной функции урока;

·          активизация познавательной деятельности учащихся;

·          формирование коммуникативной компетентности;

·          повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

·          формирование информационной культуры.

Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.


Форма организации: фронтальная, индивидуальная.


Использование педагогических технологий:

  • технология проблемного обучения;

  • технология информационно – коммуникационная

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения.


Методы и приемы обучения:

  • проблемный диалог;

  • побуждающий диалог;

  • подводящий диалог;

  • сравнительный метод;


Ход урока.

I. Мотивационно-целевой этап.

  1. Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении


«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели».

- О каком материке идет речь?

- Название Антарктида происходит от греческого слова «анти» - против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

- «Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк» - это все об Антрктиде.

- Какую цель мы поставим сегодня при изучении Антарктиды?

-Давайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.

(Видеоролик об Антарктиде http://www.youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs 3.39

- Где же находиться эта необычная и загадочная земля. Рассмотрим особенности ГП


II. Процессуальный этап.

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка


2) Особенности ГП. (карта Сфера) Работа с контурной картой

Беседа с учащимися.

- В какой части земного шара находится Антарктида.(в южной части) (на доске Карта физическая мира)

-По визитке материка определите площадь Антарктиды (14млн км2). (запись в тетрадь)


- На контурной карте отметьте Южный полярный круг.


- Как располагается материк относительно Южного полярного круга. (внутри него)

- Что показывает полярный круг. ( границу полярной ночи)

-Какой вывод можно сделать. ( есть полярная ночь и день)

- Что находится в центре материка. (южный полюс)


- Н а контурной карте проведите меридиан 0 и 180 градусов и определите, в каком полушарии лежит большая часть материка. ( в восточном)


- В чем особенность пересечения меридиан в Антарктиде. (все пересекают)


- Обратим внимание на береговую линию. Какая она.


- Много ли полуостровов в Антарктиде.( всего один – Антарктический)

- Он своим острием направлен в сторону Южной Америки. И именно на нем находится единственная крайняя северная точка материка. Мыс Сифре


Определим ее координаты – 63ю.ш. и 58з.д. (у доски) – запись в тетрадь

- Почему у Антарктиды одна крайняя точка. (ее пересекают все меридианы и южный полюс)


- На контурную карту нанесите крайнюю точку.


- Какие океаны и моря омывают Антарктиду. Покажите на карте мира.

- Как располагается Антарктида относительно других материков

.- Какой материк ближе всего.

- Что отделяет Антарктиду от Южной Америки. (пролив Дрейка)

- Что нам известно про этот пролив. (самый широкий – 900км)


- На контурной карте подпишите океаны, моря, пролив.


- Почему Антарктида изображена серым цветом. (покрыта льдом)


- Весь материк почти полностью покрыт льдом. Это отличает Антарктиду от других материков.


Это самый высокий материк, его средняя высота – 2040м, максимальная – 4500м. Он содержит в себе 9\10 всей пресной воды.


Лед медленно сползает с материка в океан. Во многих районах сползающий ледник превращается в шельфовый, т.е. лежащий на материковой отмели. Шельфовые ледники, спускаясь в море, обламываются с оглушительным треском.


Так образуются айсберги – ледяные плавающие горы. И именно они были причиной того, почему так долго не могли открыть Антарктиду.

Диск Сфера образование айсбергов

(показываю по карте)


Вокруг Антарктиды находятся небольшие острова. Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океана примерно до 50-60 ю.ш. называют Антарктикой.

- В чем сходство и различие Антарктиды и Антарктики.


Вывод.

- В чем особенности ГП Антарктиды

1) Лежит в самых высоких широтах.

2) В центре материка находится Южный полюс.

3) Материк покрыт ледником.

4) Имеет одну крайнюю точку.

5) Антарктиду пересекают все меридианы.

6) Лежит почти полностью внутри южного полярного круга.


- Рассмотрим характер поверхности материка. Сверху материка находиться ледник. Какая его средняя мощность? Что находится под материком. Представим материк безо льда.

Рассмотрим карту подледного рельефа. Атлас стр диск подледный рельеф материка

- Каков рельеф материка?

- Найдите самую длинную горную цепь,( Трансантарктические горы продолжение анд)

самую высокую вершину, Винсон 5140м

глубочайшую впадину, Бентли -2555м

самые большие равнины. Шмида

Дома отметьтите их в контурной карте.


- Есть ли действующие вулканы на материке? Эребус фото диск сфера

Находится он в зоне разломов земной коры – части Тихоокеанского огненного кольца.

- Определите высоту вулкана Эребус


- А почему материк покрыт льдом?


Работа с атласом по климатической карте стр 44-45


- Определите среднесуточные температуры зимы и лета;

минимальную температуру, зафиксированную на материке.

- Такая же ли температура на побережье?

(средняя t° лета -30°С, зимы -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток» -89,2°С).

На побережье летом около 0°С, зимой -30°С.

- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?


-А какая температура сегодня в Антарктиде?

Открываю я сайт www.antarktis.ru

- в каких климатических поясах лежит Антарктида?

Диск сфера Климатические пояса Антарктиды. Работа с климатограммами

Антарктический какую часть занимает

Субантарктический

Умеренный – какую часть занимает? Какие температуры появляются?


- В чем причины суровости климата Антарктиды?


(- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;

- отражение тепла снегом и льдом).


Другая особенность климата – постоянные ураганные ветра.

Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. Учебник рис. 351


Антарктида – самый холодный материк.

Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира.

Растений мало, типичные – мхи, лишайники, водоросли. Животные – пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.

С помощью сайта www.antarktis.ru познакомимся органическим миром материка.

Включаем планшеты и заходим на сайт www.antarktis.ru


-Используя статью «Животные Антарктиды», изучите, какие растения растут в Антарктиде?Что влияет на рост. Почему очень беден растительный мир?


- Познакомтесь с животными Антарктиды.Основные виды запишите в тетерадь. Выпишите только те, которые обитают в Антарктиде и в Антарктике.

- Какое животное можно назвать символом Антарктиды? Пингвин

- Какой мультфильм был снят про пингвинов? Какой вид был прообразом героев мультика вы поищете дома.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Организация работы учащихся по закреплению знаний.

А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.

Вариант 1

1. Верно ли утверждение, что в Антарктиде зарождаются самые сильные ветра планеты -

стоковые?

а) да; б) нет.

2. Птицы Антарктики:

а) пингвины; б) поморники; в) клесты; г) страусы; д) буревестники.

3. На одном из островов в море Росса находится действующий вулкан (3794 м.) –

а) Этна; б) Килиманджаро; в) Кракатау; г) Эребус.

4. Благодаря ледниковому покрову, средняя высота Антарктиды составляет -

а) 360 м; б) 750 м; в) 830 м; г) 2040 м.

5. Антарктиду считают « страной морозов », так как:

а) вокруг материка формируется мощное холодное Антарктическое течение; б) в центре материка формируется область высокого давления; в) зафиксированы очень низкие температуры.

6. Животный мир Антарктиды представлен в основном морскими обитателями, так как:

а) прибрежные моря богаты планктоном; б) в центре материка очень холодно;

в) годовые температуры на побережье выше, а в морях много рыбы и криля.

Вариант 2

1. Верно ли утверждение, что Антарктида – самый богатый пресными водами материк?

а) да; б) нет.

2. Типичные животные антарктического побережья и вод:

а) киты; б) тюлени; в) белые медведи; г) пингвины; д)северные олени.

3. Самая длинная горная цепь Антарктиды –

а) горы Гамбурцева; б) горы Вернадского; в) Трансантарктические горы.

4. Средняя температура зимы в центре материка составляет:

а) - 30°С; б) - 70°С; в) -10°С; г) 0°С.

5. Антарктида считается самым высоким материком, так как:

а) на материке находится множество горных хребтов; б) здесь находится вулкан Эребус

высотой 3794 м; в) средняя высота материка составляет 2040 м.

6. Растительный мир очень беден и представлен в основном низшими растениями, так как:

а) выпадает мало осадков; б) сильные стоковые ветры мешают растениям прочно держаться за почву; в) среднегодовые температуры очень низки.


- Проверьте свои ответы.

Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично»,

пять правильных ответов – показали хорошие знания

если меньше пяти – значит, над материалом предстоит поработать


Организация работы учащихся по рефлексии.


- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?

- На все ли вопросы мы ответили?

-Почему Антарктида -

- «Страна под облаками»,

- «Страна морозов и жестокого солнца»,

- «Страна пурги»,

- «Ледяной материк».



Домашнее задание: §37 , на контурной карте подписать горы, равнины. Найти о каких пингвинах был снят мультфильм «Пингвиненок Лоло»


Оценки за урок























Ответы



1 вариант

2 вариант

1) а

1) а

2) а б д

2) а б г

3) г

3) в

4) г

4) б

5) в

5) в

6) а

6) б в




























Домашнее задание: §37 , на контурной карте подписать горы, равнины, выполнить задания1-5. Найти о каких пингвинах был снят мультфильм «Приключения пингвиненка Лоло»