Тема: Природа Антарктиды
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Природа Антарктиды»
Задачи:
1. Обучающие: продолжить знакомство с современными исследованиями материка и охраной природы; познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различия в климате отдельных территорий; познакомить со своеобразием органического мира материка;
2. Развивающие: формировать умение работать с ресурсами Интернета, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи;
3. Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока, воспитывать географическую культуру, воспитание патриотизма (раскрытие роли нашей страны в исследованиях Антарктиды).
Оборудование: карты Антарктиды (физическая, климатическая), компьютеры с подключенным Интернетом.
Цель применения ИКТ на уроке:
· усиление воспитательной функции урока;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· формирование коммуникативной компетентности;
· повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
· формирование информационной культуры.
Тип учебного занятия: урок совершенствования ЗУН.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Использование педагогических технологий:
технология проблемного обучения;
технология информационно – коммуникационная
технология объяснительно-иллюстративного обучения.
Методы и приемы обучения:
проблемный диалог;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сравнительный метод;
Ход урока.
I. Мотивационно-целевой этап.
Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о плане изучения, географическом положении
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, ее горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами пастели».
- О каком материке идет речь?
- Название Антарктида происходит от греческого слова «анти» - против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.
- «Страна под облаками», «Страна морозов и жестокого солнца», «Страна пурги», «Ледяной материк» - это все об Антрктиде.
- Какую цель мы поставим сегодня при изучении Антарктиды?
-Давайте совершим небольшое путешествие в это необычный мир.
(Видеоролик об Антарктиде http://www.youtube.com/watch?v=3cpVDwwVlzs 3.39
- Где же находиться эта необычная и загадочная земля. Рассмотрим особенности ГП
II. Процессуальный этап.
Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при изучении природы материка
2) Особенности ГП. (карта Сфера) Работа с контурной картой
Беседа с учащимися.
- В какой части земного шара находится Антарктида.(в южной части) (на доске Карта физическая мира)
-По визитке материка определите площадь Антарктиды (14млн км2). (запись в тетрадь)
- На контурной карте отметьте Южный полярный круг.
- Как располагается материк относительно Южного полярного круга. (внутри него)
- Что показывает полярный круг. ( границу полярной ночи)
-Какой вывод можно сделать. ( есть полярная ночь и день)
- Что находится в центре материка. (южный полюс)
- Н а контурной карте проведите меридиан 0 и 180 градусов и определите, в каком полушарии лежит большая часть материка. ( в восточном)
- В чем особенность пересечения меридиан в Антарктиде. (все пересекают)
- Обратим внимание на береговую линию. Какая она.
- Много ли полуостровов в Антарктиде.( всего один – Антарктический)
- Он своим острием направлен в сторону Южной Америки. И именно на нем находится единственная крайняя северная точка материка. Мыс Сифре
Определим ее координаты – 63ю.ш. и 58з.д. (у доски) – запись в тетрадь
- Почему у Антарктиды одна крайняя точка. (ее пересекают все меридианы и южный полюс)
- На контурную карту нанесите крайнюю точку.
- Какие океаны и моря омывают Антарктиду. Покажите на карте мира.
- Как располагается Антарктида относительно других материков
.- Какой материк ближе всего.
- Что отделяет Антарктиду от Южной Америки. (пролив Дрейка)
- Что нам известно про этот пролив. (самый широкий – 900км)
- На контурной карте подпишите океаны, моря, пролив.
- Почему Антарктида изображена серым цветом. (покрыта льдом)
- Весь материк почти полностью покрыт льдом. Это отличает Антарктиду от других материков.
Это самый высокий материк, его средняя высота – 2040м, максимальная – 4500м. Он содержит в себе 9\10 всей пресной воды.
Лед медленно сползает с материка в океан. Во многих районах сползающий ледник превращается в шельфовый, т.е. лежащий на материковой отмели. Шельфовые ледники, спускаясь в море, обламываются с оглушительным треском.
Так образуются айсберги – ледяные плавающие горы. И именно они были причиной того, почему так долго не могли открыть Антарктиду.
Диск Сфера образование айсбергов
(показываю по карте)
Вокруг Антарктиды находятся небольшие острова. Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океана примерно до 50-60 ю.ш. называют Антарктикой.
- В чем сходство и различие Антарктиды и Антарктики.
Вывод.
- В чем особенности ГП Антарктиды
1) Лежит в самых высоких широтах.
2) В центре материка находится Южный полюс.
3) Материк покрыт ледником.
4) Имеет одну крайнюю точку.
5) Антарктиду пересекают все меридианы.
6) Лежит почти полностью внутри южного полярного круга.
- Рассмотрим характер поверхности материка. Сверху материка находиться ледник. Какая его средняя мощность? Что находится под материком. Представим материк безо льда.
Рассмотрим карту подледного рельефа. Атлас стр диск подледный рельеф материка
- Каков рельеф материка?
- Найдите самую длинную горную цепь,( Трансантарктические горы продолжение анд)
самую высокую вершину, Винсон 5140м
глубочайшую впадину, Бентли -2555м
самые большие равнины. Шмида
Дома отметьтите их в контурной карте.
- Есть ли действующие вулканы на материке? Эребус фото диск сфера
Находится он в зоне разломов земной коры – части Тихоокеанского огненного кольца.
- Определите высоту вулкана Эребус
- А почему материк покрыт льдом?
Работа с атласом по климатической карте стр 44-45
- Определите среднесуточные температуры зимы и лета;
минимальную температуру, зафиксированную на материке.
- Такая же ли температура на побережье?
(средняя t° лета -30°С, зимы -70°С, самая низкая температура зафиксирована на станции «Восток» -89,2°С).
На побережье летом около 0°С, зимой -30°С.
- Почему на побережье теплее, чем в глубине материка?
-А какая температура сегодня в Антарктиде?
Открываю я сайт www.antarktis.ru
- в каких климатических поясах лежит Антарктида?
Диск сфера Климатические пояса Антарктиды. Работа с климатограммами
Антарктический какую часть занимает
Субантарктический
Умеренный – какую часть занимает? Какие температуры появляются?
- В чем причины суровости климата Антарктиды?
(- географическое положение, малый угол падения солнечных лучей;
- отражение тепла снегом и льдом).
Другая особенность климата – постоянные ураганные ветра.
Из-за большой разницы температур на побережье и во внутренних частях материка возникает разница в атмосферном давлении и как следствие возникают ветра большой силы - стоковые. Учебник рис. 351
Антарктида – самый холодный материк.
Хоть Антарктида и самый холодный материк, но он не лишен растительности и животного мира.
Растений мало, типичные – мхи, лишайники, водоросли. Животные – пингвины, ластоногие, киты, кашалоты, птицы.
С помощью сайта www.antarktis.ru познакомимся органическим миром материка.
Включаем планшеты и заходим на сайт www.antarktis.ru
-Используя статью «Животные Антарктиды», изучите, какие растения растут в Антарктиде?Что влияет на рост. Почему очень беден растительный мир?
- Познакомтесь с животными Антарктиды.Основные виды запишите в тетерадь. Выпишите только те, которые обитают в Антарктиде и в Антарктике.
- Какое животное можно назвать символом Антарктиды? Пингвин
- Какой мультфильм был снят про пингвинов? Какой вид был прообразом героев мультика вы поищете дома.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Организация работы учащихся по закреплению знаний.
А сейчас ответьте на вопросы теста и оцените себя, насколько вы усвоили материал и над чем еще предстоит работать.
Вариант 1
1. Верно ли утверждение, что в Антарктиде зарождаются самые сильные ветра планеты -
стоковые?
а) да; б) нет.
2. Птицы Антарктики:
а) пингвины; б) поморники; в) клесты; г) страусы; д) буревестники.
3. На одном из островов в море Росса находится действующий вулкан (3794 м.) –
а) Этна; б) Килиманджаро; в) Кракатау; г) Эребус.
4. Благодаря ледниковому покрову, средняя высота Антарктиды составляет -
а) 360 м; б) 750 м; в) 830 м; г) 2040 м.
5. Антарктиду считают « страной морозов », так как:
а) вокруг материка формируется мощное холодное Антарктическое течение; б) в центре материка формируется область высокого давления; в) зафиксированы очень низкие температуры.
6. Животный мир Антарктиды представлен в основном морскими обитателями, так как:
а) прибрежные моря богаты планктоном; б) в центре материка очень холодно;
в) годовые температуры на побережье выше, а в морях много рыбы и криля.
Вариант 2
1. Верно ли утверждение, что Антарктида – самый богатый пресными водами материк?
а) да; б) нет.
2. Типичные животные антарктического побережья и вод:
а) киты; б) тюлени; в) белые медведи; г) пингвины; д)северные олени.
3. Самая длинная горная цепь Антарктиды –
а) горы Гамбурцева; б) горы Вернадского; в) Трансантарктические горы.
4. Средняя температура зимы в центре материка составляет:
а) - 30°С; б) - 70°С; в) -10°С; г) 0°С.
5. Антарктида считается самым высоким материком, так как:
а) на материке находится множество горных хребтов; б) здесь находится вулкан Эребус
высотой 3794 м; в) средняя высота материка составляет 2040 м.
6. Растительный мир очень беден и представлен в основном низшими растениями, так как:
а) выпадает мало осадков; б) сильные стоковые ветры мешают растениям прочно держаться за почву; в) среднегодовые температуры очень низки.
- Проверьте свои ответы.
Если вы ответили на все вопросы правильно, то усвоили материал на «отлично»,
пять правильных ответов – показали хорошие знания
если меньше пяти – значит, над материалом предстоит поработать
Организация работы учащихся по рефлексии.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?
- На все ли вопросы мы ответили?
-Почему Антарктида -
- «Страна под облаками»,
- «Страна морозов и жестокого солнца»,
- «Страна пурги»,
- «Ледяной материк».
Домашнее задание: §37 , на контурной карте подписать горы, равнины. Найти о каких пингвинах был снят мультфильм «Пингвиненок Лоло»
Оценки за урок
Ответы
1 вариант | 2 вариант |
1) а | 1) а |
2) а б д | 2) а б г |
3) г | 3) в |
4) г | 4) б |
5) в | 5) в |
6) а | 6) б в |
Домашнее задание: §37 , на контурной карте подписать горы, равнины, выполнить задания1-5. Найти о каких пингвинах был снят мультфильм «Приключения пингвиненка Лоло»