Урок окружающего мира
3 класс
УМК «Школа России»
«Природа. Ценность природы для людей»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Береговская Л.А..
МКОУ Краснолимановская СОШ
2019 г
Тема. Природа. Ценность природы для людей.
Цели: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
-отличать предметы живой природы от неживой природы;
-классифицировать объекты живой природы;
-находить взаимосвязи в природе.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека и необходимость бережного отношения к ней.
Коммуникативные: умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты.
Ценностное отношение к окружающему миру природы.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
Ⅰ. Организационный момент.
Приветствие, создание положительного настроя на работу
Сегодня я рада вновь приветствовать вас на уроке.
Давайте порадуемся новому дню!
Поприветствуем всех присутствующих в классе улыбками.
Ⅱ. Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником.
- Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках
- Прочитайте на с. 3 название первого раздела.
- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Формулирование темы, постановка цели урока.
- Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:
Пять царств, в которых организмов много,
Мы называем матушкой-… (природой)
- Прочитайте на с. 4 название темы урока.
- Что мы узнаем на уроке?
- Чему научимся?
Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы.
Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение ее для человека.
А поможет нам в этом наш новый учебник.
Ⅲ. Актуализация знаний
Классификация объектов природы
- Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.
Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.
- Отгадайте загадки.
1.Стоят столбики белены, на них шапочки зелены. (Березы)
2.Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
3.Стоит Антошка на одной ножке, сам маленький, а шляпа большая.(Гриб)
4.Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
5.Сами гнезда они вьют и заливисто поют. Могут быстро в небо взвиться. Кто же это? (Птицы)
6.Им мы дышим, газы в нем. Как его мы назовем? (Воздух)
7.Крыльев нет, но я летаю. Я незрим, неосязаем. Но, как только осерчаю, берегись, я с ног сбиваю. (Ветер)
8. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
9. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Муха.)
10. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)
- Назовите объекты живой природы.
- Назовите объекты неживой природы.
- Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?
- По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам?
- Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука)
- Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ⅳ. Работа по теме урока
Работа по учебнику.
- Прочитайте абзацы раздела 1.
- Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?
3. Задание 1 (стр. 8).
Занимательная страничка.
Кроссворд.
1. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком. (Огурцы.)
2. Вечером наземь слетает,
Ночью на земле пребывает,
Утром опять улетает. (Роса.)
3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран.)
4. Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса.)
5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.)
6. Дает время молодцу
Ежегодно по кольцу. (Дерево.)
7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
о | г | у | р | ц | ы | | |
| р | о | с | а | | | |
| | б | а | р | а | н | |
| | | о | с | а | | |
| | в | е | т | е | р | |
д | е | р | е | в | о | | |
| | | м | о | р | о | з |
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. (Царство.)
- Как вы представляете себе «царство»?
- Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.
природа
Составление схемы
неживая
живая
Царство растений
Царство бактерий
Царство животных
Царство грибов
Ⅴ.Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
Ⅵ. Закрепление изученного
Выполнение задания в рабочей тетради, №1- 3, 6 с.3-5
Взаимоконтроль.
Сравни свою работу с работой соседа .
В чем совпадают ваши работы. Чем различаются? Есть ли у вас ошибки?
Исправь ошибки.
Выделение взаимосвязей.
На доске укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.
- Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.
- Ученики отвечают на вопросы по теме «Природа»
- Что такое природа?
- На какие группы делят природу?
- Назовите царства живой природы.
- Назовите значение природы для людей.
-Какие новые слова узнали? (организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп)
- Какое задание на уроке было для вас самым интересным
- К какой природе относится человек?
- Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?
VII. Рефлексия
- Вернемся к цели нашего урока.
- Что мы должны были узнать и чему научиться?
-Что мы узнали? Чему научились? Какие выводы сделали?
- Составьте «Синквейн»
1 строка – одно существительное (Кто? Что?). Природа.
2-ая – два прилагательных (Какая?). Прекрасная, живая.
3-я – три глагола (Что делает?). Очищает, дарит, кормит.
4-ая – крылатая фраза, Берегите природу.
5-ая – одно существительное, которое выражает суть (Кто? Что?) Жизнь.
Работа со словарем.
Алгоритм работы:
1) запись терминов;
2) запись значения в словарик;
3) прочтение записанного.
VIII. Итог урока.
1.Чтение вывода по теме «Природа».
- Что нового вы открыли для себя?
2. Домашнее задание: прочитать текст (с. 4–7); вопросы (с. 7);р/т с.4 № 4-5